Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития связной речи детей дошкольного возраста 8
1.1. Виды и функции речи 8
1.2. Особенности развития речи детей 3-5 лет 11
1.3. Особенности развития связной речи детей дошкольного
возраста 14
1.4. Пальчиковый театр как средство развития связной речи
детей 4-5 лет 20
Выводы 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей 4-5 лет, воспитывающихся в разновозрастной
группе 29
2.1. Констатирующий эксперимент исследования 29
2.1.1. Организация и методы исследования 29
2.1.2. Результаты изучения связной речи и мелкой моторики рук детей 4-5
лет, воспитывающихся в разновозрастной группе 30
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Контрольный эксперимент 39
Выводы 45
Заключение 46
Список литературы 47
Приложения 50
Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций[1].
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает ребёнку войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи дети познают мир, высказывают свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе [23].
Существует много теорий речевого развития дошкольников (Г. М. Ляминой[12], Е. И. Тихеевой[21], О. С. Ушаковой[23], Т. Б. Филичевой[24]). Влиянием пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста (37 лет) занимались К. Ю. Белая, Е. Железнова[], И. В. Мальцева[14], О. А. Новиковская[17], Л. П. Савина[20], Е. Б. Шмелева[26] и др.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (К. Ю. Белая и М. М.Кольцова)[2].
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и раавитие речи взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека[3].
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет пополнения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих[26]....
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Малокомплектного детского сада № 6». Участвовали 8 детей разновозрастной младшей группы с 4 до 5 лет.
У детей 4-5 лет исследовали уровень связной речи, словарного, а также уровень сформированности мелкой моторик рук при помощи « Тестовой методики обследования речи детей в возрасте 4-7 лет» Зайцевой Е.С., Шептуновой В.К.
Гипотеза исследования - предполагается, что использование пальчикового театра в разновозрастной группе, будет способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет.
В литературе представлены многочисленные сведения о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики руки. Развитие мелкой моторики может быть косвенным показателем развития речи. Кроме того, сама технология использования пальчиковых игр для развития речи детей на этапе формирующего эксперимента предполагает развитие мелкой моторики руки. В связи с этим, на первом этапе исследования изучались особенности развития мелкой моторики руки. На втором этапе диагностики изучался уровень связной речи детей дошкольного возраста. На третьем этапе исследования изучался словарный запас детей.
Далее был разработан и апробирован проект внедрения пальчикового театра для детей 4-5 лет, воспитывающихся в разновозрастной группе.
Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод, что цель исследования - способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет, воспитывающихся в разновозрастной группе, достигнута при помощью разработки и реализации комплекса мероприятий, основанных на пальчиковых играх.