Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ будущего Я в контексте присвоенности жизненного выбора

Работа №132067

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Литературный обзор по теме временного аспекта образа я в контексте ситуации жизненного выбора 12
1.1 Я-концепция как объект исследования в психологии личности 12
1.2 Возможные Я и временная модальность Я-образа 19
1.3 Жизненный выбор и его присвоенность как фактор изменения, развития, становления личности 25
1.4 Профессиональный выбор в контексте жизненного пути. Становление и образ будущего Я студента 30
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Описание выборки исследования 35
2.2 Методы и процедура исследования 35
2.2.1 Анкета присвоенности жизненного (профессионального) выбора 36
2.2.2 Опросник субъективного отчуждения (ОСОТЧ-у), модификация для учащихся (студентов) С. Мадди в адаптации Е. Н. Осина. 41
2.2.3 Методика личностного дифференциала (Шмелев А. Г.) 44
2.3 Методы математико-статистической обработки полученных данных 46
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1 Описание результатов обработки данных 48
3.1.1 Характеристика выборки по результатам применения анкеты присвоенности жизненного выбора 48
3.1.2 Результаты применения факторного анализа 51
3.1.3 Результаты сравнения подвыборок с присвоенным и неприсвоенным жизненным выбором. 54
3.2 Обсуждение результатов эмпирического исследования 58
3.2.1 Обсуждение характеристики выборки, составленной на основании анкеты присвоенности жизненного выбора 58
3.2.2 Обсуждение результатов применения факторного анализа 59
3.2.3 Обсуждение результатов попарного сравнения подвыборок с присвоенным и неприсвоенным жизненным выбором 60
ВЫВОДЫ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Приложение А 70
Приложение Б 71


Временная модальность бытия в психологии личности занимает особое место. Личностные структуры и свойства, изучаемые психологами, являются инструментами для психологического причинного объяснения событий в объективной реальности, если речь идет о поведении, или в реальности субъективной – если мы говорим о содержании сознания. Мотивация, ценности и смыслы, бессознательные импульсы, когнитивные схемы, имплицитные установки – это системы, позволяющие связать ряд фактов и/или феноменов, касающихся существования отдельно взятого человека, в относительно непротиворечивую и логичную конструкцию.
В отличие от большинства эмпирических наук, занимающихся фактическим поиском физических причин тех или иных событий, базирующихся на принципе жесткого детерминизма или же, напротив, на теории хаоса, психология в качестве своего предмета имеет внутренний мир человека, что подразумевает систематизацию происходящего в терминах, описывающих субъективную, но не объективную реальность. В этой науке основным критерием выбора между объяснительными конструкциями является их согласованность и соотнесенность именно по смыслу – причем этот смысл определяется содержанием сознания субъекта и может до основания разрушаться при переносе таких конструкций в иной личностный контекст. Это позволяет, согласно В. М. Аллахвердову, назвать психологию наукой гуманитарной [2].
Именно по этой причине время – именно субъективное время личности, уникально и по-разному воспринимающей его течение, его свойства – играет столь важную роль в построении любой теории, касающейся устойчивых характеристик, присущих человеческому существу.
Не является исключением и такой конструкт, как Я. Отражая в принципе все осознание индивидом своей субъектности, он как ничто другое растянут во времени. Он пронзает все уровни бытия, все психические процессы, все модальности. Интегрируя в себе весь опыт, преломляя его через призму текущего восприятия, Я является предельным объяснительным смысловым конструктом. Я-настоящее включает в себя наше самосознание себя в некотором текущем периоде, длительность которого увеличивается или уменьшается в зависимости от контекста. Прошлое и будущее Я развертываются через настоящее – и отражают представления индивида о своем прошлом и будущем.
Будущее Я, являющееся объектом нашего текущего внимания, – теоретический конструкт, расположенный на пересечении Я-концепции человека и образа будущего как его представлений о реальности через промежуток времени. Теоретический его смысл заключается в изучение текущей деятельности человека через его ожидания, мечты, фантазии, опасения, страхи, представления – психологические характеристики, отражающие его взгляд в будущее. В частности, предметом изучения могут становиться жизненные выборы разной степени значимости, определяющие то, каким будет будущее человека, и как он будет себя в нем воспринимать. Рассмотрению и – насколько это возможно в рамках одного исследования – раскрытию этой проблемы будет посвящена настоящая работа.
