Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Работа №115519

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития волевых качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр 8
1.1 Особенности развития волевых качеств у детей 5-6 лет в
исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов 8
1.2 Подвижные игры как средство развития волевых качеств у
детей 5-6 лет 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию волевых качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр 29
2.1 Выявление уровня развития волевых качеств у детей 5-6 лет... 29
2.2 Содержание и организация работы по развитию волевых
качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр 45
2.3 Динамика уровня развития волевых качеств у детей 5-6 лет. 54
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 67
Приложение Б Картотека подвижных игр в соответствии с показателями развития волевых качеств детей 5-6 лет 72
Приложение В Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по развитию волевых качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр 78
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования уровня на этапе контроля 81


Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема воли и волевой регуляции поведения, а также деятельности человека достаточно длительное время является предметом исследований, создавая проблемное поле дискуссий и обсуждений. В целом развитие воли происходит на протяжении всей жизни человека, но с точки зрения психологических и педагогических исследований важно начинать работу по развитию волевых качеств с дошкольного возраста, так как данные процессы в этом промежутке взросления - изменчивы и подвижны.
В рамках выполнения разнообразных видов деятельности, преодолевая внутренние и внешние препятствия, дети развивают в себе волевые качества, такие как: инициативность, решительность, самостоятельность, выдержку, мужество и дисциплинированность. Основной характеристикой личностного развития является воля, поэтому родители, педагоги, психологи должны уделять много внимания развитию волевой сферы.
В рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования нового поколения огромное внимание уделено подготовке детей к обучению в школе, где важнейшим компонентом является волевая готовность, характеризующаяся таким уровнем развития волевых качеств, который позволит детям принимать новые социальные позиции, успешно адаптируясь к школе.
В целом современное общество уделяет много внимания воспитанию волевых качеств детей, поэтому развивать волевые качества важно постоянно, особенно начиная с дошкольного возраста, когда закладываются основы физического и психического, волевого и личностного развития ребенка. В период 5-6 лет осуществляются качественные и структурные изменения головного мозга ребенка, отлично развиваются большие полушария, а именно лобные доли, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы. Также, наблюдаются изменения протекания таких нервных процессов, как торможения и возбуждения, что составляет физиологическую предпосылку развития волевых качеств детей.
Заниматься развитием волевых качеств детей 5-6 лет важно с опорой на ведущей вид деятельности, то есть игру, ценность которой заключается на только в психологическом, но и личностном, физическом развитии ребенка. Особое место занимают подвижные игры, которые способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры приводят к закреплению у детей важных волевых качеств личности, а игры в коллективе сверстников укрепляют саморегуляцию поступков.
Роль и особенности применения подвижных игр в дошкольном возрасте изучались Л.Н. Волошиной, А.Н. Ноткиной, возможности подвижных игр как средства личностного развития ребенка изучались О.Н. Кокоревой, Л.М. Коровиной, Э.Я. Степаненковой. Однако, возможности подвижных игр в развитии волевых качеств у детей 5-6 лет недостаточно теоретически освещены и методически представлены в психолого-педагогической литературе.
На основании вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью развития волевых качеств у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей подвижных игр в данном процессе.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности подвижных игр в развитии волевых качеств у детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие волевых качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития волевых качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Объект данного исследования: процесс развития волевых качеств у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития волевых качеств у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития волевых качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр будет возможным, если:
- создана картотека подвижных игр в соответствии с показателями развития волевых качеств у детей и с учетом выделенных критериев (наличие игр с правилами-запретами, наличие дополнительных задач в игре, соревновательных моментов, возможности выстраивания стратегии);
- включены подвижные игры в совместную деятельность педагога и детей 5-6 лет в режимных моментах;
- вовлечены родители в работу по развитию волевых качеств детей 5-6 лет посредством подвижных игр в форме консультаций.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития волевых качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр;
2) выявить уровень развития волевых качеств у детей 5-6 лет;
3) разработать и реализовать содержание работы по развитию волевых качеств у детей 5-6 лет посредством подвижных игр;
4) оценить динамику уровня развития волевых качеств у детей 5-6 лет.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение и систематизация литературных источников по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования:
- исследования волевых качеств, волевой регуляции поведения детей 5-6 лет Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожца, В.К. Котырло, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, Л.И. Божович;
- исследования роли подвижных игр в психическом развитии ребенка A. В. Гарифуллина, Ю.В. Давыденко, М.А. Дорониной, О.Н. Кокоревой, Л.М. Коровиной, Э.Я. Степаненковой, О.В. Хухлаевой, B. А. Шишкиной.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют научные данные в области развития волевых качеств у детей 5-6 лет и использования подвижных игр для реализации данного процесса.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования, комплекс методов диагностики, предложенные подвижные игры могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями в дошкольных образовательных организациях в процессе эмоционально-волевого развития детей 5-6 лет.
