Модальность и обучение средствам выражения модальности в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы модальность и обучения в немецком языке... 5
1.1. Понятие модальности 5
1.2. Способы и средства выражения модальности в немецком языке 14
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Работа с применением языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка 43
2.3. Анализ результатов исследования 56
Выводы по второй главе 64
Список литературы 67
Приложение 1 70
Приложение 2 83
Глава 1. Теоретические основы модальность и обучения в немецком языке... 5
1.1. Понятие модальности 5
1.2. Способы и средства выражения модальности в немецком языке 14
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Работа с применением языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка 43
2.3. Анализ результатов исследования 56
Выводы по второй главе 64
Список литературы 67
Приложение 1 70
Приложение 2 83
Актуальность исследования. Основными принципами современного образования в Российской Федерации провозглашаются гуманизация и гуманитаризация, которые подразумевают, прежде всего, понимание того, что ученик - главная фигура в школе. Таким образом, цель работы каждого учителя состоит в том, чтобы средствами своего предмета формировать в ребенке научное мировоззрение, закладывать основы практических знаний и умений, которые помогут ему жить в природе и обществе, найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно.
Модальность - понятийная категория. Она выражает отношение сообщаемого к его реальному осуществлению, устанавливаемое (определяемое) говорящим лицом. Отношение высказывания к реальности в русском языке выражается при помощи различных средств - лексических, морфологических, синтаксических. Специальным морфологическим средством выражения модальности высказывания являются формы наклонения глагола, которые передают самые разнообразные модальные значения и оттенки.
В нашем исследовании модальность рассматривается как модусная категория, выражающая отношение пропозитивной основы содержания высказывания к действительности с точки зрения субъективно-оценочной позиции говорящего. Следует сказать, что в рамках модусной категории модальности формируется большое количество частных значений: реальности, желательности, возможности, вероятности, необходимости, предположительности, достоверности и др.
Синтаксические средства выражения модальности - это прежде всего различные типы вводных и вставных слов и конструкций (словосочетаний и предложений), например: полагаю, поверь, как видим, по правде говоря, уверяю вас, известное дело, вне (без) всякого сомнения, сколько помню, мы все глубоко убеждены, давно пора признать и т.п.
Многообразие модальных значений, их грамматическая синонимия, а также наличие большого количества классификаций видов модальности на лексическом уровне являются одними из главных тормозящих факторов на пути к грамотному использованию модальности в научном тексте. В данной статье мы, пытаясь систематизировать накопленный материал, предлагаем классификацию видов модальности научного текста.
Методы исследования: в соответствии с целью и задачами исследования использовался дискурсивный анализ, контекстуальный анализ, структурный анализ и описательный метод.
Методологической основой послужили труды по теории модальности в обучении - Л.Ф. Куманичкина, А.В. Зеленщиков, И.Р. Галперин, В.Фон Гумбольд, Л.И. Василенко и др.
Объект исследования - модальность и обучение.
Предмет исследования - применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка.
Цель работы - изучить модальность и обучение средств выражения модальности в школе.
Задачи :
1. Дать понятие модальности.
2. Рассмотреть способы и средства выражения модальности в немецком языке.
3. Провести исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные материалы исследования можно использовать в применении модальности как средства обучения на кроах иностранного языка.
Модальность - понятийная категория. Она выражает отношение сообщаемого к его реальному осуществлению, устанавливаемое (определяемое) говорящим лицом. Отношение высказывания к реальности в русском языке выражается при помощи различных средств - лексических, морфологических, синтаксических. Специальным морфологическим средством выражения модальности высказывания являются формы наклонения глагола, которые передают самые разнообразные модальные значения и оттенки.
В нашем исследовании модальность рассматривается как модусная категория, выражающая отношение пропозитивной основы содержания высказывания к действительности с точки зрения субъективно-оценочной позиции говорящего. Следует сказать, что в рамках модусной категории модальности формируется большое количество частных значений: реальности, желательности, возможности, вероятности, необходимости, предположительности, достоверности и др.
Синтаксические средства выражения модальности - это прежде всего различные типы вводных и вставных слов и конструкций (словосочетаний и предложений), например: полагаю, поверь, как видим, по правде говоря, уверяю вас, известное дело, вне (без) всякого сомнения, сколько помню, мы все глубоко убеждены, давно пора признать и т.п.
Многообразие модальных значений, их грамматическая синонимия, а также наличие большого количества классификаций видов модальности на лексическом уровне являются одними из главных тормозящих факторов на пути к грамотному использованию модальности в научном тексте. В данной статье мы, пытаясь систематизировать накопленный материал, предлагаем классификацию видов модальности научного текста.
Методы исследования: в соответствии с целью и задачами исследования использовался дискурсивный анализ, контекстуальный анализ, структурный анализ и описательный метод.
Методологической основой послужили труды по теории модальности в обучении - Л.Ф. Куманичкина, А.В. Зеленщиков, И.Р. Галперин, В.Фон Гумбольд, Л.И. Василенко и др.
