Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модальность и обучение средствам выражения модальности в школе

Работа №15528

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

немецкий язык

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
815
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы модальность и обучения в немецком языке... 5
1.1. Понятие модальности 5
1.2. Способы и средства выражения модальности в немецком языке 14
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Работа с применением языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка 43
2.3. Анализ результатов исследования 56
Выводы по второй главе 64
Список литературы 67
Приложение 1 70
Приложение 2 83


Актуальность исследования. Основными принципами современного образования в Российской Федерации провозглашаются гуманизация и гуманитаризация, которые подразумевают, прежде всего, понимание того, что ученик - главная фигура в школе. Таким образом, цель работы каждого учителя состоит в том, чтобы средствами своего предмета формировать в ребенке научное мировоззрение, закладывать основы практических знаний и умений, которые помогут ему жить в природе и обществе, найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно.
Модальность - понятийная категория. Она выражает отношение сообщаемого к его реальному осуществлению, устанавливаемое (определяемое) говорящим лицом. Отношение высказывания к реальности в русском языке выражается при помощи различных средств - лексических, морфологических, синтаксических. Специальным морфологическим средством выражения модальности высказывания являются формы наклонения глагола, которые передают самые разнообразные модальные значения и оттенки.
В нашем исследовании модальность рассматривается как модусная категория, выражающая отношение пропозитивной основы содержания высказывания к действительности с точки зрения субъективно-оценочной позиции говорящего. Следует сказать, что в рамках модусной категории модальности формируется большое количество частных значений: реальности, желательности, возможности, вероятности, необходимости, предположительности, достоверности и др.
Синтаксические средства выражения модальности - это прежде всего различные типы вводных и вставных слов и конструкций (словосочетаний и предложений), например: полагаю, поверь, как видим, по правде говоря, уверяю вас, известное дело, вне (без) всякого сомнения, сколько помню, мы все глубоко убеждены, давно пора признать и т.п.
Многообразие модальных значений, их грамматическая синонимия, а также наличие большого количества классификаций видов модальности на лексическом уровне являются одними из главных тормозящих факторов на пути к грамотному использованию модальности в научном тексте. В данной статье мы, пытаясь систематизировать накопленный материал, предлагаем классификацию видов модальности научного текста.
Методы исследования: в соответствии с целью и задачами исследования использовался дискурсивный анализ, контекстуальный анализ, структурный анализ и описательный метод.
Методологической основой послужили труды по теории модальности в обучении - Л.Ф. Куманичкина, А.В. Зеленщиков, И.Р. Галперин, В.Фон Гумбольд, Л.И. Василенко и др.
Объект исследования - модальность и обучение.
Предмет исследования - применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка.
Цель работы - изучить модальность и обучение средств выражения модальности в школе.
Задачи :
1. Дать понятие модальности.
2. Рассмотреть способы и средства выражения модальности в немецком языке.
3. Провести исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные материалы исследования можно использовать в применении модальности как средства обучения на кроах иностранного языка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами была достигнута цель исследования, которая заключалась в изучении обучения средств выражения модальности иностранного языка в школе.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Дано понятие модальности. Модальность - семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией, принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Иногда термин модальность выступает как синоним термина наклонение, но чаще эти понятия разграничивают, считая модальность семантической категорией (относящейся не только к глаголу и могущей не иметь в языке обязательного выражения), а наклонение - грамматической категорией глагола (которая может и потерять связь с модальностью, как, например, конъюнктив в латинском и французском языках, диктуемый в ряде случаев только синтаксическими правилами).
2. Рассмотрены способы и средства выражения модальности в немецком языке. Основное средство выражения модальности на синтаксическом уровне в немецком языке - морфологическая категория наклонения, рассматриваемая как модальная база предложения. Главное в значении наклонения - это субъективное отношение говорящего к действительности, к высказываемому действию, его понимание действия как соответствующего реальности, как побуждения, как условия, как предположения, как еще не совершившегося.
Говорящий с помощью форм различных наклонений может выражать предположение в отношении истинности содержания, употребляя различные степени модуса знания по признаку возможности (конечно - вероятно - возможно). На протяжении всей истории развития лингвистической науки понятие модальности рассматривалось и рассматривается применительно к глагольной системе времен и наклонений и специальному разряду модальных слов и частиц.
Наклонение является центром (ядром) функционально-семантического поля модальности, поэтому считаем необходимым подробнее остановиться на проблеме инвентаря данной категории глагола в татарском и немецком языках. Исследованию в нашей работе подвергаются лишь чисто глагольные наклонения, т.е. наклонения, свойственные только глагольной форме: изъявительное, сослагательное и повелительное, имеющиеся в обоих сопоставляемых языках, а также наклонения, характерные только для
татарского языка - желательное и условное.
3. Нами было проведено исследование применения языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка. В исследовании принимали участие 40 учащихся 7-9 класса, школьников разделили на две группы контрольная и экспериментальная. В контрольной группе занимались по обычно программе. в экспериментальной по предложенной нами методике. Результаты эксперимента показали, что у школьников экспериментальной группы уровень знаний немецкого языка после проведенной работы стал выше, чем у школьников контрольной группы.
Таким образом, результаты эксперимента показали, что применение языковых способов реализации категории модальности на уроках иностранного языка оказывает положительное влияние на формирование знаний языка учащихся.



