Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №163045

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции учеников средней школы в процессе обучения иностранному языку 6
1.1. Современное состояние проблемы формирования
социокультурной компетенции учеников средней школы в процессе обучения иностранному языку 6
1.2. Модель процесса формирования социокультурной компетенции
на предмете «Иностранный язык» 11
Выводы по первой главе 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетенции учеников средней школы в процессе обучения иностранному языку 29
2.1. Педагогические условия эффективного формирования
социокультурной компетенции учеников средней школы в процессе обучения иностранному языку 29
2.2. Программа для формирования социокультурной компетенции учеников средней школы в процессе обучения иностранному языку.39
Выводы повторой главе 63
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение 1 73
Приложение 2 75
Приложение 3 76
Приложение 4 77
Приложение 5 79
Приложение 6 81
Приложение 7 82
Приложение 8 93


В условиях модернизации системы профессионального образования в рамках ФГОС второго поколения выдвигается требование обеспечить подготовку по иностранному языку, включающую в себя формирование у обучающихся межкультурной коммуникации, оптимизирующей
эффективность контактов в конкретной сфере и ситуации общения и достижение определенных целей коммуникации.
Это означает, что сегодня требуется выработка такой языковой политики в области иноязычного образования, которая была бы нацелена на удовлетворение и общественных, и личных потребностей человека. А это, в свою очередь, предполагает поиск инновационных технологий обучения иностранному языку, способствующих формированию социокультурных и страноведческих знаний.
Согласно новым государственным стандартам по иностранному языку, в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, помимо речевых умений и языковых знаний и навыков, компенсаторных умений и учебно-познавательных умений, входят социокультурные знания и умения. Формирование и развитие социокультурных знаний и умений означает: 1) расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля; 2) углубление знаний о стране или странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом обществе, мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной; 3) расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка [Латухина, 2014].
В связи с постепенным исчезновением границ общения в современном мире, особое внимание приходится уделять формированию социокультурной компетенции.
Объект исследования - процесс формирования социокультурной компетенции обучающихся средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного формирования социокультурной компетенции у обучающихся средней школы в процессе обучения иностранным языкам.
Цель данного исследования - теоретическое выявление и обоснование педагогических условий для эффективного формирования социокультурной компетенции обучающихся средней школы при обучении иностранному языку.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание социокультурной компетенции.
2. Выявить теоретические и экспериментальные обоснования педагогических условий для формирования социокультурной компетенции.
3. Разработать и внедрить программу по формированию социокультурной компетенции учеников средней школы.
В ходе исследования использовались следующие методы исследования: аналитические (анализ научно-педагогической литературы, изучение педагогического опыта); диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы); формирующие (эксперимент); статистические (анализ и обработка данных эксперимента, анализ продуктов деятельности обучающихся).
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана система дидактических рекомендаций и материалов для обучающихся средних классов по развитию навыков и умений, являющихся показателями сформированности социокультурной компетенции, а также система упражнений, направленных на формирование компонентов социокультурной компетенции.
Во введение представлена актуальность нашего исследования, его объект, предмет, цель, задачи и используемые методы, структура работы и ее практическая значимость.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам формирования социокультурной компетенции обучающихся средней школы: сущность и структура понятия социокультурной компетенции, критерии и уровни ее сформированности; содержание педагогического потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования социокультурной компетенции и педагогические условия, необходимые для формирования социокультурной компетенции; характеристика модели формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.
Во второй главе представлен практический аспект формирования социокультурной компетенции: показаны этапы, ход и результаты
проведенной экспериментальной работы, а также представлен разработанный дидактический материал для успешного формирования социокультурной компетенции.
В заключении подведены итоги нашего исследования,
сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Содержание и выводы работы апробированы на VII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, учителей и преподавателей «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире» (КГПУ им. В.П. Астафьева, 28 апреля 2017 года).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общеевропейская тенденция интеграции и глобализации послужила причиной включения в систему российского образования компетентностного подхода. Сущность компетентностного подхода заложена в понятиях компетенции и компетентности, которые отождествляются большинством зарубежных методистов и дифференцируются отечественными методистами.
