Налогообложение доходов физических лиц от операций с ценными бумагами (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Объект исследования - ПАО «Сбербанк России».
Проведен анализ данных за 2018-2022 годы.
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами 6
1.1. Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц 6
1.2. Теоретические положения и нормативное регулирование налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами 15
1.3. Организация налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами 30
2. Организационно-правовая, экономическая характеристика и оценка состояния налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами в ПАО Сбербанк 40
2.1. Организационно-правовая характеристика банка 40
2.2 Оценка основных показателей деятельности банка 47
2.3 Оценка состояния налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами банка 54
3. Состояние и пути развития налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами ПАО Сбербанк 76
3.1 Состояние налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами в банке 76
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами банка 79
3.3 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами банка 83
Заключение 89
Список использованной литературы 94
Проведен анализ данных за 2018-2022 годы.
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами 6
1.1. Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц 6
1.2. Теоретические положения и нормативное регулирование налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами 15
1.3. Организация налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами 30
2. Организационно-правовая, экономическая характеристика и оценка состояния налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами в ПАО Сбербанк 40
2.1. Организационно-правовая характеристика банка 40
2.2 Оценка основных показателей деятельности банка 47
2.3 Оценка состояния налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами банка 54
3. Состояние и пути развития налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами ПАО Сбербанк 76
3.1 Состояние налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами в банке 76
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами банка 79
3.3 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию налогового учета доходов физических лиц от операций с ценными бумагами банка 83
Заключение 89
Список использованной литературы 94
Сегодня увеличение продуктивности норм налогообложения доходов на рынке ценных бумаг является одной из важных задач совершенствования российского налогового законодательства. Источниками пополнения бюджета страны и обеспечения контроля за движением денежных ресурсов на рынке капиталов выступают налоговые платежи на прибыль для организаций или НДФЛ для физических лиц от реализации ценных бумаг, таких как векселя, акции, депозитные и сберегательные сертификаты, облигации, в том числе налоговые платежи от сделок с финансовыми инструментами (опционами, фьючерсами и др.).
На сегодняшний день рынок ценных бумаг является высокодоходным источником финансовых средств, получаемых от торговли, инвестиций, а также от организации взаиморасчетов компаний. Как следствие, не вызывает сомнений актуальность выбранной темы, которая продиктована современными тенденциями увеличения продуктивности норм налогового законодательства о налогообложении доходов от оборота ценных бумаг.
Россия остается одной из стран, где наибольшую часть сбережений населения составляют, так называемые пассивные инвестиции (средства в депозитах), а также вложения в ценные бумаги. В последнее время рынок ценных бумаг в Российской Федерации развивается достаточно быстрыми темпами. Инвестиции в ценные бумаги становятся более привлекательными, номенклатура инструментов, которые обращаются на рынке, постепенно расширяется.
В связи с этим все более необходимым становится организация эффективного функционирования рынка ценных бумаг. Для достижения этой цели необходимо устранить ряд имеющихся недостатков, в частности связанных с налогообложением операций с ценными бумагами. Действенная налоговая система - один из факторов, который позволяет стимулировать развитие рынка ценных бумаг. Решение проблем налогообложения крайне важно для участников рынка ценных бумаг, так как активность их деятельности находится в прямой зависимости от величины налоговой нагрузки.
Выплаты налога с операций по ценным бумагам с частных лиц осуществляется в рамках налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц. В настоящее время в России налог на доходы физических лиц является одним из важнейших налогов, который обеспечивает наибольшие поступления в консолидированный бюджет страны. В последнее время динамично растет роль НДФЛ, как в России, так и в других странах.
Цель исследования – провести анализ и предложить пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и особенности операций с ценными бумагами;
- рассмотреть банки как налоговые агенты по налогообложению операций физических лиц с ценными бумагами;
- рассмотреть особенности налогообложения операций по индивидуальным инвестиционным счетам;
- провести характеристику ПАО «Сбербанк»;
- провести анализ операций банка с ценными бумагами;
- рассмотреть порядок налогообложения доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами;
- определить возможные направления совершенствования налогообложения операций с ценными бумагами;
- провести расчет экономического эффекта от внедрения рекомендаций Объект исследования - ПАО «Сбербанк России».
