Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №31570

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
951
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие социокультурной компетенции как педагогическая проблема 6
1.1 Социокультурная компетенция как фактор становления культурноязыковой личности 6
1.2 Содержание социокультурной компетенции 13
Выводы по главе 18
Глава 2. Дидактические условия применения компьютерных технологий при
формировании социокультурной компетенции 20
2.1 Мультимедийные технологии как образовательная среда при
формировании социокультурной компетенции 20
2.2 Роль личности учителя в развитии социокультурной компетенции
учащихся с помощью компьютерных технологий 29
Выводы по главе 35
Глава 3. Экспериментальная проверка развития социокультурной
компетенции с помощью компьютерных технологий 37
3.1 Общие вопросы организации педагогического эксперимента 37
3.2 Оценка результатов развития социокультурной компетенции учащихся с
помощью компьютерных технологий 46
Выводы по главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения


Актуальность исследования обусловлена противоречием между образовательным потенциалом компьютерных технологий в формировании социокультурной компетенции учащихся и недостаточным их использованием на уроках иностранного языка.
Актуальность проблемы использования компьютерных технологий в преподавании подтверждают многие ученые, занимавшиеся исследованием данного вопроса. К примеру: Т.В. Болдырева, Ю. А. Воронин, А.М. Шовкопляс, Е.И. Дмитриева занимались изучением дидактических свойств информационных технологий; В.В. Сафонова, И.Л. Плужник, В. А. Ефременко изучали возможности их внедрения в процесс преподавания иностранным языкам; Г. А. Воробьев, Л.Д. Литвинова изучали вопрос применения данных технологий, как одного из способов развития социокультурной компетенции.
Чтобы стать частью поликультурного мира, требуется владеть определенными навыками, одним из которых является владение социокультурной компетенцией. Учащиеся должны иметь фоновые и предметные знания страны языка, им необходимо иметь представление о ее реалиях, а также быть знакомыми с национальными традициями и обычаями другой страны. Данные знания могут помочь в будущем наладить контакт с партнерами и быстрее построить общение с представителями другой страны.
Самым легким и наиболее эффективным методом развития социокультурной компетенции считается нахождение учащегося в стране изучаемого языка, то есть проникновение в саму культуру, в атмосферу жизни, традиций, обычаев, непосредственное знакомство с социальным устоем общества. Но, ввиду того, что не все учащиеся могут воспользоваться данным методом, необходимо искать новые, не менее эффективные способы развития компетенции за рамками языковой среды.
По нашему мнению, компьютерные технологии могут оказать значительную помощь в развитии социокультурной компетенции. Они предоставляют особую, уникальную возможность окунуться в иноязычную культуру, не покидая учебного места. С их помощью можно прослушать аутентичные аудиозаписи, прочитать оригинальные тексты и, возможно, пообщается с носителями языка. Все это позволяет обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями, которые могут поспособствовать развитию данной компетенции.
Цель исследования: выявление педагогических условий развития социокультурной компетенции с помощью компьютерных технологий.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• определение модели социокультурной компетенции;
• обоснование дидактических условий использования компьютерных технологий;
• определение роли личности учителя при формировании социокультурной компетенции;
• проведение педагогического эксперимента по развитию социокультурной компетенции с помощью компьютерных технологий.
Объект исследования — социокультурная компетенция, формируемая при помощи компьютерных технологий.
Предмет исследования — возможность развития социокультурной компетенции при помощи компьютерных технологий.
Гипотеза исследования — использование компьютерных технологий является эффективным средством развития социокультурной компетенции.
Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогического потенциала компьютерных технологий для формирования и развития социокультурной компетенции у учащихся, предоставляющий возможности использования средств информационных компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам;
Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогического потенциала компьютерных технологий для формирования социокультурной компетенции. Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы для последующего изучения данной проблемы.
Практическая значимость состоит в возможности применения изложенных теоретических положений и выводов в процессе формирования социокультурной компетенции при помощи компьютерных технологий на уроках по иностранному языку.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование школьников с целью выявления уровня мотивации и развития социокультурной компетенции, их готовности к внедрению компьютерных технологий в процесс обучения.
3. Экспериментальная проверка научной гипотезы.
4. Статистические методы обработки, используемые для анализа полученных данных, выявления эффективности проведенного педагогического эксперимента и обоснованной обработки результатов.
