Оглавление 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА 13
1.1. Особенности деятельности предприятий морского водного транспорта 13
1.2. Формирование стратегии развития морского порта, с учетом внешних факторов 15
1.3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО 17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия 27
2.2. Анализ эффективности деятельности предприятия АО «Морской пор 40
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ -ПЕТЕРБУРГ» 72
3.1. Рекомендации по повышению эффективности деятельности АО «Морской порт Санкт-Петербург» 72
3.2. Оценка эффективности предлагаемых проектных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
Актуальность выбранной темы заключается в четком понимании важности развития морских портов, для развития экономики страны. Проведение анализа не должно являться самоцелью, важны сами проектные решения по повышению эффективности работы морского порта, которые позволят принять правильную стратегию развития предприятия.
Крупнейший транспортный узел представляет современный морской порт, связывающий несколько видов транспорта: речной, морской, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный, а также другие виды транспорта. Стратегическим аспектом развитие экономики государства представляет портовая деятельность, как ключевое звено функционирования самой транспортной системы. Кроме этого, деятельность морского порта влияет на конкурентоспособность экономики страны на внешнем рынке, являясь мультипликатором развития основных отраслей экономики страны.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выработке рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, сводятся к следующим:
Во-первых, изучены теоретические основы эффективности предприятий водного транспорта, включая особенности их деятельности; фак торы, влияющие на эффективность деятельности предприятия и стратегию предприятия, направленную на повышение эффективности деятельности предприятия.
Во-вторых, провести анализ эффективности деятельности на примере конкретного предприятия, включая, дать характеристику его деятельности; провести анализ основных технико-экономических показателей и эффективности использования ресурсов предприятия.
В-третьих, рассмотреть основные направления повышения эффективности развития предприятия, включая разработку рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия, проведение оценки эффективности предлагаемых проектных решений и рассмотрение перспективных направлений развития морского порта.
Объектом исследования выбрано предприятие АО «Морской порт Санкт-Петербург», представляющий крупнейший транспортный узел в Северо-Западном регионе.
Предмет исследования представляет процесс разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности морского порта Санкт - Петербурга.
Теоретическую основу проведённого исследования представляли труды отечественных авторов, среди которых: Давыденко А.А., Красильникова О.А., Ломакина Н.С., Щербакова С.А. и многие другие. В работах авторов изложены основные тенденции развития морских портов, показана роль государственного управления морским транспортом, рассматриваются пути повышения эффективности деятельности предприятия.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные рекомендации могут быть внедрены на конкретном предприятии для повышения эффективности деятельности предприятия.
Структура работы представлена: введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.
Введение включает: обоснование актуальности выбранной темы, определения основной цели, которую можно достичь за счёт решения комплекса задач, теоретической и практической значимости.
В первой главе изложены теоретические основы эффективности предприятий водного транспорта, в части: описание особенностей предприятий водного транспорта; определение факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятий и описание основ стратегии роста предприятий.
Во второй главе проведён анализ эффективности деятельности предприятия на примере АО «Морской порт Санкт-Петербург», включая характеристику деятельности предприятия, результаты анализа основных технико-экономических показателей и эффективности использования ресурсов предприятия.
В третьей главе рассмотрены основные направления повышения эффективности развития предприятия, включая: рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятий водного транспорта на примере конкретного предприятия, проведение оценки эффективности предлагаемых проектных решений и рассмотрены перспективные направления развития Морского порта Санкт -Петербурга...
Повышение эффективности развития деятельности предприятий водного транспорта, в частности морских портов, являющихся важнейшим звеном всей транспортной системы. Понимание важности развития морских портов представляет наиболее актуальную задачу.
Основная цель, поставленная в работе, состояла в выработке рекомендаций по повышению деятельности конкретного предприятия. Решение поставленной цели определено рядом задач:
Во-первых, в теоретической части изложены основы эффективности предприятий водного транспорта, включая особенности их деятельности, факторы, которые влияют на эффективность предприятия;
Во-вторых, в работе проведен анализ деятельности Большого морского порта Санкт-Петербурга, дана характеристика данного предприятия, проведен анализ основных технико-экономических показателей и эффективности использования ресурсов предприятия.
В третьих, в работе рассмотрены основные направления развития морского порта Санкт -Петербурга.
На основании проведённых исследований в работе предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности морского порта.
Первое мероприятие связано с повышением эффективности использования имущества предприятия за счёт улучшения учёта основных средств. Это позволит получать своевременную и достоверную информацию о состоянии имущества предприятия. Проведённый анализ показал, что на предприятии требуется тщательный анализ использования
производственных площадей и оборудования. Рекомендуется сдавать неиспользуемые площади и неиспользуемое оборудование в аренду.
Второе мероприятие направлено на снижение затрат за пользование энергоресурсами. Использование технологичного оборудования, современных механизмов учёта. В данном направлении в компании ведётся определённая работа, выраженная во внедрении системы дистанционного учёта расходов электроэнергии. Рекомендуется использовать энергоэффективное освещение и энергосберегающее оборудование. Мероприятия по сокращению затрат должны носить системный характер.
Третье мероприятие, внедрение которого позволит предприятию получить дополнительную прибыль от снижения уровня дебиторской задолженности. Основная стратегия управления дебиторской задолженностью лежит в основе общей политики предприятия и состоит в оптимизации размера дебиторской задолженности, что способствует повышению уровня финансовой устойчивости. В рамках реализации третьего мероприятия предлагается реструктурировать сумму задолженности путём её погашения.
Четвёртое мероприятие для повышения эффективности финансовой работы реализуется за счет оптимизации управления денежными потоками, повышения платежеспособности предприятия.
Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят повысить эффективность деятельности морского порта. Экономическая целесообразность внедрения мероприятий подтверждена соответствующими расчётами.
Особое внимание в работе уделено рассмотрению основных проблем, которые характерны для морских портов. На основании существующих проблем приведены основные направления развития компании АО «Морской порт Санкт-Петербург».
В работе были использованы: нормативные акты, регламентирующие работу морских портов, учебная литература, аналитические материалы и Интернет - источники.
1. Конституция Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. - 4 августа 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям. 30.12.2015 года
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 28.03.2017)
4. Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99 - ФЗ
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 327 -р «О Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года».
Учебная литература
6. Алексеева Г.И. Инвентаризация расчетов как элемент управления дебиторской задолженностью // Бухгалтер и закон. - 2013. - №4. - с. 5-14
7. Амиров М. Единая транспортная система / Магомед Амиров. - М.: КноРус медиа, 2017. - 671 с.
8. Бабурин, В. А. Управление грузовыми перевозками на водном транспорте / В.А. Бабурин, Н.В. Бабурин. - М.: Мир, 2014. - 304 с.
9. Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.:ИНФРА-М, 2015. - 265с.
10. Безюков О.К. Энергосбережение: энергетическая эффективнос ть водного транспорта, Издательство: ГУМРФ им.адмирала С.О. МакароваСпб, 2016 год, с.284
11. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 224 с.
12. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Высшая школа, 2013. - 274 с.
13. Бодровцева Н. Ю. Оценка конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования» // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 208-213.
14. Бурко Р. А., Соколкова В. Д. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия // Молодой ученый . — 2014. — №7. — с. 313-315.
15. Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие / Ю.В. Вертакова, И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев. - М.: КНОРУС, 2015. - 352 с....(39)