Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения образа будущего в социологии 6
1.1. Образ будущего как предмет изучения социологии 6
1.2. Обзор социологических исследований образа будущего в
представлении студентов 20
2. Эмпирическое исследование «Образ будущего в представлении
студентов СФУ» 47
2.2. Анализ результатов социологического исследования «Образ
будущего в представлении студентов СФУ» 51
Заключение 62
Список использованных источников 64
Будущее - это время, которое еще не наступило. Чтобы жить, работать, заниматься творчеством - любой деятельностью, людям нужно иметь представление о том, что будет дальше, в будущем. Полагаясь на результаты своих сегодняшних трудов, люди планируют свою деятельность завтра. Возникает некоторое представление, образ, который мотивирует и дает чувство стабильности. То, каким люди представляют свое будущее, будущее своей страны и общества в целом, отображает их установки, мотивацию к деятельности и приоритеты в планировании. Словом, образ будущего - это комплекс представлений людей о том, что ждет их впереди, в каком направлении общество будет развиваться, и что станет для них реальностью через некоторое время.
Если этот образ есть и, особенно, если он подкрепляется государством, это порождает у людей веру в стабильность, в позитивное будущее, а значит мотивирует их на развитие себя, общества, на труд и созидательную деятельность. Примером этому может послужить образ будущего в советское время. Сконструированный государством и подкрепляемый средствами массовой информации позитивный образ о коммунистическом обществе побуждал людей на подвиги и труд, вдохновлял на достижение успеха.
Для любого общества образ будущего является ресурсом развития, так как порождает вероятные перспективы будущего. Основываясь на социальных возможностях общества и господствующих в нем идеалах, образ будущего формирует общую цель людей и мотивирует их на ее достижение.
Если образ будущего оптимистичен и связан с позитивными ценностями, то в обществе возникает положительная энергия, побуждающая людей к деятельности, развитию и созиданию. То есть возникает позитивный вектор социального движения, общество стремится к конструктивному образу будущего.
Если же образ будущего пессимистичен, связан с негативными ценностями, то в обществе распространены негативные установки, население не ожидает положительных событий, отчего ориентировано на потери, неудачи и конфликты. Стремление к развитию человеческого капитала в таком обществе значительно меньше, чем в обществе с оптимистичным образом будущего.
Образ будущего у студентов, как социально активной группы населения, особенно интересен для изучения. У студентов образ будущего практически отображает их жизненные концепции. То, как они относятся к существующим реалиям, как видят себя в перспективе, как выстраивают свои жизненные пути, зависит от образа будущего, существующего в их представлениях.
Этот образ формирует отношение к миру, влияет на планирование, ожидания, может либо создать мотивацию для профессионального, социального и личностного роста, либо привести к деградации жизненных концепций. И то, какой образ будущего существует в представлении студентов, определяет дальнейший вектор развития общества.
Таким образом, исследование направлено на изучение образа будущего, существующего в представлениях студентов.
Цель исследования: изучить образ будущего в представлении студентов СФУ.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть образ будущего как предмет изучения социологии.
2) Провести обзор социологических исследований образа будущего в представлении студентов.
3) Разработать программу социологического исследования.
4) Провести исследование, проанализировать полученную информацию.
Объект исследования: студенты Сибирского федерального
университета.
Предмет исследования: образ будущего в представлении студентов Сибирского федерального университета.
Гипотеза: Образ будущего в представлении студентов Сибирского федерального университета не связан с Российской Федерацией.
Теоретические основы работы: структурный функционализм, символический интеракционизм.
Структура работы: работа состоит из двух глав, теоретической и практической, введения, заключения и списка использованных источников.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению образа будущего в представлении студентов Сибирского федерального университета. То, каким люди представляют свое будущее, будущее своей страны и общества в целом, отображает их установки, мотивацию к деятельности и приоритеты в планировании. Для любого общества образ будущего является ресурсом развития, так как порождает вероятные перспективы будущего. Образ будущего формирует общую цель людей и мотивирует их на ее достижение.
Образ будущего отображает основные жизненные стратегии студентов и формирует их отношение к миру, влияет на планирование, ожидания, может либо создать мотивацию для профессионального, социального
Если образ будущего оптимистичен, то возникает позитивный вектор социального движения, общество стремится к деятельности, развитию и созиданию. Если же образ будущего пессимистичен, то в обществе распространены негативные установки и настроения. Стремление к развитию человеческого капитала в таком обществе значительно меньше, чем в обществе с оптимистичным образом будущего.
