Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИРИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 10-11 КЛАССАХ

Работа №153338

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4660 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы изучения лирики на уроках литературы в старших классах 8
1.1 Психолого-педагогические особенности восприятия лирических произведений в старших классах 8
1.2 Научно-методические основы изучения лирики в старших классах 12
1.3 Изучение современной лирики в старших классах в УМК по литературе 17
2 Методика изучения современной лирики на уроках литературы в старших классах 22
2.1 Основные тенденции развития современной поэзии 22
2.2 Обзор методических разработок и авторских программ по литературе в аспекте изучения современной лирики в старших классах 31
2.3 Методические рекомендации по изучению современной лирики в 11 классе 36
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А Скриншоты анкеты в Google Форме 63
Приложение Б Кластер по Л. Рубенштейну 64
Приложение В Кластер по Д. Пригову 65

В отечественной методике накоплен достаточно богатый опыт изучения лирических произведений в школе. В большей степени разработаны теоретико-методологические принципы изучения классической поэзии и лирики первой половины XX века, вплоть до 60-70-х годов.
Методике изучение поэзии в старших классах посвящены работы Р. В. Якименко (2005), С. В. Королевой (2000), М. В. Малышевой (2001), В.Г. Маранцмана (2007), Е.Р. Рыжковой (2007).
В работе С.В. Королевой исследуются особенности изучения поэтического языка в старших классах. Исследователь отмечает, что для эффективного изучения лирики важно учитывать при анализе единство содержания и формы, а также использовать сопоставительный анализ классических поэтических произведений XIX века и стихотворений, являющих пример поиска в области поэтического языка.
М.В. Малышева отмечает, что анализ лирических произведений в старших классах должен сочетать субъективно-интуитивный и рационально- логический пути постижения лирического текста.
Р.В. Якименко в диссертационном исследовании «Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования» (2005) разрабатывает методику целостного изучения поэзии 20 - 90-х годов XX века с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей выпускников. Исследователь отмечает, что в методике в настоящее время решается проблема создания целостной концепции изучения поэзии XX века в историко-литературном контексте.
Исследователи отмечают, что в начале XXI века остро стоит проблема отбора и методического осмысления современных литературных произведений, особенно поэтических, так как взгляд критиков и
литературоведов на особенности развития лирики, выделения ее основных течений рубежа XX - XXI веков неоднозначен.
Таким образом, актуальность исследования определяется недостаточной методической разработанностью темы в связи с изменением содержания литературного образования: включением в программы по литературе современных поэтических произведений.
Цель работы: разработать методические рекомендации по изучению современной лирики на уроках литературы в старших классах.
Объект исследования - процесс изучения современной лирики в старших классах.
Предмет исследования - методика изучения современной лирики в старших классах.
Задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности восприятия лирических произведений в старших классах.
2. Рассмотреть методические основы изучения лирики в старших классах.
3. Рассмотреть учебно-методические комплексы по литературе в аспекте изучения современной лирики в старших классах.
4. Выявить и охарактеризовать основные тенденции развития современной поэзии.
5. Изучить методические разработки и авторские программы по литературе в аспекте изучения современной лирики в старших классах.
6. Разработать методические рекомендации по изучению современной лирики в 11 классе.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных методистов и литературоведов:
Область методики образования: В. А. Доманский, В. Г. Маранцман О. Ю. Богданова, Р. Н. Бунеев, Р. В. Якименко, О. А. Еремина, В. Я. Коровина, Б. А. Ланин, 3. Я. Рез, Е. Р. Ядровская.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Анализ теоретических работ по методике и педагогике показал, что восприятие и изучение лирики в старших классах обусловлено во многом возрастными особенностями. Способность осознавать взаимодействие элементов формы и содержания художественного произведения, рассматривать жизнь и искусство в их эстетическом и историческом соотношении определяют такие методы и приемы изучения лирики, как культурологический, интертекстуальный подходы, сравнительный анализ, обзорное изучение. Уроки должны отражать смену литературных направлений, картину литературного процесса в историческом движении, эволюцию художественных методов.
Проанализировав Примерную образовательную программу и действующие УМК по литературе для старших классов в аспекте изучения современной лирики в старших классах, мы выяснили, что в регламентирующем документе - Примерной образовательной программе, современная лирика именами поэтов практически не представлена, упоминаются только стихи Д. Быкова, хотя есть раздел «Новейшая литература». Анализ УМК показал, что в некоторых программах отводятся часы на лирику постмодернизма (программа Ланина, Журавлева). В программе Бунеевых и В.Я. Коровиной современность представлена 60 -ми годами. Формирование представлений об основных тенденциях современной лирики осуществляется через обзорные уроки и один урок отводится на знакомство с творчеством того или иного поэта на выбор.
В литературоведении и критике в настоящее время отсутствует единая концепция выделения основных тенденций развития современной лирики, что вызывает сложность в отборе теоретического материала и корпуса текстов для изучения в школе. Данным фактом объясняется и проблема 55
методического осмысления современной поэзии: исследований и методических рекомендаций по внедрению тем по лирике рубежа XX-XXI веков в учебный процесс совсем мало.
Методические рекомендации по изучению современной лирики, предложенные в данной работе, опираются на концепцию Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецского, которые выделяют в качестве основных течений постмодернистской поэзии концептуализм и необарокко.
Анализ опроса, проведенного в Google Форме среди обучающихся 11-х классов МБОУ «СОШ Пировской средней школы» показал, что, несмотря на то, что 60% выпускников читают современную лирику, их выбор - это поэты, активно рекламирующие себя в социальных сетях, представления о многообразии современных поэтических стилей нет.
Разработанные методические рекомендации отражают содержание двух уроков в 11 классе: обзорного, формирующего представление об основных тенденциях современной поэзии, и урока по изучению творчества Ивана Жданова и Веры Полозковой. Основными видами деятельности на обзорном уроке предложены такие, как интерпретация поэтических текстов; проблемный анализ; составление кластера, представляющего синтез теоретической информации по поэтическим особенностям представителей концептуализма и необарокко;
Выбор поэтов для второго урока обусловлен двумя причинами: интересом обучающихся и результатом изучения основных тенденций развития лирики рубежа веков. Вера Полозкова - современная поэтесса, Иван Жданов - один из ярких авторов конца XX века, на примере творчества которого видны особенности поэтики необарокко.
Методика интертекстуального и структурно-семантического анализа, предложенная для изучения стихотворений позволяет не только выявить характерные черты времени и течения, но и индивидуальные авторские особенности.