Актуальность
Отношения человека со временем, ко времени, представления о нем – описываются через множество характеристик, описываются множеством терминов, как то: временная перспектива и трансспектива, локус времени, будущее, прошлое и настоящее Я, а также идеальное и реальное Я как своего рода продукты оных, жизненный путь, психологическое время личности. Все они обладают широким диапазоном значений и тесно переплетены с философией, филологией и лингвистикой. Наконец, создаются инструментальные характеристики, необходимые для исследования обсуждаемого нами измерения человеческого бытия.
Такое многообразие аспектов комплекса время-человек объясняет междисциплинарный характер рассмотрения проблемы. Несмотря на то, что основной объем литературы, посвященной ей относится, к психологическому дискурсу, исследования подобной тематики можно встретить в биологических, медицинских, исторических, филологических и прочих дисциплинах. Так, например, отмечается связь восприятия времени с показателями сердечно-сосудистой системы, полученная с помощью теста «индивидуальная минута» [19]. Подобные корреляции имеют психологический смысл, так как отражают связь психики и телесности.
Кроме того, исследуются функциональные особенности слов с значением времени в языке; темпоральной лексике в литературе посвящаются диссертации. Все это свидетельствует о закономерном сохранении на протяжении веков развития науки и философии интереса к теме времени и увеличению количества точек ее рассмотрения.
Что касается внутридисциплинарной психологической актуальности данной темы, отметим ключевое значение временного фактора в исследовании личности – конструкта относительно константного. Суждения о личности индивида складываются из фактов, касающихся его поведенческих актов в различные моменты времени, представлений о сформировавшихся наклонностях, а также представлений, которые также выражаются в поведении. Таким образом, можно говорить, что личность отражает поведенческое прошлое, настоящее и будущее субъекта, из чего следует необходимость подробнейшего изучения временной модальности в психологическом контексте.
Практическая значимость
В пункте «актуальность» упоминалось исследование связи представлений о времени как элемента самосознания и субъективного образа мира с физическими характеристиками организма индивида. Учитывая степень влияния будущего и прошлого – как в отношении объективного мира, так и в смысле субъектности – на настоящее личности, на уровень стресса/удовлетворенности, оптимизма/пессимизма, эмоциональный фон и ситуативные когнитивные характеристики, теоретически это исследование представляется более чем обоснованным.
Именно на временной модальности личности построен ряд психологических подходов и техник. К таковым относятся биографические методы, дискурс-анализ, визуализация картин прошлого и будущего, свободное фантазирование и т.д. Кроме того, значительная часть всех психотерапевтических подходов находится в определенном отношении с темой времени, как аспекта человеческого бытия, так как в них человек рассматривается не как объект, миг, точка, но как отрезок или даже прямая – по выражению Ф. Перлза «пространственно-временное событие» [25, с. 194]. Именно такой подход, согласно основателю гештальттерапии – подхода, что замечательно, основанного на принципе здесь-и-сейчас – позволяет оценить потребности человека в его динамике, проследить логику изменений, происходящих в человеке, обойдя барьер противоречия.
Приведенные соображения обосновывают, на наш взгляд, значимость исследований на тему, которой посвящена настоящая работа. Расширение и углубление представлений о времени личности в целом и таких его аспектах, как прошлое и будущее Я, необходимо для эволюции психотерапии в целом и отдельных подходов в частности. В ходе исторического развития цивилизации отношение человека ко времени меняется, что продуцирует новые, актуальные текущему положению дел неврозы, что обуславливает необходимость дополнения и расширения теорий личности, оснований психотерапевтической практики и создания новых методик диагностики, инструментов психокоррекции.
В исследованиях, в частности, отмечается чем более значимо для человека его настоящее, тем менее пессимистичным он представляет свое будущее. В этом можно увидеть неплохой психотерапевтический эффект – повышая значимость настоящего момента, мы тем самым можем повысить оптимистичность будущего человека [6].
