Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Синтаксические средства выражения концепта «игра» (на материале английского языка)

Работа №20684

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
698
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Концепт как центральное понятие когнитивной лингвистики 8
1.1 Определение концепта: направления и подходы 8
1.2 «Игра» как фундаментальная категория 15
1.3 Синтаксические средства выражения концепта в лингвистике 20
2 Синтаксические средства репрезентции концепта «игра» 25
2.1 Синтаксические структуры типа «фраза + прилагательное, причастие,
наречие» 25
2.2 Синтаксические структуры типа «фраза + инфинитив, предложные
фразы» 27
2.3 Синтаксические структуры типа «сравнительные придаточные
предложения» 28
3 Научно-исследовательская деятельность как форма внеурочной
деятельности 36
3.1 Понятие внеурочной деятельности, особенности внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС 36
3.2 Организация научно-исследовательской деятельности с
обучающимися среднего звена общеобразовательной школы 43
Заключение 55
Список использованных источников 59


Актуальность выпускного сочинения определяется тем, что оно выполнено в русле когнитивной лингвистики, доминирующей в современной науке о языке, а также имеет междисциплинарный характер и антропологическую направленность. Общеизвестно, что современную лингвистику характеризует антропоцентрический подход к рассмотрению языковых процессов. Это предполагает исследование языковых феноменов в непосредственной зависимости от «человеческого фактора».
Исследование также представляется актуальным ввиду важности концепта «игра» как компонента любой культуры вообще, и англоязычной культуры в частности, а также в связи с возросшим интересом в актуализации составляющих концепта.
Данное исследование представляется антропоцентричным, во-первых, вследствие того, что оно осуществляется в рамках современной парадигмы знания — когнитивной лингвистики, центральным понятием которой является антропоцентризм. Во-вторых, исследуемый концепт изучается в неразрывной связи с человеком, так как именно человек, в первую очередь, ассоциируется с понятием игры.
В настоящее время проводятся многочисленные исследования, позволяющие получить данные о характере мыслительных процессов, о специфике концептосферы как упорядоченной совокупности концептов в сознании человека. Предметом изучения когнитивной лингвистики являются языковые единицы.
Применяя к ним лингвистические методы анализа с последующей когнитивной интерпретацией полученных результатов, лингвист выходит на уровень объекта исследования - уровень концептов. Концепты представляют собой семантику языкового материала, что позволяет получить доступ к их содержанию и структуре. В большинстве описаний, посвященных выявлению сущности концепта, указывается, что концепт является единицей мышления, отражающей культуру народа.
Объект исследования - концепт «игра» в английской лингвокультуре.
Предмет исследования - синтаксические средства выражения концепта «игра» в английском языке.
Цель работы: рассмотреть особенности синтаксических средств выражения концепта «игра».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности концепта как основную лингвистическую единицу;
- выделить особенности игры как фундаментальной категории;
- изучить синтаксические средства выражения концепта в лингвистике;
- выделить синтаксические структуры концепта «игра» типа «фраза + прилагательное, причастие, наречие»;
- определить синтаксические структуры концепта «игра» типа «фраза инфинитив, предложные фразы»;
- изучить синтаксические структуры концепта «игра» типа «сравнительные придаточные предложения»;
- организовать и написать научно-исследовательскую работу с обучающимися в средних классах.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных исследовательских задач используется совокупность следующих научных методов исследования: анализ и обобщение лингвистической,филологической, культурологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также проведение научно-исследовательской работы с обучающимся, планирование и проведение внеклассного мероприятия в среднем звене общеобразовательной школы на основе языкового концепта «игра» в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов исследования в теоретических курсах по общему языкознанию, лексикологии русского и английского языков, при разработке и составлении описательных словарей концептов и тезаурусов, а также при обучении английскому языку в целях предотвращения интерференции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Интерес к игре как к категории начинает формироваться в XVIII веке. Именно тогда игра попадает в центр философского интереса. Немаловажное значение для изучения философских понятий, в том числе феномена игры, имели открытия немецкой классической философии в разработке идеи о познавательной активности субъекта, о развитии через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания. Игру по- разному трактуют и интерпретируют, но в основном преобладает эстетический аспект в изучении этого явления, ориентация на творчество, искусство, что объясняется присутствием игрового поведения во всех проявлениях общественной жизни того времени.
Концепты - мыслительные образы, стоящие за языковыми знаками, означаемые языковых знаков. Концепты носят универсальный характер, т.к. являются продуктом мыслительной деятельности человека. Очень важной представляется содержательная составляющая концептов, т.к. именно их содержание фиксирует и репрезентирует различия в концептосфере того или иного народа. Концептосферу, т.е. глобальный образ мира, составляет совокупность культурологических и лингвокогнитивных концептов, и для нее больше важна содержательная, а не формальная организация концептов На современном этапе развития лингвистики как науки широко изучаются синтаксические особенности концепта.
