Введение 3
Глава I Теоретический анализ физического воспитания школьников среднего возраста 5
1.1. Программное обеспечение физического воспитания школьников
среднего возраста 5
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного
возраста 11
1.3. Развитие быстроты и ловкости у детей среднего возраста в
школьных программах 15
1.4. Развитие быстроты и ловкости у детей среднего школьного
возраста посредством настольного тенниса 22
Выводы по главе 1 27
Глава II. Методы и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 31
Глава III. Разработка комплекса упражнений в системе подготовки по настольному теннису для школьников среднего возраста, проверка
эффективности педагогического эксперимента 33
3.1. Разработка комплекса упражнений для школьников среднего
возраста 33
3.2. Проверка эффективности педагогического эксперимента 37
Выводы по главе III 52
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
В современной литературе термин «координационные способности» и «быстроту движений» выделяется из более обширного понятия «ловкость» и «быстрота». Многие исследователи рассматривают координацию и быстроту как способность человека целесообразно выстраивать двигательные акты, а также способность преобразовывать определенные выработанные формы действий или же, в зависимости от изменяющихся условий, переключаться от одних к другим.
Настольный теннис - массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта, представляющий собой доступную и азартную игру с разнообразной техникой, сложными игровыми комбинациями и большим количеством тактических вариантов. Доступный вид спорта, развивающий в детях все необходимые физические качества и способности: силу, выносливость, скорость реакции, координационные способности. Ловкость и быстрота нужны для каждого вида спорта, в том числе для настольного тенниса. В среднем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию, что определяет актуальность выбранной темы работы.
Совершенствование координационных способностей нацелено на подготовку детей и молодежи, в соответствии с высоким темпом жизненной активности и с усложняющимися условиями современного производства.
Объект: учебно - тренировочный процесс на секционных занятиях по настольному теннису школьников среднего возраста (10-14 лет), в МКОУ «Абанская СОШ №3».
Предмет: средства и методы развития ловкости и быстроты у детей среднего школьного возраста на занятиях настольным теннисом.
Цель дипломной работы: изучить настольный теннис как средство развития ловкости и быстроты школьников среднего возраста, повысить уровень быстроты и ловкости у школьников среднего возраста посредством разработанного комплекса упражнений.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по развитию быстроты и ловкости школьников среднего возраста.
2. Разработать комплекс упражнений на развитие быстроты и ловкости школьников среднего возраста (10-14 лет) на секционных занятиях в школе.
3. Проверить эффективность разработанного комплекса упражнений для детей среднего школьного возраста.
Гипотеза: Предполагается, что разработанный комплекс специальных упражнений для теннисистов среднего школьного возраста, в основе которого лежат упражнения на быстроту и ловкость, повысит координационные и скоростные способности детей среднего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет источников, педагогический эксперимент.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Настольный теннис, с его разнообразием и сложностью технических элементов и тактических действий, является одним из наиболее сложных видов спорта, однако, вопросы физической подготовки и совершенствования координации и быстроты являются ведущими в развитии детей среднего школьного возраста. Результаты исследования показали, что способность к координации и быстроты является самостоятельным качеством, требующим адекватного подбора средств и методов тренировки.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в настольном теннисе является важным фактором для достижения высоких результатов спортсменов 10-14 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координации и быстроты у детей 10-14 лет на занятиях настольным теннисом.
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
• Набивание мяча разными сторонами ракетки и переходом в различные положения;
• Откидка справа и слева;
• Накаты справа и слева в различные точки;
3. Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития ловкости и быстроты у теннисистов экспериментальной группы.
В педагогическом эксперименте приняли участие 16 школьников среднего возраста (10-14 лет), как мальчики, так и девочки. В контрольной и экспериментальной группах по 8 человек. Каждая группа на начало педагогического эксперимента была протестирована по шести видам упражнений. Разница в начале эксперимента между группами незначительная (0.05 по t-критерию Стьюдента). По окончанию эксперимента, при повторном проведении тестирования по аналогичным видам упражнений, отметился прирост показателей как в контрольной, так и экспериментальной группе. В процентном соотношении, средний результат прироста в контрольной группе составил 140,9 %, а в экспериментальной группе 185,4 %.
Так же, по окончанию педагогического эксперимента, при проведении соревнований по настольному теннису среди школьников МКОУ «Абанская СОШ №3», дети, занимающиеся в период с сентября 2019 года по февраль 2020 г. по нашей методике, показали наилучшие результаты.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что разработанный нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие ловкости и быстроты у детей занимающихся настольным теннисом в возрасте 10-14 лет, а значит, гипотеза верна.
1. Алексеев А.В. Психология /А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - с.165.
2. Антипенко А.С. Обучение игре в настольный теннис / А.С. Антипенко. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 211 с.
3. Амелин А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2013. - 341 с.
4. Артемова И.Р. Методы обучения игре в настольный теннис / И.Р. Артемова. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 296 с.
5. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра / Ю.П. Байгулов - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 359 с.
6. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений спортивной тренировки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 15 - 25.
7. Барчукова, Г.В. Влияние психического состояния на эффективность соревновательной деятельности квалифицированных игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова, А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 7. - С. 68-70.
8. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса / Г.В. Барчукова. - М.: Академия, 2015. - 257 с.
9. Бирюкович А.А. Изменение частоты сердечных сокращений по часам суток у детей от рождения до 18 лет// Педиатрия, 1972.- № 6.- С.27-32.
10. Болтенко А.В. Физическая культура и спорт / А.В. Болтенко. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 253 с.
11. Булкин А.С. Настольный теннис / А.С. Булкин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 241 с.
12. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности /М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 6. - С. 15 - 18.
13. Володина В.С., Савчук А.Н. Теория и методика физического воспитания школьников / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015.
14. Воронова Н.О. Подготовка игроков в настольный теннис / Н.О. Воронова. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 254 с.
15. Гасанова, З. Пять шагов к воспитанию воли: стратегия формирования волевых качеств подростков / З. Гасанова // Школьный психолог - Первое сентября. - 2015. - № 12. - С. 38-39....50