Кроме того, значимые жизненные выборы являются ключевыми событиями в жизни личности, оказывающими решающее влияние на ее динамику (развитие, становление) и отличительные черты. Зачастую психологическая работа затрагивает данные события – в контексте принятия свершившегося, прояснения ценностей и, собственно, осуществления этих выборов. Изучение связи неприсвоенности выбора с различными аспектами образа Я по этой причине имеет прямое практическое значение.
Целью настоящей работы является изучение образа будущего Я у российских студентов в связи с присвоенностью жизненного выбора, касающегося профессионального самоопределения.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1) Анализ литературы по проблеме образа будущего Я, его связи с жизненными выборами на примере профессионального самоопределения студентов;
2) Изучение содержания и структуры конструкта присвоенности выбора профессии студентов;
3) Характеристика выборки с точки зрения различных аспектов присвоенности выбора;
4) Сравнение образа будущего Я у групп с присвоенным и неприсвоенным жизненным выбором;
5) Описание контекстообразующего значения присвоенности жизненного выбора в содержании образа Я.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем будущее Я как личностный конструкт.
Предмет исследования: присвоенность жизненного выбора как фактор будущего Я.
Гипотезы исследования:
1) Конструкт «присвоенность жизненного выбора» включает в себя три теоретически выделенных аспекта – отождествление себя с выбором, осознанность и ответственность;
2) Студенты, характеризующиеся меньшей присвоенностью жизненного выбора испытывают большее субъективное отчуждение и меньшую вовлеченность в жизнь;
3) Образ будущего Я у студентов в сознании студентов с присвоенным жизненным выбором расположен ближе к Идеальному Я и образу успешного человека, а также более позитивно оценивается.
Методы исследования
В процессе исследования использованы такие методы как теоретический анализ, сбор эмпирических данных, методы математической статистики, анализ результатов применения статистических критериев, сопоставление их с имеющимися в научной литературе данными.
Методики эмпирического исследования
Авторская анкета присвоенности жизненного выбора
ОСОТЧ-у в адаптации Е. Н. Осина [22].
Методика личностного дифференциала (Шмелев) [35].
Математико-статистическая обработка
Обработка данных произведена в программах Microsoft Excel и STATISTICA с использованием статистического критерия t-Стьюдента для независимых выборов и факторного анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поставленные задачи мы считаем выполненными на том уровне, который позволял масштаб и сроки исследования. Несомненно, анкета присвоенности жизненного выбора требует более строгой, формальной валидизации, подтверждения надежности и редакции. То же можно сказать и о самом теоретическом конструкте – несмотря на его относительную целостность и обоснованность. Именно использование упомянутого методического материала для изучения феномена присвоенности выбора в других контекстах, на других социально-психологических группах и является ключом к разработке, уточнению предмета настоящей работы.
В остальном поставленные частные и обобщенные гипотезы проверены, полученные результаты проанализированы и соотнесены с некоторыми уже имеющимися в психологической литературе данными. В этой связи исследование имеет ценность самостоятельную, не только в качестве основания для дальнейшего рассмотрения ключевого конструкта.
Место, которое присвоенность жизненного выбора занимает в структуре личности, как и контекстообразующее значение для личностного становления и развития – свидетельствуют о важности этого аспекта человеческой психологии для практической деятельности, в частности, в помогающих профессиях. Работа с присвоением выбора в разных аспектах может играть ключевую роль в отношении к текущему положению дел, собственному месту в мире, а также сказываться в личностных изменениях через снижение степени субъективного отчуждения и изменения структуры образов Я.



1. Абдуллин Асат Гиниатович, Тумбасова Екатерина Рахматуллаевна «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Психология. Психофизиология. 2012. №6 (265).
2. Аллахвердов В. М., Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания, СПб.: Издательство «Речь», 2003.
3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. - Время личности и время жизни. - СПб.,Алетейя, 2001. - 304 с.
4. Баранова Александра Валерьевна, Яковлева Наталья Валентиновна Возможные Я и особенности саморегуляции в контексте субъективного восприятия времени // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. №3.
5. Белинская Е. П. / Временные аспекты Я- концепции и идентичности // Мир психологии. – 1999. – № 3. – С. 140 – 147.