Синтаксический концепт как фрагмент языковой картины мира, представленный типовой пропозицией или совокупностью типовых пропозиций, репрезентированных структурными схемами предложений, вариативность которых обусловлена интенциями говорящего относительно конкретной ситуации.
Изучение любого концепта непосредственно связано с исследованием среды выбора языковых средств его выражения, в том числе и средств метафорических. Концепт «игра» как сложный комплекс различных признаков имеет разноуровневую репрезентацию в языке. Наиболее значимым с этой точки зрения является лексический уровень. Синтаксические структуры, вводимые союзами as if, as though (контрфактивная модальность), не могут, естественно, заменить систему лексем и фразеологизмов, семантика которых достаточно полно выражает особенности такой ментальной единицы, как концепт «игра».
В своей работе мы разработали рекомендации о практическом применении в устной и письменной работы лексико-семантического поля «игра» на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения посредством организации научно-исследовательской деятельности с обучающимися среднего звена общеобразовательной школы.
Научно-исследовательская работа обучающихся - это возможность решения исследовательских дилемм, которые персонально важны для школьника и при этом содействуют формированию новых знаний.
Организация научно-исследовательской деятельности с обучающимися среднего звена общеобразовательной школы как внеурочной деятельности на данном этапе четко регламентируется стандартами ФГОС второго поколения.
В заключение исследования был представлен научный доклад подготовленный доклад учащимися по теме «Особенности синтаксических средств выражения концепта «игра» в английском языке».



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс] - URL: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B D%D1%82%D1%8B/ (дата обращения 13.12.16)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] - URL: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B
D%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения 19.12.16)
3. Александрова Н.А. Взаимодействие культур - способ сохранения культурного многообразия//Использование современных технологий обучения иностранному языку в учебно-воспитательном процессе при реализации ФГОС нового поколения в школе и вузе. Сборник материалов I Республиканской научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2013. - С. 5-9. [Электронный ресурс] -
URL: http://marsu.ru/structur/BasicUnits/fackultet/fiy/files/Sbornik.pdf
(дата обращения 20.12.16)
4. Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - Москва : Флинта, 2011. - 345 с.
5. Аскольдов, С. А. Концепт и слово. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / С. А. Аскольдов; под. ред.
В. П. Нерознака. - Москва : АсТ, 2014. - 321 с.
6. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2011. - 104 с.
7. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления//Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно¬практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - С. 11-18. [Электронный ресурс] - URL:
http://dopedu.ru/attachments/article/528/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1 %83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0% B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD% D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1 %84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_ 2014.pdf (дата обращения 15.12.16)
8. Беседина, Н. А. Морфологически передаваемые концепты : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04, 10.02.19 / Беседина Наталья Анатольевна. - Тамбов, 2006. - 39 с.
9. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. - Москва. : АсТ, 2011. - 278 с.
10. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика : учебное пособие / Н. Н. Болдырев. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2009. - 140 с.
1 1.Бородина, Н. А. Синтаксическая реализация концепта «мыслительная деятельность» в русском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Бородина Надежда Анатольевна. - Елец, 2010. - 32 с.
12. Булынина, М. М. Глагольная каузация динамики синтаксического концепта (на материале русской и английской лексико-семантических групп глаголов перемещения объекта) / М. М. Булынин. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2014. - 212 с.
13. Вежбицка, А. Лексикография и концептуальный анализ / А. Вежбицка.
- Москва : Просвещение, 2012. - 321 с.
14. Дейкова, Л. А. Культура как аспект иноязычного лингвистического образования. Проблемы системного развития цивилизованного интегрированного общества / Под редакцией Н. Д. Никандрова, Н. И. Калакова. - Ульяновск, 2011. - С. 62-101.
15. Делез, Ж. Что такое философия /Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Санкт- Петербург : Питер, 2011. - 278 с.
16. Дзюба, Е. В. Концепт и исторический концепт / Е. В. Дзюба // Политическая лингвистика. - 2011. - № 3. - С. 37.
17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов : пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. - Москва : Мысль, 2011. - 342 с.
18. Дубровская, О. Г. Русские и английские пословицы как лингвокультурологические единицы (фреймовая классификация пословиц об уме, глупости, любви, труде и лени) : учебное пособие для студентов / О. Г. Дубровская. - Тюмень : Из-во Тюмен. гос. ун-та, 2002. - 543 с.
