ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие «регулятивные универсальные учебные действия» в психологопедагогической науке 8
1.2 Особенности формирования регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста 14
1.3 Педагогические условия формирования регулятивных УУД у младших школьников 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 32
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 34
2.1. Методика исследования актуального уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников 34
2.2. Анализ результатов исследования актуального уровня сформированности
регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 40
2.3. Рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий у
младших школьников на уроках математики 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
Методологической ориентацией Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является системнодеятельностный подход, основанный на развитии личности, приобретении духовно-нравственного и социального опыта. Новые стандарты определяют виды практической деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к концу обучения в начальной школе. Это обусловлено овладением универсальными учебными действиями, которые предоставляют учащимся возможность успешно самостоятельно усваивать новые знания [52].
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают учащимся возможность осуществлять самостоятельную учебную деятельность, саморазвитие и самосовершенствование, создают условия для реализации самооценки личности на основе подготовки к обучению в течение всей жизни, влияют на успешное достижение образовательных результатов.
Концепция развития УУД разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской [2], О.А. Карабановой [27], Н.Г. Салминой [46] и др. В данной концепции определяются четыре вида УУД, среди которых особое значение имеют УУД регулятивного характера. К ним относятся действия целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, оценки, саморегуляции. Регулятивные УУД способствуют обеспечению организации учебной деятельности обучающегося, а потому требуют целенаправленного формирования и развития уже на начальных этапах школьного обучения.
Формирование регулятивных УУД у младших школьников становится особо значимым при понимании целевых ориентиров современного образования, которые предполагают перевод позиции обучающегося в субъектную. Начальная школа призвана научить ребенка быть учеником.
Регулятивные УУД соотносятся с представлениями о современном успешном человеке, который должен уметь ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, прогнозировать ситуацию, оценивать результаты, уметь вносить дополнения, поправки. То есть, формируя регулятивные УУД, педагог не только учит младшего школьника «учиться», но и формирует его личность, создает базу для его дальнейшей социальной и профессиональной успешности.
Теоретики и практики осуществляют методический поиск средств, форм, методов, а также условий формирования регулятивных УУД младших школьников.
Актуальность исследования. Считается, что в рамках каждого учебного предмета такая развивающая работа возможна.
Мы полагаем, что особое значение имеют уроки математики. Это связано с тем, что математика предполагает логическое мышление, точность и последовательность в решении задач. формы организации учебной деятельности на таких уроках достаточно вариативны, позволяют воздействия на все действия, связанные с регуляцией учебной деятельности младших школьников. Формирование регулятивных УУД позволяет ученикам научиться контролировать свои действия, планировать свою деятельность, анализировать результаты и корректировать свои действия в процессе выполнения задач.
Таким образом, изучение процесса формирования регулятивных УУД у младших школьников является актуальным и важным направлением педагогической науки, которое может привести к улучшению качества образования и повышению эффективности учебного процесса.
Степень разработанности темы исследования.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Теоретические основы формирования регулятивных умений рассматривались в трудах Г.А. Цукерман, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.В. Репкина, А.Л. Венгера, Л.В. Берцфаи, А.В. Захаровой, Е.В. Заика и др. В основе этой концепции лежат теоретические положения системно- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Однако, после теоретического анализа литературы и на основе собственного опыта работы была выдвинута проблема исследования, которая определяется противоречием между формированием регулятивных УУД у младших школьников и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности данной проблемы.
Актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников».
Объект исследования: регулятивные универсальных учебных
действий младших школьников.
Предмет исследования: уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что большинство младших школьников имеет средний уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий (УУД), что проявляется в возникновении ошибок при выполнении задач из-за недостаточной ориентации на систему требований, вызванной слабым развитием произвольности,
невнимательности и отвлеченности.
Цель исследования: изучить уровень сформированности
регулятивных УУД у младших школьников, проанализировать, объяснить фактические результаты констатирующего эксперимента. Подобрать комплекс заданий для формирования регулятивных УУД у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблеме формирования регулятивных УУД у младших школьников....
1. Универсальные учебные действия (далее - УУД) - это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса (А.Г. Асмолов). Регулятивные УУД - это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека. Целенаправленная организация этой работы формирует у учащихся умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы, оценивать действия и их результат.
