ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ..6
1.1 Роль социокультурной компетенции в обучении иностранному языку и
программные требования ее сформированности 6
1.2 Методические основы формирования социокультурной компетенции при
обучении иностранному языку 15
1.3 Понятие и сущность игровых технологий 19
1.4 Классификация игр при обучении иностранному языку 26
1.5 Викторина как вид интеллектуальной игры 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
2.1 Анализ УМК “Forward” для 5 класса основной школы 35
2.2 Описание использования викторин для формирования социокультурной
компетенции в основной школе 40
2.3Анализ опыта использования викторин для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка 50
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
На сегодняшний день в современном мире, когда международная и межкультурная интеграция имеют такое высокое значение. Знание иностранных языков имеет приоритетную роль в формировании социально адаптированного, открытого к взаимодействию и диалогу культур человека. В связи с этим преподавание культурных основ стран изучаемого языка становится как никогда актуальным.
В соответствии с этим с точки зрения методики и педагогики ставится вопрос об использовании в обучении таких средств, которые бы позволили учащимся развиваться всесторонне, затрагивая не только предметную, но и метапредметную, ценностно-культурную сторону. С этой целью разрабатываются многочисленные технологии обучения, в том числе игровые. В данном случае игра рассматривается как форма обучения, обладающая функциями развлечения, коммуникации, самореализации, диагностики, коррекции, терапии, социализации и культурологической компетенции.
Именно по этой причине актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения викторин как инструмента игровых образовательно-развивающих технологий в учебный процесс.
Научная новизна исследования заключается в определении особенностей викторин для уроков английского языка, а также в установлении их роли, функций и структурной организации.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
В качестве предмета исследования выступают образовательные викторины на уроках английского языка в 5 классе.
Цель работы - выявить сущность, особенности структуры и функционирования викторин как направления игровой образовательной деятельности и определить их потенциал для формировании социокультурной компетенции учащихся основной школы.
Для решения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность социокультурной компетенции.
2. Рассмотреть методические основы формирования социокультурной компетенции.
3. Раскрыть понятие и сущность игровых технологий.
4. Исследовать типологию игр рентабельных для использования при изучении иностранного языка.
5. Изучить структурные и функциональные особенности викторины как направления интеллектуальной игры.
6. Провести анализ практического применения викторин на уроках английского языка.
В работе использовались следующие методы: сравнительно-теоретический, компонентного анализа, метод синтеза, обобщения и типологии, описательный, эмпирический.
Теоретическая значимость исследования состоит в попытке комплексного анализа структурных и функциональных особенностей викторин в образовательном процессе при формировании социокультурной компетенции.
Практическая значимость работы определяется актуальностью исследования и заключается в возможности использования результатов исследования при разработке УМК, рабочих программ дополнительных курсов с их последующей реализацией. Также возможно использование полученных результатов исследования при создании методических разработок для учителей ИЯ в средней общеобразовательной школе.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами и представлена введением, двумя разделами, заключением и списком использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и задачи.
Первый раздел посвящен рассмотрению теоретических вопросов связанных с выявлением сущности, функций и особенностей игровых технологий как средства формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.
Второй раздел представляет собой теоретический анализ викторины как отдельного направления в рамках игровых технологий и практический анализ их применения на уроках английского языка. В рамках данного раздела предлагается исследовательский анализ методического потенциала викторины как средства социокультурного развития учащихся на современном этапе.
Список использованных источников содержит список использованной литературы по проблематике исследования.
В процессе написания выпускной квалификационой работы была тщательно проанализирована типология, структура и функциональные возможности викторин как средства формирования социокультурной компетенции в основной школе на уроках английского языка.
Проведенный анализ дал основание сформулировать следующие выводы:
1. Викторины позволяют тренировать учащихся в реализации изученного материала в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, активизировать речемыслительную и аналитическую деятельность.
2. Викторины способствуют психологическому развитию, стимулируют целеустремленность, повышают уровень социализации, предотвращают или избавляют от страха ошибок и осуждения.
3. Викторины повышают качество самостоятельной работы, учат оперативно анализировать собственные действия и принимать решения.
4. Викторина как средство обучения помогает учителю диагностировать и корректировать как недостатки учебной программы, так и качество работы отдельных учащихся.
5. Викторина позволяет учащимся в более емком формате, чем стандартные методы обучения, накопить опыт.
Таким образом, можно сделать вывод, что викторины как средство обучения, воспитания и развития способствуют логически обоснованной деятельности, готовят к межкультурному общению и социальному взаимодействию, способствуют большей вовлеченности учеников в процесс обучения, побуждают к активной позиции, насыщены содержательной и многогранной связью метапредметных знаний, навыков и умений, учат решать проблемы широкого охвата и проявить индивидуальные качества личности.
1. Бабинский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе: методический материал. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
2. Беленкова Н.М. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты экспериментального обучения // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 63-67.
3. Будакова О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство. 2012. С. 152-154.
4. Вербицкая, М.В., Эббс, Б., Уорелл, Э., Уорд, Э. Рабочая тетрадь к учебнику FORWARD Английский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Москва: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012. 6 с.
5. Вербицкая, М.В., Эббс, Б., Уорелл, Э., Уорд, Э. Пособие для учителя FORWARD Английский язык. 4 класс. Москва: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012. 80 с.
6. Вербицкая, М.В., Эббс, Б., Уорелл, Э., Уорд, Э. Учебное пособие FORWARD Английский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Часть 1. Москва: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012. 80 с.
7. Вербицкая, М.В., Эббс, Б., Уорелл, Э., Уорд, Э. Учебное пособие FORWARD Английский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Часть 2. Москва: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012. 80 с.
8. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2003. № 2.
С. 30-35.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Едиториал УРСС, 2005. 144 с.
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: Академия, 2009. 333 с.
12. Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков // Россия: трансформирующееся общество. М.: КАНОН- пресс-Ц, 2001. C. 487-505.
13. Колесникова И. . Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. Минск: Издательский центр «Народная Асвета», 1990. 120 с.
14. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: Каро, 2001. 195 с.
15. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
...
31 источник