6. Белинская Е.П., Давыдова И.С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 28–37.
7. Белогай К.Н., Бугрова Н.А. Образ будущего у старших подростков: межполовые различия [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 86–104.
8. Блохина Тамара Самвеловна Соотношение понятий "Я-концепция" и "образ я" // Акмеология. 2017. №3 (63).
9. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
10. Дорохов Владимир Владимирович. Понятие «Я-концепции» в работках С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона, В. Франкла. Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU», №56 (апрель), 2018.
11. Джеймс, Уильям. / пер. В. Г. Николаева // Личность. Культура. Общество. — 2018. — Т. XX, вып. 1–2, № 97–98. — С. 24–48.
12. Костенко В. Ю. Возможное Я: подход Хейзел Маркус. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 421–430.
13. Кудрявцева Елена Викторовна. Психологические особенности студентов с разными формами отчуждения // Вестник ТГУ. 2011. №5.
14. Курганский, С.И. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры / С.И. Курганский, И.В. Губаренко // Наука. Искусство. Культура. – 2018. – Выпуск 3 (19).
15. Леонтьев А. Н. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. М.: Политиздат, 1975 – 304 с.
16. Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. М. Психология выбора: Смысл, 2015. – 464 с.
17. Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.
18. Мясищев В. Н. / Психология отношений: избранные психологические труды - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 398 с.; 4-е изд. – 2011.
19. Назмутдинова В. (2009). Динамика индивидуальной минуты, ее корреляция с показателями сердечно-сосудистой системы у студенток юношеского возраста г. Тюмень, не занимающихся/ Dynamicsofindividualminutes, itscorrelationwiththeindicatorsofcardiovascularsystemofstudentsofyouthageofTyumen, notinvolvedinsports. Конференция, посвященная 60-летию Педагогического факультета физической культуры. под ред. П.К. Петрова. С. 304-306
20. Неустроева Ольга Викторовна Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна // Europeanresearch. 2015. №6 (7).
21. Нехорошева Елена Владимировна Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов образовательных организаций // ЭСГИ. 2015. №1 (5).
22. Осин Е.Н. Опросник субъективного отчуждения // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. С. 526-527.
23. Осин Е. Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения : структура и диагностика : диссертация кандидата психологических наук : автореферат: 19.00.01 / Осин Евгений Николаевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. психологии]. - Москва, 2007. – 217.
24. Петрова Валерия Николаевна Возможность применения оригинального опросника профессиональных предпочтений Дж. Голланда для диагностики профессиональной перспективы // СПЖ. 2008. №27.
25. Перлз Фредерик, Эго, голод и агрессия. Издательство «Смысл», 103050, Москва, 50, а/я 158.
26. Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс].
27. Рассел, Б. А. История западной философии / Б. А. Рассел. – Москва :Директ-Медиа, 2009. – 1894 с.
28. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад Института социологии РАН. М., 2007. С. 59.
29. Словарь группы лакановского психоанализа. — СПб, 2008.
30. Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы. Учебно-методическое пособие. - СПб: ПГУПС, 2013. 96 с.
31. Соломин И.Л. Психосемантический подход к исследованию трудовой мотивации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - СПб, 2009, 26 с.
32. Столяренко А. М. Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с.
33. Тихонова Анна Александровна. Взаимосвязь образа будущего я с мотивацией к саморазвитию на этапе юности (на примере студентов вуза) // Теория и практика общественного развития. 2014. №17.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности : основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. /. – СПб. : Питер, 1999, 2002, 2003. – 606 с.
35. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт.—СПб.: Речь, 2002.— 480 с.
36. Ягудина Аэлита Радиковна, Кочеткова Светлана Фаритовна, Валеев Дамир Мунирович Проблемы доверия к средствам массовой информации в современной молодежной среде // Журнал прикладных исследований. 2021. №5.
37. Maddi, Salvatore. (1967). The existential neurosis. Journal of Abnormal Psychology. 72. 311-325. 10.1037/h0020103.
38. Markus, Hazel &Nurius, Paula. (1986). Possible Selves. American Psychologist. 41. 954-969. 10.1037/0003-066X.41.9.954


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