Компетенция - это результат образования, который выражается в системе знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, позволяющей эффективно и продуктивно выполнять деятельность в определённой сфере. Компетентность - уровень образованности и опытности, включающий в себя личностное отношение к деятельности, мотивы, ценностные ориентации и определённые личностные качества, позволяющие успешно выполнять профессиональную функцию.
Социокультурная компетенция входит в пять ключевых компетенций, выделяемых Советом Европы по образованию, а также, по мнению Е. Н. Солововой, является составной частью коммуникативной компетенции. Социокультурная компетенция - это совокупность определенных знаний, умений, навыков, способностей и качеств, формируемых в процессе формальной и неформальной языковой подготовки к межкультурному общению. Она заключается в овладении обучающимися национальнокультурной спецификой страны изучаемого языка и умением строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой.
Анализ научно-педагогической литературы, а также исследование реального состояния проблемы показали, что формирование социокультурной компетенции учеников средней школы при обучении иностранному языку является актуальным в контексте развития современных тенденций образования и общества. Поэтому формирование социокультурной компетенции становится особенно актуальным сегодня, способствуя развитию необходимых навыков эффективного межличностного и межкультурного общения. Одновременно происходит развитие таких внутриличностных компонентов, как уважительное отношение к ценностям родной культуры и культуры изучаемого языка, рефлексивных качеств личности, эмпатии и толерантности, способности к построению новой схемы действия.
Через приобщение к культуроведчески ориентированной информации и погружение в «микросреду» реального жизненного контекста на уроках иностранного языка происходит формирование определяющих компонентов компетенции, таких, как вторичная языковая личность и третья культура личности с опорой на собственную культуру в контексте мировой культуры. Овладение обучающимися социокультурной компетенцией является одним из показателей качества современного образования.
Концептуальной основой системы формирования социокультурной компетенции являются принципы системности, природосообразности, культуросообразности, диалога культур. Формирование социокультурной компетенции следует начинать с формирования осознания ценностей родной культуры в контексте мировых культур.
Необходимо отметить, что на всех этапах обучения иностранному языку во всех видах речевой деятельности необходимо использование аутентичных материалов, так как именно они создают ситуации приобщения к естественной языковой среде, знакомят обучающихся с культурой и повседневной жизнью страны изучаемого языка, помогают повысить мотивацию к изучению иностранного языка как предмета. Важно учитывать особенности отбора аутентичного материала при формировании социокультурной компетенции обучающихся - лингвострановедческих текстов, средств аудитивной и визуальной наглядности. Содержание текстов для чтения всегда должно быть познавательным, актуальным, эмоциональным и ярким, иметь идейно-воспитательную ценность, соответствовать возрастной категории обучающихся, давать возможность столкновения точек зрений и суждений, таким образом, вызывая дискуссии.
Использование аутентичного материала в сочетании с применением индивидуальных, групповых, парных форм работы способствует повышению уровня сформированности социокультурной компетенции обучающихся.
Для успешного формирования социокультурной компетенции учеников средней школы необходимо также выполнение таких педагогических условий, как внедрение в учебный процесс модели формирования социокультурной компетенции, применение интегративного, диалогического, интерактивного подходов к обучению иностранному языку.
Мы также провели экспериментальную работу с целью выявления уровня сформированности социокультурной компетенции обучающихся средней школы, а также разработали дидактический материал, использование которого способствовало бы успешному формированию социокультурной компетенции учеников - упражнения для работы с текстом, ролевые игры, викторины, работа с пословицами и поговорками культуры изучаемого языка, работа с песенным материалом.
...


1. Абакумова Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. Томск, 2012. 423 с.
2. Апазаова З. Н. Компетентностный подход в формировании
исследовательской компетентности будущего педагога // Концепт. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-
formirovanii-issledovatelskoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga (дата обращения: 26.04.2017).
3. Афанасьева О. В., Дули Дж., Михеева И. В., Эванс В. Spotlight. 8 класс. Английский в фокусе. Student’s Book. М.: Просвещение, 2013. 244 с.
4. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной школе. М.: Просвещение, 2013. 208 с.
5. Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // ИЯШ. 2012. № 2. С. 28-32.
6. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2013. №2. С. 38-43.
7. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. М.: Русский язык, 2014. 288 с.
8. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. 2015. №1. С. 24-28.
9. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2012. № 4. С. 29-36.
10. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. 264 с.
11. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык,
1. 382 с.
12. Воробьев В. В. Лингвокультурологические принципы презентации учебного материала. М.: ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1993. 107 с.
13. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.,
2. 14 с.
14. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2015. 336 с.
15. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. 2014. №1. С. 7.
... всего 56 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