Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СОТРУДНИКОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МЕТОДАМИ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №73292

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы145
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы развития коммуникативных навыков у сотрудников методами активного социально-психологического обучения 9
1.1. Проблема развития коммуникативных навыков у сотрудников в
психологической литературе 9
1.2. Методы активного социально-психологического обучения: виды и
значение в практической психологии 17
1.3. Возможности развития личностных качеств сотрудников методами
активного социально-психологического обучения 26
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения методами активного социально-психологического обучения 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования развития
коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения 37
2.3. Организация работы по развитию коммуникативных навыков
сотрудников управления социальной защиты и занятости населения методами активного социально-психологического обучения 47
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации экспериментальной программы по развитию коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения методами активного социально-психологического обучения 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления..78 Приложение 2. Сводная таблица полученных данных 96
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 101
Приложение 4. Программа социально-психологического тренинга «Развитие коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения методами активного социально-психологического обучения, как основы межличностного взаимодействия и сотрудничества» 108


Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день социальная работа - это в первую очередь работа с людьми, отдельными группами и общностями. В её рамках основная работа ведется при общении и взаимодействии клиента и специалиста, а также с представителями государственных служб и различных общественных объединений.
Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется, прежде всего, посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.
По этой причине специалисты должны обладать высоким уровнем развития коммуникативных навыков, уметь общаться с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, поддерживать их, а что самое главное вызывать доверие к себе. К сожалению не всегда социальные работники могут расположить к себе.
Поэтому коммуникативные навыки будут способствовать повышению результативности и качеству работы специалиста. Но к сожалению, на сегодняшний день в процессе обучения будущих специалистов социальной сферы, развитие коммуникативных навыков носит в основном фрагментарный характер. Не смотря на их столь большую роль, уровень развития необходимых навыков больше зависит от самого социального работника, через его собственный опыт работы на практике и саморазвития клиента.
Исследованию формирования коммуникативных способностей методами активного социально-психологического обучения отдано довольно большое количество трудов разных авторов. Таким образом, к примеру, Н.В. Гусева, исследовала коммуникативные возможности в профессиональной работе, А.А. Бодалев исследовал психологию общения, А.В. Кириллов в собственных работах анализировал концепции активного преподавания персонала, Т.М. Буякас, промышляла исследованием психотехники самоопределения личности, Е.А. Климов исследовал проблему затруднений, либо "барьеров" общения, Ю.Н.Емельянов, промышлял исследованием формирования коммуникативных способностей методами активного социально-психологического обучения, Д.А.Горский, анализировал социально-психологический тренинг равно как способ развития компетентности специалистов.
Однако исследование развития коммуникативных способностей в деятельности специалиста сферы обслуживания методами активного социально-психологического обучения началось сравнительно недавно, и работ посвященных данной тематике немного. Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: какова эффективность методов активного социально-психологического обучения для развития коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения?
Цель исследования: изучить теоретические подходы исследования коммуникативных навыков сотрудников, разработать и реализовать программу развития коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения, оценить степень эффективности программы.
Объект исследования: коммуникативные навыки сотрудников управления социальной защиты и занятости населения.
Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения методами активного социально-психологического обучения.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения становится возможным через специально организованную программу, включающую социально-психологический тренинг, дискуссии посредствам создания проблемной ситуации, игровые методы, коммуникативные игры, в результате которых сотрудники обучаются умению слушать и понимать подтексты, умению излагать мысли, анализировать высказывания, проявлять самоорганизацию в общении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое изучение проблемы развития коммуникативных навыков сотрудников организации методами активного социально-психологического обучения;
2. Осуществить подбор методик для исследования данной проблемы;
3. Организовать и провести исследование. Провести анализ полученных результатов;
4. Разработать и реализовать программу «Развитие коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения методами АСПО»;
5. Проверить эффективность программы.
Теоретическая основа исследования: деятельностный подход, заключающийся в развитии коммуникативных навыков посредством методов АСПО, в лице таких отечественных ученых, как Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев.
