Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы на уроках информатики с использованием ментального учебного пособия

Работа №153694

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты познавательных универсальных учебных действий учащихся на основе электронных ментальных учебников 5
1.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия» 5
1.2 Подходы к формированию познавательных универсальных учебных
действий в основной школе 14
1.3 Электронный учебник и электронное ментальное пособие 22
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Электронное ментальное учебное пособие для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы 33
2.1 Отбор содержания для электронного ментального учебного пособия 33
2.2 Ментальное учебное пособие по теме «Кодирование графической информации» 39
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложения 57

Актуальность исследования. В условиях широкого развития средств массовой информации, широкой доступности услуг глобальных сетей необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались обучающимися в ходе творческой направленной и мотивированной деятельности.
В связи с этим становится актуальным формирование у обучающихся информационной компетентности, которая становится определяющим фактором эффективности деятельности человека как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.
Объект исследования:
Процесс формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики в основной школе.
Предмет исследования:
Ментальное учебное пособие как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики.
Цель:
Разработка ментального учебного пособия, способствующего формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках в курсе информатики основной школы при изучении темы «Кодирование графической информации».
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы;
2. Обозначить основные требования, предъявляемые к электронным учебникам;
3. Выявить особенности электронных ментальных учебных пособий;
4. Провести отбор содержания для ментального учебного пособия по теме «Кодирование графической информации»;
5. Разработать ментальное учебное пособие по теме «Кодирование графической информации» по информатике в основной школе.
Практическая значимость: разработанное электронное ментальное учебное пособие по теме «Кодирование графической информации» может быть использовано в практике учителей школ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Результаты работы заключаются в следующем:
1. Проанализированы проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные Учебные Действия (УУД) - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Познавательные УУД делятся на:
• Общеучебные - Выделение познавательной познавательной цели (структурирование, контроль и оценка, речевое развитие); Поиск информации (выбор способов, смысловое чтение, решение проблем).
• Знаково-символические - Моделирование; Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре; Понимание; Преобразование модели.
• Логические - Сравнение (опознание объектов, анализ, синтез, сериация); Установление аналогий; Классификация (обобщение, доказательство, подведение под понятие, вывод следствий)
2. Обозначены основные требования, предъявляемые к электронным учебникам.
К электронным учебникам предъявляются требования, предъявляемые к печатным учебным изданиям и требования, предъявляемые к электронным образовательным изданиям.
3. Выявлены особенности электронных ментальных учебных пособий.
К основным особенностям электронных ментальных учебных пособий можно отнести:
Представление содержания темы в системном виде;
Учебное пособие разрабатывается на основе ментальной карты. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга. Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой карты ума, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных фактов, ощущений, событий. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами. Карта памяти позволяет без труда вспомнить детали, поскольку их организация отражает естественную деятельность мозга. Карты памяти можно использовать при обучении. Она позволяет генерировать оригинальные идеи и облегчает процесс за поминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования [7].
Структурирование информации;
Графическое представление информации в виде элементов рассматриваемой предметной области и связей между ними. Структурирование информации можно реализовать с помощью моделей «дерево», «ментальная карта», «формализованная блок-схема», «таблица».
«Сворачивание» информации;
Методы «сворачивания» информации позволяют не только скрыть (сжать) часть информации, но и развернуть ее по мере необходимости. Таким образом, тексты, представленные с помощью методов сворачивания информации, являются динамическими и в зависимости от требований пользователя могут менять объем, что позволяет подстраивать учебный материал под каждого читателя. Сворачивание информации можно реализовать с помощью «трехмерного текста», «контекстных подсказок», «всплывающих окон» [Бархатова Д.А. Методика визуализированного обучения педагогов- бакалавров профиля «Информатика» дисциплинам предметной подготовки: диссертация кандидата пед. наук. Красноярск. 2011. - С. 19].
4. Проведен отбор содержания для ментального учебного пособия по теме «Кодирование графической информации» на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования для темы «Кодирование графической информации», а также авторских программ и учебников по информатике.
5. Разработано ментальное учебное пособие по теме «Кодирование графической информации» по информатике в основной школе.