19. Душеина, Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т. В. Душеина // Иностранный язык в школе. - 2013. - № 5. - С. 32-33.
20. Евдокимова Е.В. Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» общекультурное направление (модифицированная) [Электронный ресурс] - URL: www.school62.moy.su/FGOSNOO/.../programma_zanimatelnyj_anglijskij.p df (дата обращения 25.12.16)
21. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] - URL: http://ipk74.ru/virtualcab/professional/vneurochnaya- deyatelnost/vneurochnaya-deyatelnost-i-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-v- (дата обращения 17.12.16)
22. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам : учебное пособие / Г. В. Елизарова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. - 234 с.
23. Зимняя, И. А., Сахарова, Т. Е. Проектная методика обучения иностранному языку / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 6. - С. 34.
24. Кант, И. Критика способности суждения : сочинения в 6 т. / И. Кант. - Москва : ЭКСМО, 2011. - Т.5. - 256 с.
25. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс : учебник /
B.И. Карасик. - Москва : Гнозис, 2010. - 390 с.
26. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика : учебник / И. М. Кобозева. - Москва : Эдиториал УРСС, 2012. - 321 с.
27. Коростылёв, В. С., Пассов Е. И., Кузовлев В. П. Принципы создания коммуникативного обучения иноязычной культуре / В.С. Коростылёв, Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 34.
28. Кравченко, А. В. Когнитивный горизонт языкознания / А. В. Кравченко. - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - 482 с.
29. Курякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.
C. , Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. - Москва : ВЛАДОС,2011. - 290 с.
30. Кубрякова, Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения / Е. С. Кубрякова. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 425 с.
31. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. - Москва : Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. - 245 с.
32. Максимова, И. Р., Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / И.Р. Максимова, Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2010. - №
4. - С. 33.
33. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику : учебное пособие / В. А. Маслова. - Москва : Флинта : Наука, 2007. - 296 с.
34. Мартьянова, Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностранные языки в школе. -2012. - № 2. - С. 23-25.
35.Очирова, И. Н. Синтаксический концепт «небытие» в русском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Очирова И.Н. - Волгоград, 2011. - 36 с.
36. Петровский, Н.В. Психология. Словарь / Н. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Москва : Политиздат, 1990. - 494 с.
37. Пименова, М. В. Коды культуы и принципы концептуализации мира // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы / М. В. Пименова. - Москва : Аст, 2012. - 325 с.
38. Попова, З. Д. К проблеме унификации лингвокогнитивной терминологии. Введение в когнитивную лингвистику / З. Д. Попова, А. И. Стернин. - Кемерово, 2013. - 292 с.
39. Разагатова Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов) / Н. А. Разагатова. - Самара : Изд- во МГПУ, 2003. - 76 с.
40. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - Москва : Ось-89, 2006. - 480 с.
41. Самкова, Л. Н. Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка / Л. Н. Самкова // Интернет и образование. - 2011. - № 32. - С. 19-22.
42. Сергеева, Н. М. Ум и разум. Антология концептов. / Н.М.Сергеева; под. ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - Волгоград : Парадигма,
2012. Т.1. - 401 с.
43. Степанов, Ю. С. Концепт. Константы : Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - Москва : Наука, 2012. - 321 с.
44. Степанов, Ю. С, Проскурин С. Г. Константы мировой культуры. Москва : ЭКСМО, 2012. - 354 с.
45. Сусов, И. П. Понятие vs концепт / И. П. Сусов, А. А. Сусов. Тверской лингвистический меридиан. Вып. 4. - Тверь, 2013. - С. 3-10.
46. Сысоев, П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 4. - С. 14-20.
47. Сысоев, П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 4. - С. 12-18.
48. Телия В. Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и её прагматическая ориентация. Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности / В. Н. Телия. - Москва : Наука, 2009. С. 5-35.
49. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер- Минасова. - Москва : Слово, 2011. - 398 с.
50. Теслина, С. В. Проектные формы работы на уроке английского языка / С. В. Теслина // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 7. - С. 26.
51. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе / Л. А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №4. - С. 14-22.
52. Флиер, А. Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 2012. - № 2. - С. 151-165.
53. Хейзинга, Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга.
- Москва : Прогресс : Академия, 2012. - 321 с.
54. Хренов, Н. А. Человек играющий» в русской культуре / Н. А. Хренов.
- Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. - 289 с.
55. Brumfit Ch. The Communicative Methodology in Language Teaching. - Cambridge. : University Press, 2008. 389 р.
56. Harmer J. How to teach English. Longman. : Pearson Education Ltd., 1998. P. 97-110.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