База исследования: филиал ТМКДОУ д/с «Северок» - д/с «Светлячок», с. Верхнеимбатск. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник), 4 приложения. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, цель, задачи, которые были поставлены, можно считать достигнутыми, что позволяет сделать следующие выводы.
К старшему дошкольному возрасту ребенок делает огромный шаг в развитии волевых качеств, так как обучается брать на себя ответственность за выполнение заданий. Лучше всего развивать волевые качества ребенка в ведущей деятельности, а именно игре. Старшие дошкольники могут ставить значимые цели не только для них, но и для окружающих в процессе участия в игровой деятельности. Конечно же, игровые мотивы остаются значимыми для детей на протяжении всего дошкольного детства, именно поэтому, в подвижной игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого. В старшем дошкольном возрасте в игре познавательные мотивы выходят на первый план. Дошкольники начинают получать удовольствие от решения не только игровой, ну и двигательной задачи. К тому же, в этом возрасте, ребенок адекватно начинает относиться к собственным достижениям и достижениям сверстников.
Потенциал подвижной игры в развитии волевых качеств заключается в том, что данный тип игры представляет собой активную и сознательную деятельность детей, для которой характерно оперативное и точное выполнение задач, которые обусловлены игровыми правилами. Педагогическая ценность подвижной игры заключается в том, что применение их в рамках образовательного процесса оказывает положительное воздействие на нравственность, волевые качества, ум, волю, физически укрепляя ребенка.
В результате проведенного констатирующего этапа исследования было определено, что волевые качества дошкольников 5-6 лет находятся на среднем уровне развития, что проявляется: в среднем уровне развития 60
способности осуществлять целенаправленные действия, аккуратно по образцу выполнять задания, а также следовать вербальным инструкциям; в среднем уровне самостоятельности детей в деятельности; среднем уровне инициативности, дисциплинированности, имеющих характер, не имеющий личностной направленности для ребенка, а проявляющиеся только в ситуации интереса; преобладании отрицательной мотивации и страха наказания в сдерживании побуждений.
Целью формирующего этапа исследования стала разработка и реализация содержания работы по развитию волевых качеств детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Этапы формирующей работы:
- создание картотеки подвижных игр в соответствии с показателями развития волевых качеств у детей и с учетом выделенных критериев (наличие игр с правилами-запретами, наличие дополнительных задач в игре, соревновательных моментов, возможности выстраивания стратегии);
- включение подвижных игр в совместную деятельность педагога и детей 5-6 лет в режимных моментах;
- вовлечение родителей в работу по развитию волевых качеств детей 5¬6 лет посредством подвижных игр в форме консультаций.
В результате проделанной работы по развитию волевых качеств посредством подвижных игр была зафиксирована положительная динамика развития волевых качеств дошкольников: на 20% снизилось количество детей с низким уровнем развития волевых качеств. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждена, результаты работы обладают практической значимостью.



1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с. (Серия «Мастера психологии»).
2. Бабаджан Т. С. Организованная подвижная игра; под общ. ред. проф. Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной ; Ин-т педиатрии АМН. М. : Ин¬т сан. просвещения, 1948. 48 с.
3. Батыршина А. Р. Психология воли и волевой регуляции [Электронный ресурс] : библиографический указатель литературы. 2-е издание, стереотипное. М. : Издательство «ФЛИНТА», 2017. 715 с.
4. Вуймина Н. И. Создание комфортных психолого-педагогических условий для развития интеллектуальных способностей, эмоционально¬волевой и мотивационной сферы дошкольников при подготовке к школьному обучению // Культура и образование: новые вызовы и перспективы : материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. г. Кемерово, 04-28 апреля 2016. Кемерово, 2016. С. 61-65.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика- пресс, 1999. 533 с.
6. Дедулевич М. Н. Играй - не зевай. Подвижные игры с
дошкольниками : пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. : Просвещение, 2007 (Саратов : Саратовский
полиграфкомбинат). 62 с.
7. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. М., 2003. С. 151.
8. Запорожец А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1969. 26 с.
9. Иллюстрированная картотека подвижных игр и игровых упражнений : для формирования двигательного опыта у детей 5-7 лет : 48 карточек / [авт.-сост. - Галина Глушкова]. М. : Линка-пресс : Обруч, 2016. 48 отд. л.