1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
2. Беркалиев Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — СПб., 2007.
3. Бусова М.Н., Грачева Л.В. Формирование и оценка универсальных учебных действий.
4. Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. -424с.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
6. Егидес А.П., Егидес Е.М., Лабиринты мышления, или учеными не рождаются./ - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 320 с.
7. Информатика. УМК для основной школы [Элек- тронный ресурс] : 5-6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с. (по учебнику Босовой Л.Л.)
8. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 7-9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: М. С. Цветкова,О. Б. Богомолова.—Эл. изд.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.—184 с. (по учебнику Семакина И.Г.)
9. Колесник, В. Ментальные карты [Электронный ресурс]/ В. Колесник // Материалы сайта «Колесник.ру» -URL:http://kolesnik.ru/2005/mindmapping.(дата обращения: 20.06.2017).
10. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — М., 1998.
11. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян - Сургут: РИО СурГПУ, 2014
12. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян - Сургут: РИО СурГПУ, 2014
13. Научный редактор М. Ю. Михайлина - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. - 80 с.
14. Пак Н.И. Пространственно-временная информационная модель памяти. // Материалы I международной научно-практической конференции «Фундаментальные науки и образование» (Бийск, 29 января - 1 февраля 2012г.), с. 48-53.
15. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение.
16. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В..
17. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС: методические
рекомендации для педагогов образовательных учреждений // методические рекомендации /Составитель Серякина А.В./ Научный редактор Михайлина М.Ю./ - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.
18. Репкин В.В, Развивающее обучение как система. -Томск: Пеленг, 1994.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
20. Селевко Г.К., Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса / Г.К. Селевко — М.: 2006. Т.1 - 816 с.
21. Степанова Т.А. Сущность алгоритмического мышления с позиций информационного подхода. //Инновации в непрерывном образовании, 2012, №3. С. 95-100.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования (5-9 КЛ.) [Сайт министерства образования и науки РФ. URL: http: //минобрнауки .рф/документы
23. Хлобыстова И.Ю. , Цветокова М.С. ИНФОРМАТИКА УМК для основной школы 7 - 9 классы. Методическое пособие для учителя. М. БИНОМ. ЛБЗ - 2012. (по учебнику Угриновича Н.Д.)
24. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — М., 1993.
25. Шаталов В.Ф. Точка опоры: Об экспериментальной методике
преподавания. — М. : Педагогика, 1987 . — 158 с.
26. Позновательные УУД и их формирования на уроках в школе - URL http://fb.ru/article/225506/poznavatelnyie-uud-ih-formirovanie-na-urokah-v-shkole(дата обращения: 20.06.2017).
27. Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД [Сайт сообщества взаимопомощи педагогов] - URL http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169 (дата обращения: 11.06.2017).
28. Программа развития УУД на ступени основного общего образования. URL http://school-40.tomsk.ru/files/img/file/fgos_ooo/ooo_2-1_uud.pdf
29. Формирование познавательных УУД. Портал «Открытый урок - Обучение, воспитание, развитие, социализация». URLhttps://open- lesson.net/4904/(дата обращения: 17.06.17)
30.Что такое УУД. URLhttp://fb.ru/article/218805/chto-takoe-uud-universalnyie-uchebnyie-deystviya-v-sovremennom-shkolnom-obrazovanii(дата обращения: 21.06.2017).
31 .Ментальная карта. URLhttp://fb.ru/article/138026/mentalnaya-karta-kak-sposob-vizualizatsii-myishleniya(дата обращения: 16.06.2017).
32. Дорошенко Е.Г., Пак Н.И., Рукосуева Н.В., Хегай Л.Б. О технологии разработки ментальных учебников // Вестник ТГПУ №12 (140) с. 145-151


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