Предмет исследования – организация налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами в банке.
В качестве информационной базы для проведения исследования были использованы учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, Интернет-ресурсы, отчетность банка, прочие актуальные источники информации по данной тематике.
Исследование основано на использовании методов сравнительного, логического анализа, а также анализа и синтеза.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, трех глав, библиографического списка.
На сегодняшний день рынок ценных бумаг является высокодоходным источником финансовых средств, получаемых от торговли, инвестиций, а также от организации взаиморасчетов компаний. Как следствие, не вызывает сомнений актуальность выбранной темы, которая продиктована современными тенденциями увеличения продуктивности норм налогового законодательства о налогообложении доходов от оборота ценных бумаг.
Россия остается одной из стран, где наибольшую часть сбережений населения составляют, так называемые пассивные инвестиции (средства в депозитах), а также вложения в ценные бумаги. В последнее время рынок ценных бумаг в Российской Федерации развивается достаточно быстрыми темпами. Инвестиции в ценные бумаги становятся более привлекательными, номенклатура инструментов, которые обращаются на рынке, постепенно расширяется.
В связи с этим все более необходимым становится организация эффективного функционирования рынка ценных бумаг. Для достижения этой цели необходимо устранить ряд имеющихся недостатков, в частности связанных с налогообложением операций с ценными бумагами. Действенная налоговая система - один из факторов, который позволяет стимулировать развитие рынка ценных бумаг. Решение проблем налогообложения крайне важно для участников рынка ценных бумаг, так как активность их деятельности находится в прямой зависимости от величины налоговой нагрузки.
Выплаты налога с операций по ценным бумагам с частных лиц осуществляется в рамках налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц. В настоящее время в России налог на доходы физических лиц является одним из важнейших налогов, который обеспечивает наибольшие поступления в консолидированный бюджет страны. В последнее время динамично растет роль НДФЛ, как в России, так и в других странах.
Цель исследования – провести анализ и предложить пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и особенности операций с ценными бумагами;
- рассмотреть банки как налоговые агенты по налогообложению операций физических лиц с ценными бумагами;
- рассмотреть особенности налогообложения операций по индивидуальным инвестиционным счетам;
- провести характеристику ПАО «Сбербанк»;
- провести анализ операций банка с ценными бумагами;
- рассмотреть порядок налогообложения доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами;
- определить возможные направления совершенствования налогообложения операций с ценными бумагами;
- провести расчет экономического эффекта от внедрения рекомендаций Объект исследования - ПАО «Сбербанк России».
Предмет исследования – организация налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами в банке.
В качестве информационной базы для проведения исследования были использованы учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, Интернет-ресурсы, отчетность банка, прочие актуальные источники информации по данной тематике.
Исследование основано на использовании методов сравнительного, логического анализа, а также анализа и синтеза.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, трех глав, библиографического списка.
Российский рынок ценных бумаг можно отнести к категории развивающихся рынков, как и саму банковскую систему. Неравномерность концентрации активов коммерческих банков, предпочтение работы банков преимущественно с долговыми ценными бумагами, ориентация на вложения в государственные ценные бумаги в ущерб корпоративным – особенности современного состояния российского рынка. В то же время наблюдается рост инвестиций банковского сектора в развитие финансовых структур, повышение роли ПФИ в структуре инвестиций в ценные бумаги. Рынок ценных бумаг в настоящее время приносит львиную долю доходов коммерческим банкам, которые активно развивают свои позиции на рынке, используя новейшие информационные системы, безопасные программные продукты, которые позволяют кредитным организациям лидировать среди огромного количества конкурентов, расширяя свою клиентскую базу. В целом, банки России активно ведут операции на рынке ценных бумаг, однако оценивают достаточно высокие риски вложений в ценные бумаги.
ПАО «Сбербанк России» на фондовом рынке является профессиональным участником рынка ценных бумаг и в соответствии с лицензиями осуществляет брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, деятельность по доверительному управлению и депозитарную деятельность, а также выступает в роли эмитента и инвестора.
ПАО «Сбербанк России» ежегодно получает доходы в виде комиссии по брокерским операциям с ценными бумагами. Так за период с 2020 по 2022 гг. их сумма увеличилась с 5,6 до 7,1 млрд. руб.
