Реферат
Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические основы организации планирования
затрат на производство 9
1.1 Сущность, состав и классификация затрат на производство продукции 9
1.2 Методы учета и анализа затрат на производство и реализацию продукции. 14
1.3 Основные этапы планирования затрат на предприятии 25
1.4 Пути оптимизации структуры затрат в хлебопекарном производстве 29
2 Аналитическая часть. Анализ затрат на производство и себестоимости
продукции ООО «Хлебный дом» 36
2.1 Характеристика ООО «Хлебный дом» 36
2.2 Анализ основных финансовых показателей ООО «Хлебный дом» 38
2.3 Анализ и оценка затрат на производство и себестоимости продукции 51
2.4 Вопросы экологии 59
3 Проектная часть. Разработка мероприятий по планированию затрат на
производство продукции 62
3.1 Планирование затрат на производство ООО «Хлебный дом» 62
3.2 Пути снижения затрат в ООО «Хлебный дом» 67
3.3 Оптимизация затрат на производство за счет внедрения современного
технологического оборудования 70
Заключение 76
Список сокращений 79
Список использованных источников 81
Приложения А - Ж 89
Расходы на реализацию и производство товаров - значимая составляющая любой хозяйственной деятельности. Их планирование важно для работы любой коммерческой организации. Детальный анализ и своевременный контроль фактических отклонений от запланированных величин дают возможность сформировать действующую методику управления производственной и торговой деятельностью.
К расходам на реализацию и производство товаров относят:
• затраты на сырье, дополнительные и основные материалы;
• затраты на энергию и топливо;
• затраты на выплату зарплаты (включая на отчисления по социальному страхованию);
• амортизационные отчисления;
• прочие финансовые затраты (включая внепроизводственные).
С помощью выявления и исследования расходов в коммерческой организации можно идентифицировать резервные источники и направления увеличения уровня эффективности продаж и производства. В данном контексте перед анализом и учетом расходов стоят следующие задачи:
• корректное и оперативное отражение затрат (фактических) коммерческой организации по каждому объекту;
• раскрытие данных для обеспечения контроля над уровнем продуктивности применения ресурсной базы по источникам расходов и центрам ответственности;
• идентификация резервных источников и направлений для увеличения уровня эффективности применения ресурсной базы и пр.
Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается тем фактом, что объем основных разновидностей ресурсов, которые тратятся на изготовление товаров, оказывает существенное воздействие на уровень эффективности производственной деятельности, размер финансового дохода и, следовательно, показатель рентабельности коммерческой организации.
По этой причине коммерческой организации, которая применяет разные типы ресурсов (технологические, трудовые, материальные и пр.) нужно выбрать эффективные способы управления ими, чтобы выявлять связи между ними, выбирать оптимальные решения для увеличения отдачи от применяемой ресурсной базы.
Из сказанного выше вытекает цель настоящей ВКР - анализ планирования расходов в коммерческой организации на примере Общества с ограниченной ответственностью «Хлебный дом», а также выработка организаций по сокращению расходов на изготовление товаров.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность, состав и классификацию затрат на предприятии.
2. Изучить основные этапы планирования затрат.
3. Рассмотреть методы учета и анализа затрат, а так же пути их оптимизации затрат на предприятии.
4. Проанализировать и дать оценку эффективности управления затратами ООО «Хлебный дом»
5. Разработать ряд мероприятий, направленных оптимизацию затрат на исследуемом предприятии.
Объектом исследования в данной работе является ООО «Хлебный дом», предмет исследования - планирование затрат предприятия на производство продукции.
Теоретической базой при написании выпускной квалификационной работы послужили учебники и учебные пособия по финансовому и экономическому анализу по управлению затратами следующих авторов: Иванова И. Г., Диденко Ю. С., Говдя В. В., Трубочкина М. И., Низовикова Н. Г. и других российских ученых, а так же материалы периодических изданий.
Методологической базой являются способы группировки показателей, сравнения, вертикального и горизонтального анализа, моделирования и факторного анализа.
