Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при помощи игровых технологий

Работа №97791

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
задержкой психического развития 6
1.2. Понятия коммуникация, общение, коммуникативный
навык 16
1.3. Понятие игры. Особенности формирования коммуникативных
навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития 19
посредством игры
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. База исследования и психолого-педагогическая характеристика
экспериментальной группы 30
2.2. Организация эксперимента по изучению уровня развития
коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития 40
2.3. Анализ полученных результатов экспериментального исследования... 44
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
3.1. Организация формирующего эксперимента 46
3.2. Анализ результатов эксперимента по развитию коммуникативных
навыков 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Тенденция ухудшения здоровья детей социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении [51].
Наиболее распространенными в современной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями здоровья». Их употребление вызвано тем, что эти понятия, в полной мере, отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды.
Понятие «дети с особенностями в развитии» - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным [6].
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» обширно и включает в себя различные категории детей. Одной из таких категорий является задержка психического развития.
На этом основании рассмотрим данную тему выпускной квалификационной работы «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при помощи игровых технологий» на примере детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность исследования - на современном этапе приобретает особое значение проблема формирования и развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья характерны нарушения речевого общения, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. Многим детям присущи дефекты звукопроизношения, у некоторых затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к нарушению речевого общения. А общение, в свою очередь, является обязательным условием существования человека, так как оно обогащает содержание детского сознания, способствует приобретению новых знаний и усвоению общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями человечества.
Объект исследования - коммуникативные навыки старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования - подбор дидактических игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - предполагается, что предложенные дидактические игры и приемы позволят повысить уровень 4
сформированное™ коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• изучить содержание ключевых понятий: задержка психического развития, коммуникация, общение, коммуникативный навык, игра.
• выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• выявить критерии оценки уровня развития коммуникативных навыков у детей данной категории;
• проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
• подобрать дидактические игры, реализуемые на занятиях по развитию речи;
• апробировать подобранные игры, то есть провести формирующий эксперимент;
• проанализировать результаты формирующего эксперимента;
Методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, проведение констатирующего и формирующего эксперимента, обработка результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Общий объём работы - 70 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У детей с задержкой психического развития отмечается значительное недоразвитие всех сторон речи. При этом наиболее несформированными являются связная речь и фонематическая система. Менее выраженные нарушения в развитии лексической стороны речи и процесса словообразования.
Методика констатирующего эксперимента заключалась в наблюдении за коммуникативными навыками старших дошкольников в ходе занятия по развитию речи. В процессе наблюдения необходимо было отследить уровень развития коммуникативных навыков, таких как умение вступать в диалог, поддерживать его, умение слушать собеседника, умение договариваться и умение выражать свое отношение к происходящему.
В процессе исследования выяснилось, что у большинства старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально- органического генеза коммуникативный навык не сформирован. А у остальных, коммуникативные навыки сформированы частично.
Из этого можно сделать вывод, что коммуникативные навыки у дошкольников с задержкой психического развития самостоятельно не формируются. Для формирования этих навыков требуется целенаправленная работа.
Следующим этапом работы стал подбор ряда дидактических игр, реализуемых на занятиях по развитию речи.
Следующим этапом стало апробирование этих дидактических игр. Игры реализовывались на занятиях по развитию речи под контролем учителя-дефектолога.
По завершению формирующего эксперимента был повторно проведен анализ развития коммуникативных навыков, представленный определенными умениями.
Результаты показали, что только у одного дошкольника коммуникативные навыки были сформированы полностью, у четырех детей сформированы частично, а у двоих эти навыки так и не были сформированы.
Исходя, из результатов исследования можно сказать, что подобранные дидактические игры могут способствовать формированию коммуникативных навыком, но не в полной мере, так же можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждена частично.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была проанализирована психолого-педагогическая литература, был изучен уровень развития коммуникативных навыков, было составлено направление коррекционной работы. На этом основании можно считать, что цель и задачи исследования достигнуты.


1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / М. К. Акимова; под ред. М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2015. - 304 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.
• М. : Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
3. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектолоия. - 2002. - № 5. - С. 40-45.
4. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : УРАО, 1999. - 146 с.
5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова.
• М. : НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
6. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации [Текст] / Б. С. Бондаренко. - М. : ВЛАДОС,
2013. - 300 с.
7. Борякова, Н. Ю. Исследование лексико-грамматического компонента языка у дошкольников с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова // Логопедия. - 2005. - № 1. - С. 47-51.
8. Бутко, Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 44-51.
9. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1988. - 172 с.
10. Волкова, А. И. Психология общения [Текст] : учеб. пособие /
А. И. Волкова. - М. : Академия, 2007. - 368 с.
11. Воронцова, М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры [Текст] / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 3. - С. 107-112.
12. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Питер, 2001. - 512 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
14. Гросс, К. Душевная жизнь ребенка [Текст] / К. Гросс. - Киев : Киевское Фребелевское общество, 1916. - 242 с.
15. Демиденко, О. П. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / О. П. Демиденко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 261 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