ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 7
1.1. Сущность психологической готовности к школьному обучению .... 7
1.2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста 10
1.3. Особенности волевой готовности к школьному обучению детей
старшего дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования особенностей волевой
готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента 27
2.3. Содержание и организация развивающего игрового комплекса .... 34
2.4. Анализ результатов исследования особенностей волевой
готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного исследования 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 43
ЗАКЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Готовность к школьному обучению определяется тем, в какую деятельность включены умения детей. В детском саду проводят подготовку к чтению, письму, учат считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Поэтому, не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, такие, как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.
Психодиагностика дошкольного возраста определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении всего дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно -развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ).
Уровень психического развития ребенка, как предпосылка к успешному обучению в школе, должен проявляться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой [36].
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок не сможет усваивать учебный материал, он считается психологически неготовым к школьному обучению.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», т.е. не готовы к школьному типу обучения.
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению [36].
Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение [37].
У ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.
При подготовке к школе играет сформированность волевой готовности, как ведущей характеристики психологической готовности ребенка к школьному обучению [37].
Актуальность определяет следующее противоречие: способность к волевой регуляции собственных действий является одним из новообразований старшего дошкольного возраста. Развитие этого новообразования возможно только при участии воспитывающих взрослых. Тем не менее, дошкольный возраст допускает проявления импульсивности, несдержанности в поведении детей. Очевидно, что педагоги должны оптимизировать работу с детьми по развитию волевого компонента готовности к школьному обучению на основе использования естественного и ведущего вида деятельности ребенка.
Таким образом, цель исследования: изучение эффективности формирования волевой готовности детей 6-7 лет к школьному обучению посредством организации подвижных игр.
Объект исследования: волевая готовность детей к школьному обучению.
Предмет исследования: влияние специального организованного комплекса подвижных игр на формирование волевой готовности детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация специально разработанного комплекса подвижных игр будет эффективно способствовать развитию волевой готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить:
• сущность психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе;
• компоненты психологической готовности к школьному обучению;
• особенности волевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста .
2. Эмпирически изучить:
• особенности сформированности волевой готовности детей к школьному обучению в конкретной группе ДОУ;
• разработать комплекс занятий, по развитию волевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста на основе организации подвижных игр.
Методы исследования:
1. Метод анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы.
2. Методы диагностического обследования: эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации г. Красноярска.
В данной работе было изучено формирование волевой готовности детей 6-7 лет к школьному обучению посредством подвижной игры.
В связи с поставленными в начале работы задачами, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «психологическая готовность к школе», по | Л.И. Божович, включает в себя два аспекта: личностную и интеллектуальную.
Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения Школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
К концу старшего (дошкольного (возраста |не 1все дети (достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.
2. Изменения фв эмоциональной сфере связаны с развитием познавательной деятельности, а включение речи в эмоциональные (процессы обеспечивает их интеллектуализацию, они i становятся осознанными. Развитие (интеллектуальных чувств связано До становлением познавательной деятельности. Возможность перехода к сложной опосредованной деятельности |возникает по |мере развития |эмоционально-волевой (сферы. Именно |в этот период должна произойти перестройка (мотивации поведения, что (проявляется |в возможности (подчинить интересы и эмоции |в учебной деятельности, так и происходит в период достижения определенного уровня зрелости эмоционально-волевой среды.
3. Сознательное управление поведением только начинает складываться | в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием иерархии мотивов.
Для формирования волевого поведения необходимо слияние нравственных чувств и привычек со знанием моральных норм и требований.
Результаты изучения уровня развития произвольных действий у детей 6-7 лет по методике Н.И. Гуткиной «Домик» в экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента показали, что часть детей (73%) имеет достаточно низкий уровень произвольного поведения.
У этих детей также не достаточно развиты основные структуры волевого действия. Можно предположить, что детям трудно поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.