1. Ахманова, О.С., Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. М.: URSS. 2013. - 430 с.
2. Беличова-Кржикова, Е. О. модальности предложения в русском языке [Текст] / Е.О. Беличова-Кржикова // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 2013. - 266 c.
3. Василенко, Л. И. Модальные слова как средство авторизации текста [Текст] / Л.И. Василенко. - НДВШ. - Филологические науки. 2012., - 411 с.
4. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке [Текст] / В.В. Виноградов. - Тр. Института русского языка. - Т.2. М., 2013. - 269 с.
5. Винокур, Г.О. Закономерности стилистического использования языковых единиц [Текст] / Г.О. Винокур. М.: Наука. 2012. - 221 с.
6. Гумбольдт, В. Фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В.Фон Гумбольд. М., 2012. - 216 с.
7. Гулыга, Е.В., Грамматико-лексические поля в современном немецком языке [Текст] / Е.В. Гулыга, Е.И. Шендельс. М.: Просвещение.2012. - 217 с.
8. Галкина-Федорук, Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. Сборник статей по языкознанию [Текст] / Е.М. Галкина-Федорук. М.: МГУ. 2013. - С. 103-124.
9. Голуб, И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике [Текст] / И.Б. Голуб. М.: Эксмо. 2013. - 241 с.
10. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Галперин. М.: Наука. 2012. - 70 с.
11. Зализняк, А. А., Предикаты пропозициональной установки в модальном контексте [Текст] / А. Зализняк Анна // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М., 2013. - 146 с.
12. Зеленщиков, А. В. Пропозиция и модальность [Текст] / А.В. Зеленщиков. СПб.я: Изд-во С.-Петербург.ун-та. 2012. - 97 с.
13. Куманичкина, Л.Ф. Взаимосвязь категории отрицания с модальностью предложения [Текст] / Л.Ф. Куманичкина // Вопросы синтаксиса и лексикологии немецкого языка. М.: 2012. - 216 с.
14. Лекант, П.А. Современный русский язык [Текст] / П.А. Лекант. - М.: Дрофа. 2013. - 321 с.
15. Михайлова, О.А. Модальная семантика как новый подход к пониманию древнерусских текстов (на примере модальных значений чаяния/отчаяния) [Текст]. М., 2013. - 165 с.
16. Мирослав, Грепл. О сущности модальности [Текст] / Грепл. Мирослав // Языкознание в Чехословакии. М.: 2012. - 175 с.
17. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И. Л. Бим», И. Л. Бим, Л. В. Садомова, «Просвещение», 2015. - 200 с.
18. «Немецкий язык для 7 класса». Учебник, авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова, «Просвещение». 2012. - 150 с.
19. «Немецкий язык 7 класс». Книга для учителя И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Р. Х. Жарова, «Просвещение», 2017. - 90 с.
20. Немецкий язык. Сборник упражнений. 5-9 классы», И. Л. Бим, О. В. Каплина, «Просвещение», 2016.- 100 с.
21. Панфилов, В.З. Взаимоотношение языка и мышления [Текст] / В.З. Панфилов. М.: 2013. - 117 с.
22. Панфилов, В.З. Категория модальности и ее роль в конституировании структуры предложения и суждения [Текст] / В.З. Панфилов. - Вопросы языкознания. - 2012. - № 4. - 280 с.
23. Петров, Н.Е., «О содержании и объеме языковой модальности» [Текст] / Н. Е. Петров. - Новосибирск. «Наука». 2013. - 217 с.
24. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь [Текст] / А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия. 2012. - 200 с.
25. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке [Текст] / Б.А. Серебренников. - Язык и мышление. М., 2013. - 93 с.
26. Уфимцева, А.А. Теории семантического поля и возможности их применения при изучении словарного состава языка [Текст] / А.А. Уфимцева // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М., 2012. - 216 с.
27. Франц Кафка. Три романа: Замок. Процесс. Америка [Текст] / Франц Кафка. М., Эксмо. 2012. - 473 с.
28. Хоберг, Р. П. Грамматика немецкого языка [Текст] / Р.П. Хоберг, У.Г. Хоберг. Спб.: Тригон. 2013. - 219 с.
29. Шведова, Н.Ю. О долженствовательном наклонении [Текст] / Н.Ю. Шведова // Синтаксис и норма. М., 2012. - 95 с.
30. Шатуновский, И.Б. Пропозициональные установки: воля и желание [Текст] / И.Б. Шатуновский// Семантика предложения и нереферентного слова. М., 2012. - 320 с.
31. Шендельс, Е.И. Практическая грамматика немецкого языка [Текст] / Е.И. Шендельс. М.: Высш. шк. 2013. - 416 с.
32. Шмелева, Т.В. Смысловая организация предложения и проблема модальности [Текст] / Т.В. Шмелев // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 2013. - 328 с.
33. Шмелев, Д.Н. Слово и образ [Текст] / Д.Н. Шмелев. М.: Наука.2013. - 249 с.
34. Щур, Г.С. Теория поля в лингвистике [Текст] / Г.С. Щур. М., 2013. - 216 с.
35. Эйхбаум, Г.Н. Теоретическая грамматика немецкого языка [Текст] / Г.Н. Эйхбаум. - Санкт-Петербург: государственный университет. - 2013. - 94 с.
36. Buscha, A., Linthout G., Das Oberstufenbuch Deutsch als Fremdsprache - Leipzig: - Schubert-Verlag. - 2013. - 213 S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