ПАО «Сбербанк России» выпускает такие ценные бумаги, как векселя и депозитные сертификаты для юридических лиц, сберегательные сертификаты для физических лиц, облигации.
При расчете и удержании НДФЛ с физических лиц по операциям с ценными бумагами в общем виде налоговый агент должен учесть ряд проблем:
1. Проблема определения налогового статуса налогоплательщика: при удержании НДФЛ к различным физическим лицам применяется разный порядок обложения налогом. Поэтому возникают следующие трудности: множественность режимов налогообложения и неоднократность процедуры установления налогового статуса, что принуждает налоговых агентов в каждом случае отдельно определять налоговый статус каждого лица.
2. Проблема определения расходов на приобретение ценных бумаг: нормативно-правовые акты об НДФЛ предусматривают два других метода учета затрат физического лица на приобретение реализуемой собственности: вычет из дохода тысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда либо учет официально подтвержденных затрат, которые связаны с получением обозначенных доходов.
3. Проблема документального доказательства издержек: суть в том, что налоговую базу по налогу на доходы физических лиц уменьшают лишь те траты физического лица, которые доказаны официально. Данную проблему вызывает сегодня система документального доказательства затрат на приобретение ценных бумаг, которая не всецело выполняет свои функции. Так, в соответствии с действующим порядком документами, которые подтверждают издержки, являются: 1) контракт; 2) платежный документ. Такая система фактически не работает либо работает недостаточно хорошо.
4. Проблема установления издержек по ценным бумагам, полученным на стороне: физическое лицо может совершать покупки и продажу ценных бумаг как без помощи других, так и через профессиональных участников рынка ценных бумаг. Суть в том, что в случае, когда физическое лицо обращается к одной и той же брокерской компании для приобретения и продажи ценных бумаг, то брокер достоверно знает все затраты, которые это лицо понесло на приобретение этих ценных бумаг, но во всех других случаях, когда физическое лицо производит операции без помощи других либо реализует через брокера бумаги, которые не были куплены с его участием, налоговый агент не может достоверно знать издержки, которые понесло физическое лицо.
5. Проблема соотнесения доходов и затрат по операциям с ценными бумагами: действующие налоговые нормативно-правовые акты на самом деле не проводят различия между ценными бумагами и иными видами собственности, такими как недвижимость либо автомобили.
Для решения некоторых из сложившихся сегодня проблем, перечисленных выше, могут быть предложены следующие меры:
1) разработка нормативных документов, которые регулируют процедурные вопросы расчета и удержания налога, в том числе требуется сокращение периода, в течение которого ценная бумага будет считаться не обращаемой на рынке ценных бумаг, это позволит избежать значительной разницы рыночной цены бумаги и ее реальной стоимости, что в свою очередь упростит процесс соотнесения доходов и затрат по операциям с ценными бумагами.
2) создание системы, предусматривающей объединение всех групп ценных бумаг, другими словами, установление единой ставки налогообложения вне зависимости от размера дохода физического лица, установление одного порядка налогообложения для всех категорий физических лиц (независимо от того, резидент или нерезидент, инвалид или не инвалид, основной источник дохода либо неосновной).
Задачи формирования благоприятного налогового климата для участников денежного рынка и ликвидации имеющихся проблем в налогообложении по операциям с ценными бумагами и производными инструментами становятся первоочередными в настоящее время, и для повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его базе самостоятельного мирового денежного центра необходимо разрешить все существующие на данный момент проблемы, а также произвести усовершенствование действующей системы налогообложения.
Для совершенствования налоговой системы и стимулирования частного инвестирования можно предложить следующие мероприятия, которые следует реализовать государству:
1. повысить информированность граждан о действующих налоговых льготах с помощью СМИ, социальных сетей, различных конференций и
семинаров;
2. стимулировать рост финансовой грамотности населения для приобретения соответствующих знаний о формировании оптимального инвестиционного портфеля;
3. разработать упрощенный порядок оформления рассмотренных в данной статье налоговых льгот для частных инвесторов;
4. сократить минимальные сроки применения таких льгот, как ИИС, ЛДВ и ЛДВ-РИИ с 3 лет до 1 года ;
5. по ИИС увеличить сумму, с которой можно получить налоговый
вычет, до 1 млн. руб.;
6. застраховать вклады по ИИС на уровне государственных гарантий с учетом минимального порога в размере 750 000 рублей.
