Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Работа №17603

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
749
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО ....
1.1 Понятие самостоятельности в педагогических исследованиях 8
1.2 Требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к
формированию самостоятельности дошкольников
1.3 Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. ...
2. Опытно - экспериментальная работа по изучению уровня
сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду
2.1 Описание методов и методик исследования 21
2.2 Программа формирования самостоятельности у детей старшего 29
дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации по формированию самостоятельности 45
у детей старшего дошкольного возраста
Заключение 49
Список использованных источников 52


В настоящее время проблема формирования самостоятельности поднимается на различных уровнях. Словосочетание «формирование самостоятельности» все чаще встречается в документах, отражающих ведущие направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживается неоднократное обращения к этому качеству: «формирование инициативности, самостоятельности и ответственности» детей [33]. Все это говорит о том,что формирование самостоятельности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах формирования самостоятельности в старшем дошкольном возрасте в условиях детского сада.
Объект исследования: формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Гипотеза: процесс формирования самостоятельности старших дошкольников может стать успешнее если:
1. Определена сущность самостоятельности дошкольников в единстве когнитивный, эмоционально - волевой, деятельностный компонентов.
2. Разработана и апробирована программа формирования самостоятельности дошкольников в игровой,художественно¬изобразительной и трудовой деятельности.
3. Разработаны программы диагностики уровня сформированности самостоятельности дошкольников, определены критерии и уровни сформированности самостоятельности дошкольников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие самостоятельности в педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников.
3. Выделить особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по изучению уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
5. Составить методические рекомендации по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись методы: Теоретические - составление библиографии, анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, реферирование, тезирование; эмпирические - изучение опыта педагогов, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа.
К исследованию проблемы формирования самостоятельности детей дошкольного возраста обращались Л.В. Жарова, М.А. Котова, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцева.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности и студентами в вузах при подготовке к практическим занятиям.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №31 «Аленушка» г. Лесосибирска, выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации статей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях ДОУ» и «Методические рекомендации по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» [32].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 52 наименований, 5 таблиц, приложений. Общий объем работы составляет 59 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие «самостоятельность» в педагогических исследованиях, и в контексте нашего исследования под понятием «самостоятельность детей старшего дошкольного возраста» мы будем понимать готовность дошкольника совершать действия без помощи других, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, иметь собственные (независимые) суждения; контролировать и корректировать свою деятельность; объективно оценивать ее результаты; прогнозировать (планировать) свою деятельность.
Мы рассмотрели требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников, и пришли к выводу, что формирование самостоятельности является необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению.
Мы выделили особенности формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в игровой, трудовой и художественно-эстетической деятельностях, такие как: умение планировать и выполнять поставленные задачи без указаний и помощи со стороны взрослого; умение находить новые знания, опираясь на полученный опыт; умение преодолевать трудности при выполнении заданий; умение вносить элементы творчества в самостоятельную деятельность. Мы также можем отметить, что формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляется педагогом через систему методов (наблюдение, объяснение, поручение, постановка дошкольников в позицию «взрослых», формирование у дошкольников обширного кругозора).
Мы провели опытно - экспериментальную работу по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельности в старшей группе МБДОУ № 31 «Аленушка» г. Лесосибирска. В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы мы провели диагностику самостоятельности детей старшей группы. Для этого мы использовали требования диагностики самостоятельности из образовательной Программы МБДОУ №31 «Аленушка», ориентируясь на требования ФГОС ДО. Нами были предложены методы наблюдения за игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста и методика: «Дорисовывание кругов» Т.С. Комаровой.
В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень самостоятельности у 5 дошкольников (26%); средний уровень самостоятельности у 11 дошкольников (57,2%); высокий уровень самостоятельности имеют 3 дошкольника (15,6%).
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась разработка программы формирования самостоятельности старших дошкольников через систему методов (беседа, игра, поручения, наблюдения), направленных на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой, художественно-изобразительной деятельности.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику самостоятельности, используя методику и методы констатирующего этапа работы, анализ результатов показал, что произошла значительная динамика уровней развития самостоятельности: низкий уровень самостоятельности не показал ни один дошкольник; средний уровень самостоятельности у 13 дошкольников (67,6%); высокий уровень самостоятельности продемонстрировали 6 дошкольника (31,2%).
Исходя из того, что произошла положительная динамика в развитии самостоятельности дошкольников, можно утверждать, что предложенные нами формы и методы работы в ходе опытно-экспериментальной работы способствуют развитию их самостоятельности в игровой, трудовой, художественно-изобразительной деятельности. Наиболее эффективными приемами, по нашему мнению, являются поручения, положительный пример, игра, эксперимент, наблюдение. Следовательно, использование их в образовательном процессе ДОУ формирование самостоятельности старших дошкольников будет проходить более эффективно.
Таким образом, задачи исследования нами решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.