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Глава 1 основной части раскрывает теоретические аспекты использования компьютерных технологий в качестве инструмента развития социокультурной компетенции. В ней даются определения социокультурной компетенции, раскрывается ее содержание и структура. Во 2 главе рассматриваются дидактические условия применения компьютерных технологий при формировании социокультурной компетенции, а также роль личности учителя в данном процессе. В главе 3 предлагаемого исследования содержатся общие вопросы организации педагогического эксперимента и описывается анализ полученный данных. Приложения к работе содержат вопросы промежуточного анкетирования на выявление уровня развития социокультурной компетенции, скриншот видеофрагмента с одного из уроков, а также диаграмму, отображающую процентное соотношение уровня развития социокультурной компетенции контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что знание иностранных языков является важным критерием успешности человека, но невозможно в полной мере овладеть иностранным языком, не обладая социокультурной компетенцией. Обучение иностранному языку предполагает приобщение к иноязычной культуре, знание которой способствует последующему эффективному общению с представителями изучаемого языка.
Использование социокультурной компетенции в ходе изучения иностранных языков является одним из главных средств для достижения основной практической цели, а именно формирования умения общаться на изучаемом языке. Отсюда следует, что первоочередная цель обучения языку достигается только при одновременном развитии социокультурной компетенции.
Социокультурный подход к обучению языку помогает избежать возникновения культурного барьера, который в большинстве случаев гораздо опаснее языкового, так как ошибки, связанные с культурными особенностями и моральными устоями определенного общества, воспринимаются людьми намного болезненнее. Они могут вызвать негативные реакции, настроить человека отрицательно и даже отбить желание продолжать общение.
Развитие социокультурной компетенции играет огромную роль в обучении. Она предполагает способность жить и взаимодействовать с окружающими людьми в современном многонациональном мире. Социокультурное развитие помогает понять взаимосвязь между установленными образцами поведения и традициями, отношениями, ценностями, идеалами, свойственными культуре страны изучаемого языка; способствует пониманию связи между продуктами духовной и материальной культуры.
В ходе исследования работы нами было выяснено, что при развитии социокультурной компетенции важную роль играют компьютерные технологии. Благодаря внедрению данных технологий урок становится более наглядным, интересным, современным, что ведет к росту мотивации учащихся к изучению иностранного языка;
Компьютерные технологии способны заметно увеличить эффективность самоподготовки учащихся, обеспечить всестороннее развитие их личности, стать стимулом для занятия исследовательской деятельностью и в целом повысить уровень самостоятельности в процессе обучения.
При этом, нельзя забывать о личности учителя, о его профессиональных навыках и имеющихся у него компетенциях. В большинстве случаев именно от правильного внедрения компьютерных технологий в процесс преподавания зависит успешность овладения школьниками той или иной информации или, в нашем случае, компетенции. Это возможно только в том случае, если преподаватель достаточно компетентен и сам хорошо разбирается в современных компьютерных технологиях
Проведенный нами эксперимент показал, что активное использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку действительно оказывает эффективное воздействие на рост мотивации, что влечет за собой повышение уровня развития социокультурной компетенции. Полученные результаты подтвердили эффективность реализации сформулированных педагогических условий и справедливость выдвинутой гипотезы исследования.



1. Аветисян Д. Д. Проблемы информатизации системы общего образования и учебно-методические комплекты нового поколения. / Д.Д. Аветисян, М.А. Лейбовский // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №9. - С. 14-20.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языкам) - М.: ИКАР. Э.Г.Азимов, А.Н. Щукин, - Москва,2009. - 263 с.
3. Александров К.В. Можно ли обучить иностранному языку без ИКТ? / К.В. Александров // Высшее образование в России. 2011. - №3. - 82 с.
4. Андриенко А.С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов в условиях применения новых информационных технологий обучения: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Андриенко. - Ростов - на - Дону, 2014. - 47 с.
5. Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества/ О. Н. Астафьева, О. А. Захарова. - URL: www.Ural-yeltsin.ru/ usefiles/ media/ Astafieva_Zaharova. doc (дата обращения: 01.06.2019).
6. Беляков А.Ю. Мотивационная составляющая компьютерного сопровождения образовательного процесса // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: сб. науч. тр. /М.: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, - Пермь, 2012. - С. 11-19.
7. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. - № 4. - 2013. - С. 41
45.
8. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам Текст. / И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. - 2011. - №4. - С. 5-7.
9. Болдырева Т.В. Формирование социокультурной компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку // Вестник ЧГПУ. - Чебоксары, 2011. - №7. -
С. 1-3.
10. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного зыка / Г.А.Воробьев // Иностранные языки в школе. - 2010 - №1. - 49 с.
11. Воронин Ю. А. Компьютерные технологии в ходе предметной подготовки учителя // Педагогика. - 2009. - № 8. - С. 53-59.
12. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2009. - №4. - С. 22 - 26.
13. Долгунова В. В., Ибрагимова Ш. Р. Лингвокультурологический аспект в обучении английскому языку посредством использования англоязычных кинотекстов // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (Казань, май 2017 г.) - Казань: Бук, 2017. - С. 1 - 4.