Результаты изучения уровня развития произвольных действий у детей 6-7 лет по методике Н.И. Гуткиной «Домик» в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента показали, что часть детей (87%) имеет достаточно низкий уровень произвольного поведения.
У этих детей также не достаточно развиты основные структуры волевого действия. Можно предположить, что детям трудно поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.
По результатам диагностического обследования был составлен развивающий игровой комплекс. Данный комплекс был использован в занятиях только с экспериментальной группой.
Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Цели игр были направлены на развитие произвольности, саморегуляции, внимания, самоконтроля. Проводились игры на свежем воздухе.
Далее был проведен контрольный эксперимент с экспериментальной и контрольной группой.
Результаты изучения уровня развития произвольных действий у детей 6-7 лет по методике Н.И. Гуткиной «Домик» в экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента показали, что большая часть детей (67%) имеет высокий уровень произвольного поведения.
Детей с низким уровнем не выявлено.
Результаты изучения уровня развития произвольных действий у детей 6-7 лет по методике Н.И. Гуткиной «Домик» в контрольной группе на этапе контрольного эксперимента показали, что часть детей (87%) имеет достаточно низкий уровень произвольного поведения.
У этих детей также как и на этапе констатирующего эксперимента остались недостаточно развиты основные структуры волевого действия. То есть, данные остались без изменений по сравнению с экспериментальной группой.
1. Бачурина В. Новые развивающие игры для дошколят. М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007. 176 с.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 2004. 254с.
3. Венгер А.Л. , Г.А. Цукерман Психологическое обследование младших школьников. М.: Изд-во ВАЛДОС-ПРЕСС, 2005. 159 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. 1136 с.
5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика коррекция развития. Под общ. ред. М.В. Гамезо. М.: Альфа, 1994. 116 с.
6. Гатальская В Г.В., Крыленко В А.В. В школу с радостью. Практическая психология для учителя. Мн.: Амалфея, 2000. 272 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, Сфера, 2005. 240 с.
8. Гиппиус А.С. Большая энциклопедия мамы школьника. М.: АСТ; СПб.: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», 2007. 346 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: ТЦ Сфера, 2002. 257с.
10. Детская В практическая В психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2005. 255 с.
11. Джиенбаева В.В. Преемственность дошкольного и начального образования // Начальная школа : журнал. 2012 . №8
12. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.: Изд-во Эксмо, 2000. 163 с.
13. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
14. Запорожец А.В. Избранное. М.: Гардарики, 2005. 556 с.
15. Земцова О.Н. Тесты для детей 6-7 лет: Учебное пособие. М.: Махаон, 2008. 112 с.
16. Иванец И.И., Ингерлейб М.Б. Трудный ребенок: если он не такой, как все... Шаг за шагом к успеху/Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2004. 320 с.
17. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
18. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. 240 с.
19. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. М.: Изд-во «Ювента», 2008. 32 с.
20. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
21. Конторович В.А., Крукович Е.И., Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2006. 464 с.
23. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
24. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чеш. М.: Просвещение, 1992. 320 с.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. 460 с.
26. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2004. 240 с.
27. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студ. психол. фак. университетов/Р.В. Овчарова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 448 с.
28. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: ТЦ Сфера, 2005. 480 с.
29. Основные этапы психического развития ребенка//Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. М.: ООО «Аспект», 2005. С. 43 - 51.
30. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 232 с.
31. Семенова Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников // Дошкольная педагогика : журнал.2012 . №10
32. Стюхина Г.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению». Сергиев Посад, 2007. 23 с.
33. Хаярова А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира // Дошкольная педагогика :журнал. 2012. №10 .
34. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 432 с.
35. Шаповаленко И.В. Возрастная психология/Психология развития и возрастная психология. М.: Гардарики, 2004. 349 с.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: ТЦ Сфера, 2001. 367 с.
37. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Изд-во Смысл, 2004. 436 с.
38. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.:
Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. 112 с.