Введение 5
1 Теоретические основы изучения лирики на уроках литературы в старших классах 8
1.1 Психолого-педагогические особенности восприятия лирических произведений в старших классах 8
1.2 Научно-методические основы изучения лирики в старших классах 12
1.3 Изучение современной лирики в старших классах в УМК по литературе 17
2 Методика изучения современной лирики на уроках литературы в старших классах 22
2.1 Основные тенденции развития современной поэзии 22
2.2 Обзор методических разработок и авторских программ по литературе в аспекте изучения современной лирики в старших классах 31
2.3 Методические рекомендации по изучению современной лирики в 11 классе 36
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А Скриншоты анкеты в Google Форме 63
Приложение Б Кластер по Л. Рубенштейну 64
Приложение В Кластер по Д. Пригову 65
В отечественной методике накоплен достаточно богатый опыт изучения лирических произведений в школе. В большей степени разработаны теоретико-методологические принципы изучения классической поэзии и лирики первой половины XX века, вплоть до 60-70-х годов.
Методике изучение поэзии в старших классах посвящены работы Р. В. Якименко (2005), С. В. Королевой (2000), М. В. Малышевой (2001), В.Г. Маранцмана (2007), Е.Р. Рыжковой (2007).
В работе С.В. Королевой исследуются особенности изучения поэтического языка в старших классах. Исследователь отмечает, что для эффективного изучения лирики важно учитывать при анализе единство содержания и формы, а также использовать сопоставительный анализ классических поэтических произведений XIX века и стихотворений, являющих пример поиска в области поэтического языка.
М.В. Малышева отмечает, что анализ лирических произведений в старших классах должен сочетать субъективно-интуитивный и рационально- логический пути постижения лирического текста.
Р.В. Якименко в диссертационном исследовании «Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования» (2005) разрабатывает методику целостного изучения поэзии 20 - 90-х годов XX века с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей выпускников. Исследователь отмечает, что в методике в настоящее время решается проблема создания целостной концепции изучения поэзии XX века в историко-литературном контексте.
Исследователи отмечают, что в начале XXI века остро стоит проблема отбора и методического осмысления современных литературных произведений, особенно поэтических, так как взгляд критиков и
литературоведов на особенности развития лирики, выделения ее основных течений рубежа XX - XXI веков неоднозначен.
Таким образом, актуальность исследования определяется недостаточной методической разработанностью темы в связи с изменением содержания литературного образования: включением в программы по литературе современных поэтических произведений.
Цель работы: разработать методические рекомендации по изучению современной лирики на уроках литературы в старших классах.
Объект исследования - процесс изучения современной лирики в старших классах.
Предмет исследования - методика изучения современной лирики в старших классах.
Задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности восприятия лирических произведений в старших классах.
2. Рассмотреть методические основы изучения лирики в старших классах.
3. Рассмотреть учебно-методические комплексы по литературе в аспекте изучения современной лирики в старших классах.
4. Выявить и охарактеризовать основные тенденции развития современной поэзии.
5. Изучить методические разработки и авторские программы по литературе в аспекте изучения современной лирики в старших классах.
6. Разработать методические рекомендации по изучению современной лирики в 11 классе.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных методистов и литературоведов:
Область методики образования: В. А. Доманский, В. Г. Маранцман О. Ю. Богданова, Р. Н. Бунеев, Р. В. Якименко, О. А. Еремина, В. Я. Коровина, Б. А. Ланин, 3. Я. Рез, Е. Р. Ядровская.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Анализ теоретических работ по методике и педагогике показал, что восприятие и изучение лирики в старших классах обусловлено во многом возрастными особенностями. Способность осознавать взаимодействие элементов формы и содержания художественного произведения, рассматривать жизнь и искусство в их эстетическом и историческом соотношении определяют такие методы и приемы изучения лирики, как культурологический, интертекстуальный подходы, сравнительный анализ, обзорное изучение. Уроки должны отражать смену литературных направлений, картину литературного процесса в историческом движении, эволюцию художественных методов.
Проанализировав Примерную образовательную программу и действующие УМК по литературе для старших классов в аспекте изучения современной лирики в старших классах, мы выяснили, что в регламентирующем документе - Примерной образовательной программе, современная лирика именами поэтов практически не представлена, упоминаются только стихи Д. Быкова, хотя есть раздел «Новейшая литература». Анализ УМК показал, что в некоторых программах отводятся часы на лирику постмодернизма (программа Ланина, Журавлева). В программе Бунеевых и В.Я. Коровиной современность представлена 60 -ми годами. Формирование представлений об основных тенденциях современной лирики осуществляется через обзорные уроки и один урок отводится на знакомство с творчеством того или иного поэта на выбор.
В литературоведении и критике в настоящее время отсутствует единая концепция выделения основных тенденций развития современной лирики, что вызывает сложность в отборе теоретического материала и корпуса текстов для изучения в школе. Данным фактом объясняется и проблема 55
методического осмысления современной поэзии: исследований и методических рекомендаций по внедрению тем по лирике рубежа XX-XXI веков в учебный процесс совсем мало.
Методические рекомендации по изучению современной лирики, предложенные в данной работе, опираются на концепцию Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецского, которые выделяют в качестве основных течений постмодернистской поэзии концептуализм и необарокко.
Анализ опроса, проведенного в Google Форме среди обучающихся 11-х классов МБОУ «СОШ Пировской средней школы» показал, что, несмотря на то, что 60% выпускников читают современную лирику, их выбор - это поэты, активно рекламирующие себя в социальных сетях, представления о многообразии современных поэтических стилей нет.
Разработанные методические рекомендации отражают содержание двух уроков в 11 классе: обзорного, формирующего представление об основных тенденциях современной поэзии, и урока по изучению творчества Ивана Жданова и Веры Полозковой. Основными видами деятельности на обзорном уроке предложены такие, как интерпретация поэтических текстов; проблемный анализ; составление кластера, представляющего синтез теоретической информации по поэтическим особенностям представителей концептуализма и необарокко;
Выбор поэтов для второго урока обусловлен двумя причинами: интересом обучающихся и результатом изучения основных тенденций развития лирики рубежа веков. Вера Полозкова - современная поэтесса, Иван Жданов - один из ярких авторов конца XX века, на примере творчества которого видны особенности поэтики необарокко.
Методика интертекстуального и структурно-семантического анализа, предложенная для изучения стихотворений позволяет не только выявить характерные черты времени и течения, но и индивидуальные авторские особенности.