Объект исследования - модальность и обучение.
Предмет исследования - применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка.
Цель работы - изучить модальность и обучение средств выражения модальности в школе.
Задачи :
1. Дать понятие модальности.
2. Рассмотреть способы и средства выражения модальности в немецком языке.
3. Провести исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные материалы исследования можно использовать в применении модальности как средства обучения на кроах иностранного языка.
Нами была достигнута цель исследования, которая заключалась в изучении обучения средств выражения модальности иностранного языка в школе.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Дано понятие модальности. Модальность - семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией, принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Иногда термин модальность выступает как синоним термина наклонение, но чаще эти понятия разграничивают, считая модальность семантической категорией (относящейся не только к глаголу и могущей не иметь в языке обязательного выражения), а наклонение - грамматической категорией глагола (которая может и потерять связь с модальностью, как, например, конъюнктив в латинском и французском языках, диктуемый в ряде случаев только синтаксическими правилами).
2. Рассмотрены способы и средства выражения модальности в немецком языке. Основное средство выражения модальности на синтаксическом уровне в немецком языке - морфологическая категория наклонения, рассматриваемая как модальная база предложения. Главное в значении наклонения - это субъективное отношение говорящего к действительности, к высказываемому действию, его понимание действия как соответствующего реальности, как побуждения, как условия, как предположения, как еще не совершившегося.
Говорящий с помощью форм различных наклонений может выражать предположение в отношении истинности содержания, употребляя различные степени модуса знания по признаку возможности (конечно - вероятно - возможно). На протяжении всей истории развития лингвистической науки понятие модальности рассматривалось и рассматривается применительно к глагольной системе времен и наклонений и специальному разряду модальных слов и частиц.
Наклонение является центром (ядром) функционально-семантического поля модальности, поэтому считаем необходимым подробнее остановиться на проблеме инвентаря данной категории глагола в татарском и немецком языках. Исследованию в нашей работе подвергаются лишь чисто глагольные наклонения, т.е. наклонения, свойственные только глагольной форме: изъявительное, сослагательное и повелительное, имеющиеся в обоих сопоставляемых языках, а также наклонения, характерные только для
татарского языка - желательное и условное.
3. Нами было проведено исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка. В исследовании принимали участие 40 учащихся 7-9 класса, школьников разделили на две группы контрольная и экспериментальная. В контрольной группе занимались по обычно программе. в экспериментальной по предложенной нами методике. Результаты эксперимента показали, что у школьников экспериментальной группы уровень знаний немецкого языка после проведенной работы стал выше, чем у школьников контрольной группы.
Таким образом, результаты эксперимента показали, что применение языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка оказывает положительное влияние на формирование знаний языка учащихся.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Дано понятие модальности. Модальность - семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией, принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Иногда термин модальность выступает как синоним термина наклонение, но чаще эти понятия разграничивают, считая модальность семантической категорией (относящейся не только к глаголу и могущей не иметь в языке обязательного выражения), а наклонение - грамматической категорией глагола (которая может и потерять связь с модальностью, как, например, конъюнктив в латинском и французском языках, диктуемый в ряде случаев только синтаксическими правилами).
2. Рассмотрены способы и средства выражения модальности в немецком языке. Основное средство выражения модальности на синтаксическом уровне в немецком языке - морфологическая категория наклонения, рассматриваемая как модальная база предложения. Главное в значении наклонения - это субъективное отношение говорящего к действительности, к высказываемому действию, его понимание действия как соответствующего реальности, как побуждения, как условия, как предположения, как еще не совершившегося.
Говорящий с помощью форм различных наклонений может выражать предположение в отношении истинности содержания, употребляя различные степени модуса знания по признаку возможности (конечно - вероятно - возможно). На протяжении всей истории развития лингвистической науки понятие модальности рассматривалось и рассматривается применительно к глагольной системе времен и наклонений и специальному разряду модальных слов и частиц.
Наклонение является центром (ядром) функционально-семантического поля модальности, поэтому считаем необходимым подробнее остановиться на проблеме инвентаря данной категории глагола в татарском и немецком языках. Исследованию в нашей работе подвергаются лишь чисто глагольные наклонения, т.е. наклонения, свойственные только глагольной форме: изъявительное, сослагательное и повелительное, имеющиеся в обоих сопоставляемых языках, а также наклонения, характерные только для
татарского языка - желательное и условное.
3. Нами было проведено исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка. В исследовании принимали участие 40 учащихся 7-9 класса, школьников разделили на две группы контрольная и экспериментальная. В контрольной группе занимались по обычно программе. в экспериментальной по предложенной нами методике. Результаты эксперимента показали, что у школьников экспериментальной группы уровень знаний немецкого языка после проведенной работы стал выше, чем у школьников контрольной группы.
Таким образом, результаты эксперимента показали, что применение языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка оказывает положительное влияние на формирование знаний языка учащихся.



