Введение 3
Глава 1. Использование тестов при обучении географии
1.1. Значение проверки и оценки результатов обучения
в учебном процессе 5
1.2. Типология проверочных вопросов и заданий в соответствии
с уровнем усвоения учебного материала 11
1.3. Тестовый контроль результатов обучения 17
Глава 2. Воспроизводство населения мира
2.1. Динамика численности населения и его факторы 32
2.2. Типы воспроизводства населения 38
2.3. Теория демографического перехода 46
Глава 3. Использование материалов дипломной работы в школе
3.1. Анализ требований и ФГОС по проверке результатов обучения 50
3.2. Методическая разработка системы тестов для контроля знаний учащихся по демографической структуре населения
стран мира 55
Заключение 67
Библиографический список 68
Приложения
Вся история развития человечества неразрывно связана с изменениями динамики численности и воспроизводства населения. Мировые процессы народонаселения в последнее время оказывают всевозрастающее влияние на международные отношения и политику. XX век, особенно его вторая половина, характеризуется небывалым ростом населения, глубокими изменениями в рождаемости и смертности, в возрастной и семейной структурах, значительными региональными различиями в развитии мирового населения.
Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни признана всеми государствами, осознавшими опасность быстрого роста мирового населения, особенно в развивающихся странах, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития. Становится очевидным, что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого возникают опять же в самых бедных странах, ведет к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных факторов, каковыми они являются по своей сути, превращаются в негативные; что повышение социального статуса женщин, образовательного и культурного уровней населения являются, пожалуй, самыми эффективными в плане контроля над рождаемостью; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к колоссальным материальным затратам, значительно ухудшая не только возможности экономического и социального развития, но и решение проблем народонаселения.
Все эти обстоятельства делают изучение демографической ситуации в странах мира очень актуальной.
Объект исследования - процесс изучения населения мира в курсе экономической и социальной географии мира
Предмет исследования - применение тестов для контроля знаний по демографии мира
Цель исследования - изучить возможности тестового контроля по теме мировой демографической ситуации
Задачи исследования:
• исследовать демографические особенности населения разных типов стран;
• изучить типы тестов;
• разработать систему тестовых заданий при изучении демографической ситуации стран мира.
Методы исследования: аналитический, картографический, статистический, сравнительный.
Источники: монографии по народонаселению стран мира, учебная и методическая литература по социально-экономической географии, ресурсы Интернета - отчёты отдела народонаселения Статистического комитета ООН, материалы электронного журнала «Демоскоп» и т. д.
Контроль качества знаний является необходимым элементом процесса обучения как для обучающихся, так и для работников системы образования. ФГОС среднего (полного) общего образования отмечает, что одной из целей его введения является формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности
педагогических работников, образовательных учреждений.
В этом требовании Стандарта проявляется один из фокусов пересечения интересов участников образовательного процесса - учеников и их родителей, педагогических работников и государства. Каждая из трёх сторон, заинтересованных в гармоничном развитии процесса образования, только выиграет от того, что система проверки знаний учеников будет объективной, оперативной, современной.
Данным требованиям удовлетворяет проверка знаний учащихся с помощью тестов. Грамотно составленные тесты - это камень преткновения родительского сообщества, учительской общественности и составителей тестов. Министерство образования часто и справедливо критикуется за то, что формулировки тестов оставляют желать лучшего, не вполне точны, допускают множественность правильных ответов и др.
В этих условиях особенно ценны работы, которые предлагают систему тестов по определённой теме с учётом того, что тесты составлены грамотно, в соответствии с требованиями теории моделирования и параметризации педагогических тестов. Развитие работ подобного направления приведёт к усовершенствованию процесса образования.
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. — М. : Ассо-циация инженеров-педагогов, 1996.
2. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. - М.: МГТА, 1995.
3. Антонов А. И., Борисов В. А. Лекции по демографии. - М., Альма Матер, 2011.
4. Берг А.И. Кибернетика и общественные науки // Наука и жизнь : журнал. — М., 1963. — № 2. — С. 12-16.
5. Вишневский А.Г. Демографическая революция . - М.: Наука, 2005.
6. Даринский А.Б. Урок географии в средней школе. - М.: Просвещение, 1984.
7. Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
8. Душина И.В., Беловолова Е.А., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии» — М.: М111У, 2009. —
9. Душина И.В., Понурова Т.А. Методика преподавания географии. - М.: Изд-во «Московский лицей», 1996.
10. Душина И. В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. - 203 с. - (Высшая школа).
11. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008.
12. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
13. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2013.
14. Контрольные задания и упражнения по географии./ Под ред. Л. М. Панчешниковой - М.: Просвещение, 1982.
15. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998.
16. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 10-е изд.
- М.: Просвещение, 2002.
17. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн.2.- М.: Дрофа, 2009.
18. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. / Под ред. И.В. Душиной. — М.: Дрофа, 2007.
19. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./Под ред. Л.М.Панчешниковой. М. :Просвещение, 1983.
20. Методика обучения географии в школе /Под ред. Панчешниковой Л.М.- М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.
21. Мэдисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. - Изд-во Института Гайдара, 2013.
22. Пашканг К.В. и др. Тесты и вопросы по географии. 6-10 кл. -М.: Просвещение, 1994.
23. Практикум по методике обучения географии / Сухоруков В.Д., Финаров Д.П. и др.- М.: Издательский центр "Академия", 2010.
24. Практикум по методике преподавания географии: для студентов пед. вузов./ Под ред. Е.А. Таможней.- М.: Издательство "Экзамен", 2008.
25. Пятунин В.Б. Проверка и оценка результатов обучения географии.
— М.: «Астрель», 2003.
26. Сушкова О.Ю. Методика преподавания географии. - Воронеж, Воронежский государственный университет, 2009.
27. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. — М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007.
Ресурсы Internet:
28. United Nations Population Division (Отдел народонаселения ООН) - http: //www.un.org/en/development/desa/population/
29. World Population Prospects (Обзор мирового населения ) -
http: //esa. un. org/unpd/wpp/Publications/F iles/Key Findings WPP 2015. pdf
30. Вишневский А.Г. Демографическая революция -
http: //demoscope. ru/weekly/knigi/dem revol/dem revol. html
31. Ким Э. В. Система заданий для оценки планируемых результатов
обучения- http://www. geoclass.ru/index.php/3-nomer-1 -2013/118-sistema-
zadanij-dlya-otsenki-planiruemykh-rezultatov-obucheniya
32. Мэдисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. :http://www.labirint.ru/books/380146/
33. Современные требования к контролю образовательных результатов учащихся как необходимое условие достижения нового качества образования. Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория географии
.. ■http://geo.metodist.ru/index.php?option=com content&task=view&id=382&Itemid=124
34. Урок географии. 10-й класс. Урок-карусель "География населения мира" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок» -http://festival.1september.ru
35. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Ярославль, 2008 -http://avkrasn.ru/article-489.html