В нашем исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы: формирующий эксперимент, сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы статистической обработки данных: непараметрические методы критерий U - Манна1 - Уитни, для выявления различий между двумя независимыми выборками; Т-Вилкоксона| для выявления различий между двумя зависимыми выборками;
- интерпретационные методы: структурный метод (установление
структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования:
1. Методика диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова;
2. Методика диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера;
3. Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) Фетискина Н.П., Козлов! В.В;
4.Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
База и выборка исследования: Управление социальной защиты и занятости населения администрации Корочанского района. В исследовании принимали участие сотрудники управления социальной защиты и занятости населения администрации Корочанского района. Объем выборки составил 88 человек в возрасте от 23-61 лет со стажем работы от 3 лет до 40 лет.
Практическая значимость исследования. Разработанная и примененная на практике программа! «Развитие коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения» позволит повысить эффективность процесса развития коммуникативной компетентности специалистов социальной службы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты квалификационного исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», которая проходила на факультете психологии НИУ «БелГУ».
Структура и объем работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под коммуникативными навыками сотрудников управления социальной защиты и занятости населения мы понимаем способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Профессия «социальный работник» обязывает уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение. Так же существуют различные критерии развития коммуникативных навыков.
По мнению Г.М. Андреевой существует 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникативной стороне общения, - это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа - интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях. Все перечисленные критерии и стали основой изучения нашей проблемы.
Мы считаем, что развитие коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения возможно с помощью методов активного социально-психологического обучения.
Методы активного социально-психологического обучения представляют собой новое перспективное направление развития психологических наук, направленное на повышение эффективности формирования коммуникативной компетенции, личностное развитие, формирование адекватных навыков рефлексии и саморефлексии всех участников взаимодействия. Проанализировав все многообразие методов активного социального - психологического обучения самыми эффективными методами для развития коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения мы считаем социально-психологические тренинги; дискуссии посредствам создания проблемной ситуации; игровые методы, коммуникативные игры.
Анализ состояния уровня сформированности коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения показал, что половина сотрудников имеет средний уровень развития коммуникативных навыков, который говорит о том, что эти сотрудники испытывают интерес к установлению межличностных контактов, проявляют инициативу в коммуникативном взаимодействии, но часто слабо представляют свою стратегию, вследствие чего не всегда достигают поставленной цели. Сотрудников с низким уровнем коммуникативных навыков 26,2 %, это говорит нам о том, что они демонстрируют отсутствие интереса к общению как к процессу межличностного взаимодействия, не стремятся к межличностным контактам, не расположены к проявлению сотрудничества в процессе общения. 22,7 % сотрудников обладают высоким уровнем развития коммуникативных навыков, это говорит о том, что они умеют использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения; свободно выражают свои мысли; адекватно оценивают и контролируют свои коммуникативные действия; демонстрируют устойчивое стремление к установлению и поддержанию контактов; способны преодолевать возникающие в процессе общения трудности. Показатели коммуникативной компетентности сотрудников находятся на разных уровнях выраженности, из которых самыми выраженными являются «эмоциональная устойчивость» и «независимость». У большинства сотрудников управления социальной защиты и занятости населения преобладает средний уровень сформированности коммуникативного контроля - 43,2%, который проявляется непосредственностью в общении, отношении искренности к другим, но наряду с этим, такие люди сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. Наиболее выраженным показателями коммуникативной толерантности является «неприятие индивидуальности» это свидетельствуют о неумении либо о не желании понимать или принимать индивидуальные особенности других людей; «неумение скрывать чувства» данный показатель говорит о предрасположенности сотрудников к не умению скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, а так же показатель «категоричность, консервативность» который говорит о том, что у данных сотрудников присутствует категоричность или консервативность в оценках людей, которым не хватает гибкости и широты кругозора.