Для оптимизации налоговых платежей от операций с ценными бумагами рекомендуется производить покупку и продажу акций через индивидуальный инвестиционный счет.
Разработка нововведений в налоговом законодательстве России позволит привлекать новых инвесторов. Введение льготных ставок на доходы с финансовых операций позволит определить пороговое значение, до которого будет действовать льгота. Кроме того, следует скорректировать законодательство относительно налогообложения быстрых сделок, сделок с участием физических лиц, в том числе операций, убыточных для физического лица. Решение этих вопросов позволит повысить устойчивость финансового рынка страны в целом. Для фондового рынка России характерно большое число спекулятивных сделок. Регулирование данной сферы деятельности позволит создать информационное поле, способное не только снабжать необходимыми данными новых игроков, но и позволяющее отслеживать недобросовестные сделки. Таким образом, доработка законодательной базы, контролирующей рынок ценных бумаг, даст возможность убрать противоречащие друг другу правовые акты, что в свою очередь скажется благоприятно на эффективности рынка.
Первоочередное решение, которое принимает инвестор, задумывающийся о налоговой оптимизации,- оформиться как физическое или юридическое лицо. От этого выбора зависит объём налогов, поскольку ставки и условия для юридических организаций и физических лиц различаются. И в том и в другом варианте есть преимущества и недостатки. Необходимо так же учесть, что в РФ и во всем мире ужесточаются налоговое регулирование и требования о раскрытии информации. Банковская система становится всё более открытой. Так, с 2022 года налоговые органы РФ будут автоматически получать данные о зарубежных счетах россиян.
ПАО «Сбербанк России» на фондовом рынке является профессиональным участником рынка ценных бумаг и в соответствии с лицензиями осуществляет брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, деятельность по доверительному управлению и депозитарную деятельность, а также выступает в роли эмитента и инвестора.
ПАО «Сбербанк России» ежегодно получает доходы в виде комиссии по брокерским операциям с ценными бумагами. Так за период с 2020 по 2022 гг. их сумма увеличилась с 5,6 до 7,1 млрд. руб.
ПАО «Сбербанк России» выпускает такие ценные бумаги, как векселя и депозитные сертификаты для юридических лиц, сберегательные сертификаты для физических лиц, облигации.
При расчете и удержании НДФЛ с физических лиц по операциям с ценными бумагами в общем виде налоговый агент должен учесть ряд проблем:
1. Проблема определения налогового статуса налогоплательщика: при удержании НДФЛ к различным физическим лицам применяется разный порядок обложения налогом. Поэтому возникают следующие трудности: множественность режимов налогообложения и неоднократность процедуры установления налогового статуса, что принуждает налоговых агентов в каждом случае отдельно определять налоговый статус каждого лица.
2. Проблема определения расходов на приобретение ценных бумаг: нормативно-правовые акты об НДФЛ предусматривают два других метода учета затрат физического лица на приобретение реализуемой собственности: вычет из дохода тысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда либо учет официально подтвержденных затрат, которые связаны с получением обозначенных доходов.
3. Проблема документального доказательства издержек: суть в том, что налоговую базу по налогу на доходы физических лиц уменьшают лишь те траты физического лица, которые доказаны официально. Данную проблему вызывает сегодня система документального доказательства затрат на приобретение ценных бумаг, которая не всецело выполняет свои функции. Так, в соответствии с действующим порядком документами, которые подтверждают издержки, являются: 1) контракт; 2) платежный документ. Такая система фактически не работает либо работает недостаточно хорошо.
4. Проблема установления издержек по ценным бумагам, полученным на стороне: физическое лицо может совершать покупки и продажу ценных бумаг как без помощи других, так и через профессиональных участников рынка ценных бумаг. Суть в том, что в случае, когда физическое лицо обращается к одной и той же брокерской компании для приобретения и продажи ценных бумаг, то брокер достоверно знает все затраты, которые это лицо понесло на приобретение этих ценных бумаг, но во всех других случаях, когда физическое лицо производит операции без помощи других либо реализует через брокера бумаги, которые не были куплены с его участием, налоговый агент не может достоверно знать издержки, которые понесло физическое лицо.