Работа структурирована в соответствии с поставленной целью и включает три части. В первой части рассмотрены теоретические и методологические основы планирования затрат на предприятии, во второй произведен анализ затрат на производство и дана оценка эффективности управления затратами ООО «Хлебный дом», третья часть заключается в разработке мероприятий, направленных на оптимизацию и повышение эффективности управления затратами ООО «Хлебный дом».
Расчет себестоимости продукции имеет важное значение, так как позволяет выявить внутренние резервы предприятия и использовать их для дальнейшего сокращения затрат на производство и реализацию продукции, ее себестоимости продукции, увеличения конкурентоспособности предприятия. Составление калькуляции нужно для планирования себестоимости продукции и установления цен с учетом спроса на данную продукцию. Именно поэтому планирование затрат на производство продукции являются актуальной проблемой.
В первой главе были описаны теоретические основы организации планирования затрат на производство и реализацию продукции. Затратами на производство продукции признаются расходы, связанные с созданием продукции, в результате которых предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка. Изменение состава затрат, их увеличение или снижение, непосредственно влияет на формирование себестоимости: чем выше производственные затрат, тем выше себестоимость и наоборот.
Анализ затрат на сырье и материалы является важным моментом, так как они имеют значительный удельный вес в себестоимости продукции. Анализ так же проводится способом сравнения и оценки соблюдения утвержденных норм расхода материальных ресурсов. Экономия материальных ресурсов ведет к снижению себестоимости и увеличению прибыли предприятия.
Планирование затрат на предприятии служит для выбора оптимального решения, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, помогает учитывать все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия.
Без оптимизации затрат невозможно достижение конкурентоспособности и выживание компании в условиях быстроменяющейся среды. Неотъемлемый элемент оптимизации - разработка мероприятий, которые помогают оценить эффективность использования всех ресурсов и возможностей предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области оптимизации затрат.
Во второй главе выполнен анализ основных финансовых показателей ООО «Хлебный дом» и анализ затрат на производство и реализацию продукции.
По результатам анализа актива баланса можно отметить положительную динамику изменения валюты баланса: имущество предприятия за 2019 год увеличилась на 18,10 %. Данное изменение произошло за счет увеличения внеоборотных и оборотных активов.
Наибольшую долю в структуре оборотных средств составляют дебиторская задолженность (53,00 %) и запасы (38,66 %).
В отчетном периоде увеличение капитала произошло на 7 % и показатель составил 16069 тыс. руб. В структуре баланса собственный капитал составил 83,78 %, доля заемного капитала составила 16,22 %.
Общая величина запасов увеличилась на 113% в отчетном периоде, так же наблюдается рост оборотных активов на 2838,00 тыс. руб. по отношению к 2018 году (+19,20 %).
В ООО «Хлебный дом» показатель дебиторской задолженности значительно превышает кредиторскую задолженность. При этом сумма дебиторской задолженности увеличилась на 39,21 %, а сумма кредиторской задолженности увеличилась на 20,58 %.
Чистая прибыль ООО «Хлебный дом» в 2019 году составила 1176 тыс. рублей, что больше величины предыдущего года, темп прироста составил 9,70 %. Основное влияние на увеличение чистой прибыли оказал рост выручки от реализации. На протяжении всего анализируемого периода прослеживается положительная тенденция увеличения выручки, в 2019 году темп роста составил 108,04 % по сравнению с предыдущим периодом.
Коэффициент деловой активности показывает привлеченный фирмой капитал, который может использоваться с различной степенью результативности. Увеличение выручки в 2019 году не повлияло на рост коэффициента деловой активности, который уменьшился на 0,40 и составил 4,28.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли имеет компания с каждого рубля выручки от реализации. В 2019 году идет увеличение показателя на 0,54 %. Доля чистого дохода в ООО «Хлебный дом» в 2018 - 2019 гг. остается практически на одном уровне и не превышает 3 %. В 2019 году предприятие остается платежеспособным и не зависит от внешних кредиторов.
ООО «Хлебный дом» не оказывает негативного влияния на окружающую среду, соблюдает все правила, установленные федеральным законом в области охраны окружающей среды.