14. Закирова А.Ф. Концептуальные основания педагогической германистики // Вестник ТюмГУ. Серия «Педагогика. Психология. Философия». - Тюмень, 2009. - № 5. - С. 8-19.
15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», - 2013. - 338 с.
16. Зубов Е.Г. Социокультурная компетенция // Сб. ст. 2-й межвузовской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Молодежь, наука, творчество 2014». - Омск, 2014. - 122 с.
17. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией: Бадарча Дендева - М.: ИИТО ЮНЕСКО. - 2013. - 320 с.
18. Козырев В.А. Радионова Н.Ф. Тряпицина А.П. Направления модернизации педагогического образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Ч.1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ - Омск, 2012 - 12 с.
19. Костюченко М.В. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - Москва, 2016. - №1. - 14 с.
20. Костюченко М.В. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - Москва, 2016. - №1. - С. 81-83.
21. Котенко В.В. Информационно-компьютерная компетентность как
компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики / В.В. Котенко, С.Л. Сурменко // Вестник Омского 168 государственного педагогического университета. - Омск, 2006. - URL:
http:/www.omsk.edu/article/-omgpu-114.pdf (дата обращения 05.06.2019).
22. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2013. - №2. - С. 3-10.
23. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США, профильный уровень): дис. ... канд. пед. наук. / Л.В. Кудрявцева. - Тамбов,
2011. - 5 с.
24. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 4. - С. 49-53.
25. Латухина М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 725-727.
26. Литвинова Л. Д. Формирование социокультурной компетенции у учащихся педагогических классов: на материале английского языка: дисс. ... к. пед. н. / Л.Д.Литвинова. - Саратов, 2017. - 226 с.
27. Майорова О.Н., Полякова Н.П., Райкова А.И., Фомина Е.Ю. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.
- URL: http://festival.1september.ru/articles/644230/ (дата обращения 29.03.2019)
28. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 136 -143.
29. Нелунов А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий // Информатика и образование. - 2010. - №9. - С. 31 - 33.
30. Немов Р. С. Практическая психология (познание себя, влияние на людей): пособие для уч-ся. М.: ВЛАДОС. - Москва, 2014. - 320 с.
31. Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка / Л. С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 117-119.
32. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной
компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе
профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... д. пед. наук / И.Л.Плужник
- Москва, 2013. - 46 с.
33. Полипова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009. - №8. - 11 с.
34. Починок Т.В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. - 2017. - №7.
- C. 2 - 6.
35. Рахимова А.Э. Развитие социокультурной компетенции обучающихся в условиях Интернет-проектов: дис. . канд. пед. наук / А.Э.Рахимова. — Казань, 2015. - 28 с.
36. Рахимова, А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам / А.Э. Рахимова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 10. - С. 56-60.
37. Садохин А.П. Межкультурная компетентность // Журнал социологии и социальной антропологии - Москва, 2009. - № 1. - С. 125-139.
38. Сафонова В.В. Базина Н.В. Методические принципы отбора аутентичных аудио-фильмов для учебных целей // Иностранные языки в школе. - №7. - М: Просвещение, 2014. - С. 2-10.
39. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2014. - 236 с.
40. Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные
социальнопедагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. - №11. - М: Просвещение. - Москва, 2014. - С. 2-13.
41. Сысоев П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4. - С. 14-20.
42. Сысоев П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 2011. - №4. - C. 12 - 18.
43. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. - 2012. - №2 - С. 2-9.
44. Сысоев П.В. Современные учебные Интернет - ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2009. - №6 - С. 2-9.
45. Сысоев П.В. Учебные Интернет - ресурсы в системе языковой подготовки учащихся / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2009. - №8 - С.12-15.
46. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 58-64.
47. Шамов А.Н. Язык и культура немецкого народа: лингвострановедческий аспект: учебное пособие. - М.: ФГБОУ ВПО «НГЛУ». - Нижний Новгород, 2013. - 264 с.
48. Шовкопляс А.М. Технология развития социокультурной
компетенции учащихся основной школы посредством социальных сервисов web 2.0 // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Студ Науч.-практ. Конф. № 1(61).
URL: https://sibac.info/archive/guman/1(61).pdf (дата обращения 14.04.2019)
49. Ek van J. Threshold Level 1990 / J. van Ek J. L. M. Trim. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991. — 144 с.
50. Elliott, J., Maguth, B., & Yamaguchi, M. (2010). Researching, producing, and presenting: Use of technology for global advocacy in the social studies. Social Education, 74(2), P. 105-106.
51. Franklin, C. (2009). Factors that influence elementary teachers use of computers. Journal of Technology and Teacher Education, 15(2), P. 267-293.
52. Stephenson J. Teaching and Learning Online: Pedagogies for New Technologies / J. Stephenson. - Routledge Falmer, 2011. - 111 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