В первой главе данной работы были изучены теоретические аспекты социологического изучения образа будущего, как определяют это понятие в рамках различных подходов, через какие компоненты изучается образ будущего с позиции социологических парадигм, а также проведен анализ социологических исследований образа будущего в преставлении студентов.
В качестве методологической основы был взят символический интеракционизм, в рамках которого образ будущего рассматривается как система взглядов, ориентаций, установок на индивидуальную и социальную перспективу, которая включает в себя ожидания и жизненные планы. Изучение образа будущего в представлении студентов Сибирского федерального университета проводилось через скрытые смыслы в их сознании, которыми они наделяют явления, события и процессы, ожидающие их в будущем, те значения, которые студенты Сибирского федерального университета придают будущим состояниям, к которым могут прийти в ходе своей жизни. В связи с этим в качестве метода опроса было выбрано глубинное интервью.
Зарубежные и отечественные социологические исследования образа будущего в представлении студентов показали, что на формирование образа будущего оказывает влияние обстановка в стране, и студенты склонны не связывать свое будущее с будущем страны, в которой проживают. Поэтому была выдвинута гипотеза, что образ будущего в представлении студентов Сибирского федерального университета не связан с Российской Федерацией.
Во второй главе работы была составлена программа социологического исследования образа будущего в представлении студентов Сибирского федерального университета, и проанализированы его результаты.
После анализа глубинных интервью было выявлено, что нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране вызывают у студентов Сибирского федерального университета негативные эмоции и пессимистичные мысли в отношении будущего, в то же время индивидуальное будущее рассматривается студентами Сибирского федерального университета в более позитивном ключе. Студенты Сибирского федерального университета склонны не следить за обстановкой в стране, так как не думают, что это как-то повлияет на их собственную жизнь.
Подводя итоги всей работы, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, все задачи выполнены. На основании проведенного социологического исследования, гипотеза о том, что образ будущего в представлении студентов Сибирского федерального университета не связан с Российской Федерацией, подтвердилась.
1. Акбердина В. В., Сергеева А. С. Индустриальные регионы России:
сравнительный анализ // Вестник Забайкальского государственного университета, 2016. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/industrialnyeregiony-rossii-sravnitelnyy-analiz
2. Белановский С.А. Глубокое интервью и фокус-группы // Учебное
пособие: 4-ое издание - М., 2018. Режим доступа:
http://www.sbelan.ru/Glubokoe-intervju-i-fokus-gruppy-4-e-izdanie-S-A- Belanovskij.html# 1_2_1
3. Белугина, М. А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования // Психология в вузе. - 2008.
4. Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование // Курс лекций - М., 2002
5. Быкова Е.В. Образ будущего в картине мира и Я-концепции личности // Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 - СПБ., 2003
6. Волков Ю.Г. Идентичность и идеология: взгляд в будущее - М„ 2006.
7. Гидденс, Э., Саттон, Ф. Основные понятия в социологии / пер. с англ. Е.Рождественской, С. Гавриленко; под науч. ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики» - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018
8. Дорохов В.В. Понятие «Я-концепции» в работах С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, В. Франкла - Могилев, 2018. Режим доступа: http://sci- article.ru/stat.php?i=1520198235
9. Емельянова Т. П. Когнитивные и эмоциональные компоненты образа будущего благосостояния у московских студентов // Московский гуманитарный университет - М., 2012.
10. Комаровский В. С. Образ желаемого будущего России: проблемы формирования // Власть. 2020. Том. 28. № 1. С. 45-50.
11. Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в
социологии - М., 2012. Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/2012/09/11/1265232945/Kravchenko.pdf
12. Лахман Р. Что такое историческая социология - М.: Издательский дом «Дело», 2016
13. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. Режим доступа: https://klex.ru/40i
14. Ляхова М. А. Психологические составляющие жизненной стратегии
личности // Вестник КемГУ. 2010. №3. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-sostavlyayuschie-zhiznennoy- strategii-lichnosti
15. Молодежь индустриальных регионов России: образ социального будущего и инновационный потенциал; монография; под общ. ред. Я. В. Дидковской, Д. В. Трынова - Екб., 2018...27