1) Белинский, В. Г. Разделение поэзии на роды и виды / В. Г. Белинский. - Москва : Директ-Медиа, 2007. - 141с.
2) Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - Санкт-Петербург : Паритет, 2006. - 314 с.
3) Беляева, Н. В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе : автореф. дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.02 / , Беляева Наталья Васильевна. - Москва, 1997. - 239 с.
4) Бобринская, Е.А. Концептуализм / Е. А. Бобринская. - Москва : ГАЛАРТ, 1993. - 216 с.
5) Богданова, Г. А. Знакомство с поэзией постмодернизма [Электронный ресурс] : конспект урока / Г. А. Богданова. - Режим доступа : https://infourok.ru/znakomstvo-s-poeziey-postmodernizma-3198410.html
6) Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы : том первый : учебник для педагогичесих вузов / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. - Москва : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 397 с.
7) Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова - Москва : Академ А, 1999. - 400 с.
8) Ботяновский А. Л. Куда ведет нас Полозкова? / [Электронный ресурс] : статья. - Режим доступа :https://proza.ru/2015/04/17/1251
9) Бунеев, Р. Н. Литература 11 класс : учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. - Москва : Баласс, 2015. - 256 с.
10) Вавилон [Электронный ресурс] : Союз молодых литераторов "Вавилон" © 2006 Проект Арго. - Режим доступа: http ://www.vavilon.ru/texts/indexgen.html#1979
11) Вера Полозкова : стихи [Электронный ресурс] : база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих. - Режим доступа :https://rustih.ru/vera-polozkova/
12) Владимир Маяковский [Электронный ресурс] : портал поэта. - Режим доступа :https://vladimir-mayakovskiy. su/
13) Гарин, И. Поэзия как непосредственная мудрость [Электронный ресурс] : статья. - Режим доступа :https://proza.ru/2012/09/11/658
14) Гаспаров, М. Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпритации. Характеристики / М. Л. Гаспаров. - Санкт-Петербург : Азбука, 2001. - 235с.
15) Докусов, А. М. Восприятие учащимися литературного произведения методика школьного анализа : пособие для учителей / A. М. Докусов. - Москва : Просвещение, 1974. - 192 с...(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