В результате проведенного анализа развития показателей коммуникативных социальных компетенций, показателей коммуникативной толерантности сотрудников управления социальной защиты и занятости населения до и после формирующего этапа эксперимента мы пришли к следующим выводам:
1) В экспериментальной группе произошли значимые изменения в развитии показателях коммуникативной импульсивности, коммуникативного контроля, коммуникативных социальных компетенций и показателей коммуникативной толерантности. Среднее значение по всем изучаемым показателям стало выше после реализации развивающей программы, то есть можно утверждать, что возросло количество сотрудников обладающих высоким уровнем развития коммуникативных навыков, для которых характерно желание передавать и получать информацию, активно высказывать свое мнение, умеющих использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения, свободно выражать свои мысли, адекватно оценивать и контролировать свои коммуникативные действия.
2) В контрольной группе также произошли изменения: отмечена положительная динамика в развитии уровня общительности. Однако, согласно результатам статистической обработки данных изменения нельзя считать существенными. По остальным показателям коммуникативных социальных компетенций и показателей коммуникативной толерантности в контрольной группе статистически значимых изменений не наблюдается.
Таким образом, наша гипотеза, что развитие коммуникативных навыков сотрудников управления социальной защиты и занятости населения становится возможным через специально организованную программу, включающую социально-психологический тренинг, учебно-ролевые игры, дискуссии, посредствам которых сотрудники обучаются умению слушать и понимать подтексты, умению излагать мысли, анализировать высказывания, проявлять самоорганизацию в общении, нашла свое экспериментальное подтверждение. Но наше исследование требует дополнительного изучения с подключением таких показателей как стаж, возраст, пол испытуемых, развитие эмпатии, посредством методов активного социально-психологического обучения.



1. Аверин А.Н. Кадровая и социальная политика организации: учебн. пособ. / А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2014. - 224 с.
2 . М.А. Василика. Основы теории коммуникации:.- М.: Гардарики, 2006. - 615 с.: ил.
3. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М. , 2002.-159 с.
4. Бастракова Н. С. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие / Н. С. Бастракова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 265 с.
5. Бондалетов В.В. Гражданское общество и общественный контроль: проблемы реализации. // Человеческий капитал. -2017. -№ 10 (22). С. 26-27.
6. Василенко, М. А. Основы социально-психологического тренинга / М.А. Василенко. - М.: Феникс, 2014. - 128 с.
7. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методика и методология проведения. - М.: Эксмо, 2017. - 560 с.
8. Виниченко М.В. Инновационное развитие личности в ходе подготовки по управленческим специальностям. // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2014. - № 4 (13). - С.21-25.
9. Виниченко М.В. Современные проблемы организации труда персонала и управление его безопасностью.- Москва, 2014. - 325 с.
10. Гончарук А.Ю. Общественно-образовательные основы инновационных подходов в нравственно-эстетическом воспитании юношества в контексте системы социально-педагогической эмотивации. Ученые записки Российского государственного социального университета.- 2013. - № 1 (112). С. 64-71.
11. Горский Д.А. Социально-психологический тренинг как средство формирования профессиональной компетентности государственных гражданских служащих // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2017, № 3. -С. 58-64.
12. Гусева Н. В. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 118-131.
13. Дуплий Е.В. Основные проблемы в учебном делопроизводстве РГСУ. // Материалы Ивановских чтений. - 2015. -№ 5. - С. 216-222.
14. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. 4-е изд. - М.: 2016. - 695 с.
15. Ерина Е. Л. Управление персоналом в социальном учреждении / Е. Л. Ерина. - Екатеринбург: УрГУ, - 2012. - 180 с.
16. Кириллов А.В. Системы интенсивного обучения персонала. // Управленческие науки. - 2014. - № 2 (11). С. 70-77.
17. Жаворонков, А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и
принятие решений / А.В. Жаворонков. - М., Вершина, 2007.
18. Кириллов А.В., Виниченко М.В., Мельничук А.В., Макушкин С.А. Проблемные вопросы развития технологий управления персоналом в отечественной практике и пути их решения: Монография. М.: Русайнс, -
2015. — 280 с.