10. Инталева В. В., Ривера, А. И. Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника //Молодой ученый Сборник научных трудов по материалам III международной научной конференции. 2017. С. 33-34.
11. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб. : Детство- Пресс, 2013. 62 с.
12. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики : пособие. Изд. 2-е, доп. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. 79 с.
13. Калинин В. К. Волевая регуляция деятельности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тбилиси, 1989. 68 с.
14. Калинковская С. Б. Использование творческих подвижных игр как здоровьесберегающего фактора в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений //Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2011. № 8. С. 37-48.
15. Каракулова Е. В. Теоретический анализ основных подходов в работе по формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников // Специальное образование. 2010. №3. С.55-60.
16. Клочкова Г. М. Инновационные процессы в образовании [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие ; М-во образования и науки Российской Федерации, Тольяттинский гос. ун-т, Гуманитарно-пед. ин-т, Каф. «Дошкольная педагогика и психология». Тольятти : ТГУ, 2015.
17. Колидзей Э. А. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности : Учеб.-метод. пособие : Материал спецкурса по теме «Психология игры»; Балаш. гос. пед. ин-т. Каф. практ. психологии. Балашов, 1997. 150 с.
18. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. К. : «Рад. школа», 1971. С. 32-51.
19. Коренькова О. Н. Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня // Проблемы педагогики.
2015. №2 (3). С.34-40.
20. Кошкина Н. Р., Ельцова Т. Н., Офицерова, С. С. Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.89-100.
21. Курбонова Г. А. Влияние национальных подвижных игр на
формирование нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : [специальность] 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) / Курбонова Гулрухон Абдуалимовна ; [работа выполнена: Таджикский государственный педагогический
университет имени Садриддина Айни ; место защиты: Таджикский национальный университет]. Душанбе, 2019. 22 с.
22. Леонова О. В. Развитие нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Ставрополь, 1996.165 с.
23. Лысенко Е. М. Возрастная психология : краткий курс лекций для вузов. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 172 с.
24. Макаров Ю. М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры : учебник для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению «Физическая культура» / под. ред. Ю. М. Макарова. М. : Академия, 2013. 270 с.
25. Медведева К. А., Нарышкина А. В. Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. С. 21-25.
26. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
27. Павленко И. Н. Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. Москва, 2006. 166 с.
28. Педагогика и психология развития современного детства : материалы Международной научно-практической конференции (11-12 ноября 2011 г.) : [в 3 ч.] / ФГБОУ ВПО «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара», Психолого-пед. фак., ОО «Пед. о-во» г. Арзамаса ; [под общ. ред. Т. Т. Щелиной]. Арзамас : АГПИ, 2011.
29. Подвижные игры : учебное пособие / под. ред. Шалаева О. С., Мишенькина В. Ф., Эртмана Ю. Н., Ковыршина Е. Ю. ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск : Изд-во СибГУФК, 2019. 157 с.
30. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты. Изд. 2-е, доп. СПб. : Образовательные проекты ; Москва : Обруч, 2013. 190 с.
31. Помелов В. Б. Фридрих Фрёбель и его вклад в педагогику: к 230- летию со дня рождения педагога и к 175-летию открытия им первого в истории детского сада // Вестник ВятГУ. 2011. №4-3. С.44-50.
32. Психология и педагогика игры дошкольника : (Материалы Симпозиума) / Ин-т дошкольного воспитания АПН РСФСР ; Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М. : Просвещение, 1966. 351 с.
33. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С., Мигун Ю. П. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах : учебно-методическое пособие: теоретическая часть. ЭИ дети. М. : Ин-т психологии РАН, 2019. 135 с.
34. Сидорова Е. Н. Подвижные игры : учебно-методическое пособие : для использования в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ВПО по дисциплине «Физическая культура: Подвижные игры» по специальности «Физическая культура и спорт». Сибирский федер. ун-т. Красноярск : СФУ, 2013. 91 с.
35. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез.2012. 100 с.
36. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. : Академия, 2000. 120 с.
37. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : [Учеб. для пед. уч-щ по спец. 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» и 2002 «Дошк. Воспитание»]. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1984. 207 с.
38. Шмонина В. Творческие подвижные игры //Дошкольное воспитание. 1995. № 8. С. 23-27.
39. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. : Педагогика, 2009. 258 с.
40. Чумаков М. В. Эмоционально-волевая сфера в структуре личностных черт // Вестник Курганского государственного университета.
2016. №2 (41). С.76-80.
41. Эльконин Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 5-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 383 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