2. Младший школьный возраст считается подходящим для развития регулятивных УУД - это возраст, в котором ведущий вид деятельности - учебный (а учебная деятельность по своей структуре аналогична регулятивным УУД), в котором развивается произвольность, способность к рефлексии, анализу и т.д. Младший школьник еще «учится учиться», а потому важно именно в начальной школе создать у него базу из регулятивных УУД, чтобы он в дальнейшем с легкостью мог добывать нужную ему информацию, анализировать ее, ставить перед собой учебные цели, составлять планы по их достижения, определять ресурсы для этого и т.д.
3. Уроки в начальной школе являются оптимальной средой для формирования и развития регулятивных УУД младших школьников: дети работают с разными типами задач и заданий, учатся сопоставлять свои действия с заданным образцом, находить сходства, различия, выбирать образец для сопоставления, переходить от детального поэлементного сопоставления к менее детальному и т.д. Для формирования регулятивных УУД обучающихся на уроках необходимо соблюдать ряд педагогических условий, которые тесно связаны между собой, дополняют друг друга.
4. В рамках практической части выпускной квалификационной работы нами было организовано и реализовано практическое исследование регулятивных УУД у младших школьников. В качестве критериев мы придерживались классификации, предложенной А.Г. Асмоловым: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция.
5. Для оценки уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников были использованы три методики: методика «Образец и правило», методика «Корректурная проба» (буквенный вариант), методика «Тест простых поручений».
6. Сводные результаты исследования показали, что высоким уровнем развития регулятивных УУД обладают 24 % младших школьников - это обучающиеся, достаточно легко определяющие цель учебной деятельности, задачи и план ее достижения, контролирующие, оценивающие и корректирующие свою деятельность; средним уровнем - 52 %, а низким - 24 % обучающихся - такие младшие школьники не всегда справляются с такими задачами, отвлекаются, что сказывается на успешности выполнении поставленных им задач.
7. Полученные на констатирующем этапе исследования данные показывают нам, что большинство младших школьников имеют средний уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), что проявляется в возникновении ошибок при выполнении заданий из-за недостаточной ориентации на систему требований, обусловленной слабым развитием произвольности, невнимательности и рассеянности, и подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу. В связи с этим необходим поиск эффективных методик, содержащих возможности повышения этого уровня.
8. Для эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий необходимо использовать на уроках разнообразные задания и упражнения, которые способствуют развитию следующих навыков и способностей: волевой саморегуляции, позволяющей контролировать свои эмоции и поведение в процессе решения задач; умения оценивать правильность выполнения действия и корректировать его при необходимости; умения планировать свои действия в соответствии с образцом; способности понимать и действовать по заданной инструкции; и умения контролировать свою деятельность и выполнять задание в соответствии с образцом, предложенным учителем. Все эти навыки и способности являются важными элементами развития регулятивных универсальных учебных действий и помогают детям становиться более самостоятельными и успешными в учебе и жизни в целом.
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания математики: (начальные классы) : учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 447 с.
2. Анфалова, Е. Л. Формирование у младших школьников регулятивных УУД с помощью математической задачи / Е. Л. Анфилова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 26. - С. 95-97.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2011. - 212 с.
4. Ащеулова, Л. Ю. Пути формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе / Л. Ю. Ащеулова, Е. А. Зайцева // Вестник научных конференций. - 2016. - № 11-5 (15). - С. 23-24.
5. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 299 с.
6. Баракова, Е. А. Учебно-исследовательская деятельность - основа формирования регулятивных УУД (на примере обучения математике) / Е. А. Баракова // Наука и школа. - 2018. - № 6. - С. 95-100.
7. Белозерских, А. В. Формирование регулятивных УУД на уроках математики / А. В. Белозерских, О. В. Ткачева / Научные исследования: теория, методика и практика : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 70-71.
8. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций : учебное пособие / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2007. - 455 с.
9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника : учебное пособие - М.: МОДЭК, 2000. - 235 с.
10. Бройде, М. Математика в упражнениях и играх / М. Бройде. - М.: Академия, 2001. - 307с.
11. Васильева. М.В. Формирование универсальных учебных
действий / М. В. Васильева. - М.: Академия, 2011. - 458 с.
12. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: илл.
Руководств / А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
13. Вендина, А. А. Приемы формирования регулятивных УУД в процессе обучения младших школьников арифметическим действиям / А. А. Вендина, В. В. Кокорева // Педагогические чтения. Ежегодник. - Волгоград, 2021. - С. 37-40.
14. Вергелес, Г. И. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности) : учебно-методическое пособие / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. - 180 с.
15. Власова, Н. В. Развитие регулятивных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО / Н. В. Власова, Ю. П. Никифорова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 10-2 (14). - С. 2325....56