19. Макушкин С.А. Использование технических средств обучения в учебном процессе. // Материалы Ивановских чтений. -2015. -№ 4. - С. 163¬165.
20. Мартынов Л.М., Яценко В.В., Сивоглаз А.Н. Менеджмент способностей сотрудников для управления персоналом с использованием информационно-коммуникационных технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 9-4. - С. 689-692.
21. Мельничук А. В. Геймификация как инструмент повышения уровня мотивации персонала современной организации // Стратегии социального развития современного общества: Российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. Москва, -2015. - С. 318-320.
22. Мельничук Ю.А. Роль и место геймификации в системе обучения персонала в российских компаниях. // В книге: Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. 2015. - С. 320-321.
23. Поворина Е.В. Концепция доступности услуг: теоретические и практические аспекты. // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - № 3 (18). С. 115- 119.
24. Поликарпов М.А. Elearning сегодня: от дорогой игрушки к удобному инструменту // Hr-Journal. - 2015.- № 6. С.15-21.
25. Потуткова, С. А. «Мягкие» коммуникативные навыки (Soft Skills) сотрудников как фактор повышения качества социального обслуживания / С. А. Потуткова // Отечественный журнал социальной работы. - 2017. - № 3. - С. 110-117.
26. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей // Novainfo - Режим доступа:https://novainfo.ru/article/1598
27. Фролова Е.В. Управленческие практики и модель модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований России. Москва. - 2014.- 452 с.
28. Фролова Е.В. Факторы развития инфраструктуры муниципальных образований в условиях региональной дифференциации. - Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 6. С. 16-24.
29. Штроо В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. - М.: Юрайт,- 2015. - 278 с.
30. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М. , 2002.
31. Андреева, Г.М. Социальная психология - М., 2006.
32. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 200 с.
33. Наследов А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
34. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы, 2011, с.75
35. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2013. с.368.
36. Александрова, О.А. Формирование коммуникативных умений общения [Текст] / О.А. Александрова. - М. : Просвещение, 2005. - 26 с. 3.
37. Бондалетов В.В. Гражданское общество и общественный контроль: проблемы реализации. // Человеческий капитал. -2017. -№ 10 (22). С. 26-27.
38. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика некоторых профессиональных способностей управленческих кадров//Мир психологии, 1997, №3. С.125-136.
39. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4.-с.26-28.
40. Ерина Е. Л. Управление персоналом в социальном учреждении / Е. Л. Ерина. - Екатеринбург: УрГУ, - 2012. - 180 с.
41. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. — М.: Изд-во Моск. ун—та, 1991. — 96 с.
42. Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих // Российское государство и государственная служба на современном этапе. - М., 1999. - С. 295-296.
43. Знаменская, С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений / Ставрополь : СГУ, 2003. - С. 36-37.
44. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности// Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика», №13(68), 2006.- С.225-227.
45. Ярославцева Е.И. Человек в современной сетевой парадигме: [опыт синергетического подхода: монография] / Елена Ярославцева; Российская академия наук, Институт философии.- Москва: Канон+, 2011.- 351 с. 260.
46. Alpetkin C. Towards in intercultural communicative competence. ELT jounal.- Oxford University Press, 2002, 57-64 p.
47. Cenin M. Podstawy teoretyczne stosownych metod treningu
psychologicznego// Acta Bratisl. Pr. Psychol. 1990.-№ 22.-p.35-64.
48. Савруцкая Е.П. Феномен коммуникации в современном мире // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сбю науч. Трудов.- Спб. ГПУ,2004.- С.75-85.
49. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350с.
50. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей // Novainfo - Режим доступа:https://novainfo.ru/article/1598
51. Титова С.В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / С. В. Титовой. — СПб. : Питер, 2009. — 176 с.
52. Мартынов Л.М., Яценко В.В., Сивоглаз А.Н. Менеджмент способностей сотрудников для управления персоналом с использованием информационно-коммуникационных технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 9-4. - С. 689-692.
53. Матьяш О.И. Анализ коммуникативной компетентности российских специалистов в организационном общении. - М., 2003.-196 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