5. Проблема соотнесения доходов и затрат по операциям с ценными бумагами: действующие налоговые нормативно-правовые акты на самом деле не проводят различия между ценными бумагами и иными видами собственности, такими как недвижимость либо автомобили.
Для решения некоторых из сложившихся сегодня проблем, перечисленных выше, могут быть предложены следующие меры:
1) разработка нормативных документов, которые регулируют процедурные вопросы расчета и удержания налога, в том числе требуется сокращение периода, в течение которого ценная бумага будет считаться не обращаемой на рынке ценных бумаг, это позволит избежать значительной разницы рыночной цены бумаги и ее реальной стоимости, что в свою очередь упростит процесс соотнесения доходов и затрат по операциям с ценными бумагами.
2) создание системы, предусматривающей объединение всех групп ценных бумаг, другими словами, установление единой ставки налогообложения вне зависимости от размера дохода физического лица, установление одного порядка налогообложения для всех категорий физических лиц (независимо от того, резидент или нерезидент, инвалид или не инвалид, основной источник дохода либо неосновной).
Задачи формирования благоприятного налогового климата для участников денежного рынка и ликвидации имеющихся проблем в налогообложении по операциям с ценными бумагами и производными инструментами становятся первоочередными в настоящее время, и для повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его базе самостоятельного мирового денежного центра необходимо разрешить все существующие на данный момент проблемы, а также произвести усовершенствование действующей системы налогообложения.
Для совершенствования налоговой системы и стимулирования частного инвестирования можно предложить следующие мероприятия, которые следует реализовать государству:
1. повысить информированность граждан о действующих налоговых льготах с помощью СМИ, социальных сетей, различных конференций и
семинаров;
2. стимулировать рост финансовой грамотности населения для приобретения соответствующих знаний о формировании оптимального инвестиционного портфеля;
3. разработать упрощенный порядок оформления рассмотренных в данной статье налоговых льгот для частных инвесторов;
4. сократить минимальные сроки применения таких льгот, как ИИС, ЛДВ и ЛДВ-РИИ с 3 лет до 1 года ;
5. по ИИС увеличить сумму, с которой можно получить налоговый
вычет, до 1 млн. руб.;
6. застраховать вклады по ИИС на уровне государственных гарантий с учетом минимального порога в размере 750 000 рублей.
Для оптимизации налоговых платежей от операций с ценными бумагами рекомендуется производить покупку и продажу акций через индивидуальный инвестиционный счет.
Разработка нововведений в налоговом законодательстве России позволит привлекать новых инвесторов. Введение льготных ставок на доходы с финансовых операций позволит определить пороговое значение, до которого будет действовать льгота. Кроме того, следует скорректировать законодательство относительно налогообложения быстрых сделок, сделок с участием физических лиц, в том числе операций, убыточных для физического лица. Решение этих вопросов позволит повысить устойчивость финансового рынка страны в целом. Для фондового рынка России характерно большое число спекулятивных сделок. Регулирование данной сферы деятельности позволит создать информационное поле, способное не только снабжать необходимыми данными новых игроков, но и позволяющее отслеживать недобросовестные сделки. Таким образом, доработка законодательной базы, контролирующей рынок ценных бумаг, даст возможность убрать противоречащие друг другу правовые акты, что в свою очередь скажется благоприятно на эффективности рынка.
Первоочередное решение, которое принимает инвестор, задумывающийся о налоговой оптимизации,- оформиться как физическое или юридическое лицо. От этого выбора зависит объём налогов, поскольку ставки и условия для юридических организаций и физических лиц различаются. И в том и в другом варианте есть преимущества и недостатки. Необходимо так же учесть, что в РФ и во всем мире ужесточаются налоговое регулирование и требования о раскрытии информации. Банковская система становится всё более открытой. Так, с 2022 года налоговые органы РФ будут автоматически получать данные о зарубежных счетах россиян.
Подобные работы
- Оптимизация налогообложения организации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Анализ и выбор ключевых показателей эффективности логистики
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020