1. Акулова, Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2015. - № 4. - С. 38-52.
2. Алекинова, О.В. Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно - дидактического материала / О.В. Алекинова // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы V Международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 47 - 48.
3. Атарова, А.Н. Психолого - педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности / А.Н. Атарова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 392¬398.
4. Бакаева, О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников / О.Н. Бакаева // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 6. - С. 96-100.
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебник / А.С. Белкин. - Москва: Академия, 2000. - 142 с.
6. Белоусова, Л.В. Развитие самостоятельности дошкольников в экспериментально - поисковой деятельности / Л.В. Белоусова, Н.Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 7. - С. 6 -14.
7. Беляева, В.П. Развитие самостоятельности дошкольников в художественном творчестве / В.П. Беляева // В сборнике: Наука и образование Материалы III Международной научно-практической конференции. Научно-образовательное учреждение «Вектор науки». -Таганрог, 2015. - С. 14 - 17
8. Болотникова, О.П. Психолого - педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6 - 7 лет / О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.А. Ошкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№4. - С. 22.
9. Бутенко, Н.В. Формирование основ творческой самостоятельности дошкольника в процессе продуктивной деятельности / Н.В. Бутенко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 2. - С. 76-77.
10. Ветлугина, Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников: науч. изд. / Н.А. Ветлугина. - Москва: Педагогика, 1980. - 208 с.
11. Габай, Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения / Т.В. Габай // Культурно - историческая психология. - 2012. - № 4. - С. 28-37.
12. Гурина, И.А. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной психологии / И.А. Гурина, О.В. Шпак // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 5. - С. 644.
13. Гусарова, Е.Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.Н. Гусарова, Е.А. Соколова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. - С. 110-112.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт - Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - Санкт - Петербург: Питер, 2016. - 464 с.
16. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: науч. изд. / Л.В. Жарова. - Москва, 1992. - 98 с.
17. Зверев, И.Д. Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе / И.Д. Зверев // Народное образование. - 1976. - № 3. - С. 118.
18. Зебзеева В.А. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста // В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации сборник XI Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 332-339.
19. Каримов, В.Р. Структура и компоненты двигательной самостоятельности старших дошкольников / В.Р. Каримов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. - С. 220-224.
20. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: учеб. пособие / Т.С. Комарова. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 72 с.
21. Котова, М.А. Изучение уровня сформированности самостоятельности дошкольников шестого года жизни / М.А. Котова // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12-2. - С. 91-93.
22. Котова, М.А. К вопросу о формировании самостоятельности дошкольников / М.А. Котова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2015. - № 6-2. - С. 51-53.
23. Красникова, А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей / А.Н. Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Яковлева Т.В. - Чебоксары, 2015. - С. 153-156.
24. Лапаева, И.В. Формирование самостоятельности дошкольников посредством продуктивной деятельности / И.В. Лапаева // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. - Уфа, 2015. - С. 175 - 177.
25. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся: новые исследования в педагогике: науч. изд. / И.Я. Лернер. - Москва, 1971. - 45 с.
26. Липунова, М.В. Становление самостоятельности дошкольников как условие дальнейшего обучения в школе / М.В. Липунова, А.А. Романов // В сборнике: Детство, открытое миру Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции. Омский государственный педагогический университет. - Омск, 2016. - С. 23-27.
27. Мазур, Н.А. Самостоятельность дошкольников в рамках компетентностного подхода / Н.А. Мазур // В сборнике: Новые технологии в образовании Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. - Таганрог, 2015. - С. 20-23.
28. Машковцева, Л.М. К вопросу проявления самостоятельности у дошкольников / Л.М. Машковцева // В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. - Смоленск, 2016. - С. 80-81.
29. Микерина, А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Детский сад: теория и практика. -2016. - № 6 (66). - С. 54-61.
30. Минина, А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / А.В. Минина // Дискуссия. - 2014. - № 1. - С. 131-137.
31. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: учеб. пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - Москва: ГНОМ и Д, 2000. - 142 с.
32. Михайлова, С.М. https://znanio.ru/media/formirovanie_
samostoyatelnosti_u_starshih_doshkolnikov_v_usloviyah_dou-92139
https://znanio.ru/media/metodicheskie_rekomendatsii_po_formirovaniyu_samostoyatelnosti_u_doshkolnikov-92140
33. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155 // Официальные документы в образовании. - 2013. - №36. - С. 22.
34. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. - Москва: Оникс, 2008. - 412 с.
35. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва: Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 361 с.
36. Охулкова, И.В. Формирование самостоятельности дошкольников в обучении: актуальность и проблемы / И.В. Охулкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 189-191.
37. Педагогика: Большая современная энциклопедия / под ред. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 452 с.
38. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: учебник / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. - Москва: Феникс, 2015. - 342 с.
39. Примерная образовательная программа дошкольного образования / О.А. Мистрюкова, О.В. Сагдеева, О.А. Говорущенко и др. - 2016. - 86 с.
40. Прудякова, Л.Л. Педагогические условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 251-255.
41. Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. - Москва: Просвещение, 2014. - 232 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург, 2002. - 720 с.
43. Рыбак, Е.В. Самостоятельность как вектор коммуникативного и творческого развития дошкольника / Е.В. Рыбак // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 18-27.
44. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста /М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - с. 41 - 49.
45. Смолева, Т.О. К исследованию вопроса о формировании самостоятельности у старших дошкольников в художественно - трудовой деятельности / Т.О. Смолева, С.А. Радченко // В сборнике: Современные концепции развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. - Уфа, 2015. - С. 154 - 157.
46. Сухачева, Е.Н. Воспитание самостоятельности у старших дошкольников / Е.Н. Сухачева, Т.Е. Гребенщикова, Н.Е. Проскурина // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика III Международная научно-практическая конференция. - 2015. - С. 170-172.
47. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / Н.Ф. Талызина. - Москва, 1998. - 288 с.
48. Токарева, Т.А. Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т.А. Токарева // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 2. - С. 118-123.
49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега - Л., 2014. - 134 с.
50. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности: учебник / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. - Москва: ОИРО, 2010. - 432 с.
51. Чебровская, С.В. Психологические аспекты самостоятельности дошкольников / С.В. Чебровская //Амурский научный вестник. - 2014. - № 4.- С. 183-189.
52. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике: науч. изд. / Г.И. Щукина. - Москва, 1971. - 351 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