Введение 3
1 Методологические основы развития познавательного интереса младших
школьников средствами уроков в нестандартной форме 7
1.1 Психолого - педагогические основы активизации познавательного
интереса младших школьников 7
1.2 Нестандартные уроки как форма повышения познавательного
интереса младших школьников 16
2 Реализация серии уроков в нестандартной форме на уроках
литературного чтения во втором классе 26
2.1 Описание серии уроков в нестандартной форме для активизации
познавательного интереса обучающихся второго класса 26
2.2 Апробация серии уроков в нестандартной форме для активизации
познавательного интереса обучающихся второго класса 36
Заключение 44
Список используемых источников 45
Приложения А-Б 48 - 63
Ключевой компетенцией, формируемой у младших школьников, является умение учиться, т.е. способность личности к самостоятельному развитию и самосовершенствованию путем осознанного и активного присвоения нового социального опыта. Начальная школа призвана обеспечить овладение целостной системой знаний, умений и навыков, а также определенным набором действий, позволяющих ставить и решать как учебные, так и жизненно важные задачи.
Главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и подготовить подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, сформировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес [19, с. 34].
Проблема интереса является одной из главных проблем психологического учения о личности. Ее разработке посвящен ряд психолого - педагогических исследований (Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Морозова Н.Г., Щукина Г. И. и др.).
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Многие авторы отмечают, что дифференциация отношения к учебным предметам осуществляется к моменту перехода детей в школу или в первые годы учебы (Бондаревский В.Б., Морозова Н.Г. и др.).
Развитие познавательных интересов ребенка - один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога преподнести материал детям на уроке попадают в ситуацию неуспеха, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения.
Задача развития у детей познавательных интересов находит свое отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в частности, в характеристике выпускника («портрет выпускника начальной школы»): это ученик любознательный, активно и заинтересованно познающий мир [19,с.5].
Однако практика школ и исследования педагогов и психологов убедительно доказывают, что среди ряда причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости главной является слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие (Божович Л.И., Славина Л.С. и др.).
Новый стандарт требует расширения возможностей для реализации права выбора педагогами методик обучения, методов оценки знаний обучающихся, использования различных форм образовательной деятельности.
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Уроки подобного вида обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
По определению И.П. Подласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» [12, с. 33]...
В бакалаврской работе рассматривалась проблема активизации познавательного интереса обучающихся второго класса.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, для проверки которой была поставлена цель, определены задачи, обозначена методология исследования.
Главной целью работы была разработка и апробация серии нестандартных уроков для активизации познавательного интереса обучающихся второго класса.
В процессе исследования был проведен анализ психолого - педагогических основ активизации познавательного интереса младших школьников, проанализированы особенности нестандартных уроков, способы их проведения. Описана и апробирована серия нестандартных уроков по литературному чтению, направленных на активизацию познавательного интереса обучающихся второго класса.
Базой исследования являлась МАОУ СОШ № 5 города Сосновоборска. Участниками исследования были учащиеся 2 «Д» класса (возраст детей 8 - 9 лет).
Для определения уровня сформированное™ познавательного интереса у обучающихся второго класса была использована диагностика «Метод парных сравнений» (Л.Н. Вахрушева, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования), проведено интервью с педагогическим составом МАОУ СОШ № 5 города Сосновоборска.
Сравнение результатов входной и итоговой диагностик определило положительную динамику в активизации познавательного интереса обучающихся второго класса.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования
подтвердилась.
1) Александрова, З.А. Литературный турнир по сказкам А.С, Пушкина с элементами подвижных игр /З.А. Александрова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 78 - 80.
2) Вахрушева, Л.Н. Методы выявления познавательных интересов у детей 6 - 8 лет/Л.Н. Вахрушева//Начальная школа. - 2012. - №9- С.12-16.
3) Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л.С.Выготский - Москва: Хранитель, 2010. - 671 с.
4) Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология: курс лекций / Н.Ф. Добрынин - Москва: Просвещение,2010. - 195 с.
5) Долян, Е.И. Свет вечной мудрости народной / Е.И. Долян // Начальная школа. - 2011. - №7-С.39-44.
6) Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева//Начальная школа - 2010. — № 1. - С. 57 - 63.
7) Крючкова, И.В. Основная образовательная программа начальной школы (из опыта пилотной школы): Пособие для учителей, руководителей общеобразовательных учреждений /И.В. Крючкова - серия: «Новые образовательные стандарты». - Москва: Вита - Пресс, - 2012. - 280с.
8) Литвиненко, И.Л. Воспитание у детей патриотических чувств: знакомство с героями произведений о войне /И.Л. Литвиненко // Начальная школа плюс до и после. -2011. -№ 6. -С.57-59.
9) Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе/Н.Г.Морозова// - Москва: Знание. Сер. Педагогика и психология - 2011. -№ 2. - 47с.
10) Мякишева, Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность./Н.М. Мякишева// Начальная школа плюс до и после - 2014. - №4. - С.19 - 23
11) Онищук, В.А. Урок в современной школе: пособие для учителей / В.А. Онищук - Москва: Просвещение, 2010. - 191с.
12) Подласый, И.П. Педагогика - новый курс: учеб., для студ., высш. учеб., заведений/И.П. Подласый - Москва: Гуманит. изд. Центр Владос, 2011. - 576 с.
13) Прагикович, Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе: дне. ... канд.пед.наук: /Н.Г. Прагикович - Москва: Арзамас,2010. - 131 - 146 с.
14) Пчелина, Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе: учебное пособие для учителей / Л.В. Пчелина - Москва: Учитель, 2007. - 76 с.
15) Рубинштейн, C. Л. Принципы и пути развития психологии: Акад. наук. Ин-т философии - Москва: Педагогика,2011. - 354 с...23