В третьей главе произведено планирование целевой себестоимости нового вида продукции Хлеб «Спортивный» 300 гр. ООО «Хлебный дом», определены основные пути снижения затрат на предприятии. В итоге, для оптимизации затрат на производство, было предложено внедрить новое современное оборудование - тестомесильная машина ТОРГМАШ МТ-60. Сумма первоначальных инвестиций в проект составила 206,91 тыс. руб. При увеличении прибыли в год на 1859,80 тыс. руб. с учетом амортизации нового оборудования чистый прирост денежного потока составит 1901,80 тыс. руб. Тогда среднемесячная доходность предприятия составит 158,48 тыс. руб., следовательно, можно сделать вывод, что вложения в инвестиционный проект окупятся за полтора месяца. Предложенное мероприятие эффективно и принесет предприятию дополнительную прибыль.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) - Текст : электронный // [Электронный ресурс] от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant.ru. (дата обращения: 13.01.2020).
2. О бухгалтерском учете- Текст : электронный // [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) - URL : http://www.consultant.ru. (дата обращения: 11.01.2020).
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации - Текст : электронный // [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998и№34н (ред. от от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016) - URL : http://www.consultant.ru. (дата обращения: 25.01.2020).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) - Текст : электронный // [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 30.01.2020).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) - Текст : электронный // [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2015) - URL : http://www.consultant.ru.
6. О формах бухгалтерской отчетности организаций- Текст : электронный // [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) - URL : http://www.consultant.ru. (дата обращения: 30.01.2020).
7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению - Текст : электронный // [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 08.11.2010) - URL : http://www.consultant.ru. (дата обращения: 30.01.2020).
8. Формы федерального государственного статистического наблюдения за затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и за производством и отпуском электро- и теплоэнергии - Текст : электронный // [Электронный ресурс]: Постановление Госкомстата РФ от 10.11.1998 N 110 (ред. от 27.07.2004) - URL :: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 25.01.2020)
9. Арутюнян, Ю.И., Силаева, Э.Е. Некоторые вопросы управления затратами предприятия / Ю.И. Арутюнян, Э.Е. Силаева / В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы XIII международной научно-практической конференции . н.-и. ц. «Академический». Northcharleston, SC, USA, 2017. С. 109-112. - Текст : электронный // Российская государственная библиотека. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008474701. (дата обращения: 12.02.2020) - Режим доступа: для авториз. Пользователей;
10. Бикбулатова, М.Н., Василенко, М.Е. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса / М.Н. Бикбулатова, М.Е. Василенко // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 555-558. - Текст: непосредственный;
11. Болатбиев, А.К., Миркина, О.Н. Управление затратами как фактор влияния на финансовые результаты деятельности предприятия / А.К. Болатбиев, О.Н. Миркина // В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты научных исследований Сборник статей по материалам II научно-практической конференции. 2017. С. 8-13. - Текст: непосредственный;
12. Бондина, Н.Н. Управление затратами. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент / Н.Н. Бондина // Пензенский государственный аграрный университет, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Пенза, 2017 - 347с. - Текст: электронный // Научная электронная библиотека. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35585254 (дата обращения: 25.02.2020). - Режим доступа: для авториз. Пользователей;
13. Говдя, В. В. Управленческий учет затрат на современном предприятии: научное издание / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. - Краснодар: изд-во «КрасЕрон», 2018.- 187 с. - Текст: непосредственный;
14. Гомонко, Э.А., Лукьянова, И.В. Управление затратами в системе обеспечения экономической безопасности предприятия / Э.А. Гомонко, И.В. Лукьянова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 2 (63). С. 167-173. - Текст: электронный // Российская государственная библиотека - URL: https://dlib.rsl.ru/01002342473 (дата обращения: 11.02.2020). - Режим доступа: для авториз. Пользователей;
15. Дегальцева, Ж.В. Сравнительная характеристика различных методов затрат и калькулирования себестоимости. / Ж. В. Дегальцева // Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2018. С.1010-1020- Текст: непосредственный;...51