Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение и развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №154310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения коммуникативных навыков в психологической
литературе 8
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков детей с задержкой
психического развития 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 32
Выводы по второй главе 38
Глава 3. Рекомендации по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 39
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР... .39
3.2. Программа коррекции и развития коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 44
Выводы по третьей главе 52
Заключение 53
Библиография 55
Приложения 62

Актуальность исследования. В последние годы в России активно внедряется инклюзивное образование. В этой связи дошкольники и школьники с различными отклонениями, которые раньше посещали специализированные учреждения, посещают обычные дошкольные учреждения и школы, а их одноклассниками становятся нормально - развивающиеся сверстники, в общении с которыми у таких детей проявляется недостаточное развитие коммуникативных навыков.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений развития является задержка психического развития (ЗПР). Это нарушение характеризуется нарушением темпа всего психического развития при наличии у детей значительных потенциальных возможностей. Всеми исследователями (Е. Л. Индебаум, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и другие) упоминается, что данное нарушение носит временный характер и часто, при своевременной диагностике и коррекции может быть компенсировано. Однако не менее важно для такого ребенка - быть принятым в коллективе нормально развивающихся детей. Общение является одним из основных условий развития ребенка, очень важным фактором формирования его личности, ведущим видом деятельности человека, направленным на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми. Определенные трудности в развитии коммуникативных навыков зачастую служат для детей с ЗПР барьером в общении со сверстниками (Защиринская О. В., 2003).
Общение является одним из главнейших орудий психического развития. Все мы хорошо знаем сказку Редьяра Киплинга «Маугли», которая потрясающе описывает тот факт, что общение - это то, что делает человека человеком. Для всех групп детей с нарушениями в развитии характерно изменение или неправильное использование способов коммуникации, которое проявляется в нарушении речи, эмоционально-волевой сферы.
Очень важно обратить внимание на развитие коммуникативных навыков ребенка еще на этапе дошкольного детства, поскольку именно в это время формируются самооценка, личность, самосознание. Старший дошкольный возраст является одним из самых главных этапов развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР, поскольку именно в данном возрасте ребенок овладевает основными коммуникативными навыками, которые в дальнейшем позволят ему общаться со сверстниками и взрослыми и успешно социализироваться в обществе. Для успешного воспитания и обучения детей с ЗПР необходимо развивать потенциальные способности в общении, имеющиеся у них (Кисова В. В., 2015).
Проблемой развития коммуникативных навыков детей с ЗПР занимались К. С. Лебединская, О. В. Защиринская, В. И. Лубовский, О. С. Павлова, М. С. Певзнер, Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер, У В. Ульенкова.
Проблема исследования. Изучение особенностей коммуникативных навыков имеет огромное значение для дальнейшего поиска путей и средств коррекции нарушений у детей с ЗПР. Следовательно, проблема формирования коммуникативных навыков очень важна для специальной психологии.
Цель исследования: изучить особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, обосновать и разработать рекомендации, способствующие развитию навыков общения у детей данной категории.
Объект исследования: особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: изучение и развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития коммуникативные навыки развиты недостаточно для полноценного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого­педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и выявить особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать рекомендации, направленные на развитие навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теоретические основы педагогического образования (И.Я.
Лернер, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Бударный, Т.Д. Глейзер, А.Ж. Жафяров, Е.А. Жеребятьева, Е.С. Рабунский, И.С. Якиманская и др.); концепция личностно-ориентированного гуманистического подхода к обучению и развитию (Н.В. Борисова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория использования наглядных средств обучения (Ю.К. Бабанский, И.А. Витухина, JI.B. Занков, Я.А. Коменский, Т.К. Стуре и др.).
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ психолого- медико-педагогической литературы по проблеме исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. «Диагностика развития общения со сверстниками» Орловой И.
А., Холмогоровой В. М.
2. «Неоконченный рассказ» Фопель К.
3. «Наблюдение в свободной деятельности» А.И. Анжаровой.
Организация исследования. Базой исследования явились следующие учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 81» г. Красноярска (МАДОУ «Детский сад № 81») и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 92» г. Красноярска (МБДОУ «Детский сад № 92»). В исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их значимости в психическом и социальном развитии личности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный согласно цели и задачам исследования анализ литературы показал, что формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет ряд характерных особенностей, присущих в той или иной степени выраженности всем детям данной категории. Нарушение коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР связано с замедлением темпа всех психических процессов.
Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР является важным условием их успешной социализации. В связи с этим существует необходимость разработки и реализации форм, методов проведения психолого-педагогической работы по формированию данных навыков, а именно - их целенаправленной коррекции.
В практической части исследования была организована и проведена работа по изучению особенностей формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на базах: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 81» г. Красноярска (МАДОУ «Детский сад № 81») и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 92» г. Красноярска (МБДОУ «Детский сад № 92»). В ходе исследования были использованы следующие диагностические методики: «Диагностика развития общения со сверстниками» Орловой И.А., Холмогоровой В. М., «Неоконченный рассказ» Фопель К., «Наблюдение в свободной деятельности» А.И. Анжаровой.
В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу данной работы о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития коммуникативные навыки развиты недостаточно для полноценного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми.
На основе данных результатов можно сделать вывод, что у старших дошкольников с задержкой психического развития присутствуют такие проблемы в формировании коммуникативных навыков как: неустойчивый интерес к сверстникам или его отсутствие, отсутствие умения использовать речь как средство общения, взаимодействовать со сверстниками, неразвитая эмпатия, скудность выражения эмоций по отношению к сверстникам.
На основе результатов проведенной диагностики и научно - теоретических и методологических подходов к коррекции коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР нами были разработаны рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи решены. Полученные нами в ходе исследования результаты говорят о том, что исследовательская работа по изучению коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития должна продолжаться.


1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева - М.: АспектПресс, 2001 - 384 с.
2. Архипова Е. А. Особенности навыков общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам XLIII международной студенческой научно-практической конференции. - 2018. - № 8(43).
3. Ахтямова О. А. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть Nsportal.ru. 2017. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/11/09/nauchno- issledovatelskaya-rabota-formirovanie (Дата обращения 13.04.2021)
4. Болотова А. К. Психология коммуникаций / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков - М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2015 - 495 с.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление / Е. С. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
6. Булгакова Д. Р. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Медицинские интернет-конференции. URL: https://medconfer.com/node/5877 (Дата обращения: 14.01.2021)
7. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1988. - 172 с.
8. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 128 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
10. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
11. Гордина. Н. А, Селиванова. О. Г. Формирование
коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Научные горизонты. - 2018. - №12(16). - С. 15-20
12. Демиденко О. П. Специальная педагогика: учеб. пособие / О. П. Демиденко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 261 с.
13. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Аркти, 2001. - 224 с.
14. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
15. Евдокимова М. В. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Дошкольник.рф. 2017 URL: http://doshkolnik.ru/defectologiya/18008.html (Дата обращения: 13.04.2021)...54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