Введение………………………………………………………………...…2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ4
1.1 Профессиональные условия создания дизайна интерьера……...…4
1.2 Формирование проф компетенций ……10
Вывод по главе I………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРЬЕРА МАГАЗИНА ОДЕЖДЫ………………….21
2.1 Отечественный и зарубежный опыт проектирования интерьеровов общественных пространств…………………………………………………..21
2.2 Законодательные и нормативные требования к дизайну общественных пространств…30
2.3 Пояснительная записка………………35
Вывод по главе II…………………………41
Заключение………………………………………………………………44
Список литературы……………………………………………………...46
Приложение……………………………………………………………...48
Актуальность темы исследования. В настоящее время общество подчёркивает важность качественной подготовки выпускников высших учебных заведений, уделяя особое внимание ключевому признаку — профессиональной компетентности. Концепция профессиональной компетентности предполагает определённый набор знаний и навыков, необходимых для решения профессиональных задач. В установленных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по различным направлениям обучения в вузах профессиональная компетентность выделена в качестве основной задачи. Данный факт говорит нам о том, что в обществе существуют ожидания развития профессиональной компетентности среди специалистов.
Профессиональная компетентность — это совокупность специальных знаний и умений, необходимых для эффективного и эстетически актуального выполнения профессиональных задач. Задача нынешней системы высшего образования — подготовить людей с необходимой квалификацией в ряде областей, включая графический дизайн и дизайн интерьера.
Изучение психолого-педагогической литературы позволяет прийти к пониманию того, что к развитию профессиональных компетенций подходили с различных позиций. Благодаря проведённому исследованию нам удалось уточнить основное определение, выявить его ключевые свойства как важнейшего качества личности и проанализировать характерные стороны этого процесса.
Эволюция дизайна в России играет решающую роль в формировании производства и культуры, выступая важнейшим компонентом в создании товаров, формировании фирменного стиля и общей эстетики магазинов и брендов.
Проверка профессиональной компетентности в этой области помогает выявить текущие потребности рынка, выявить проблемы в подготовке специалистов и предложить решения. Психолого-педагогические исследования позволяют глубже понять значение профессиональной компетентности и её роль в достижении успеха в карьере.
Поэтому дискуссия о повышении профессиональных компетенций в дизайне интерьеров и формировании фирменного стиля магазина одежды отвечает современным вызовам и потребностям общества, а также соответствует запросам рынка труда.
Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций.
Предмет исследования: проектирование интерьера и айдентики магазина одежды как фактор формирования профессиональных компетенций.
Цель исследования: разработать дизайн проект интерьера и айдентики магазина одежды. С учетом поставленной цели были сформулированы задачи исследования.
Задачи исследования:
– раскрытие фундаментальных профессиональных компетенций
– анализ технологических аспектов художественного оформления общественных интерьеров
– установление эргономических стандартов проектирования жилых помещений
– создание комплексного проекта дизайна интерьера и айдентики магазина одежды.
Методология исследования. В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы:
– теоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, систематизация;
– эмпирические: измерение, описание, сравнение, эскизирование, проектирование.
Теоретическая значимость ВКР: результаты исследования вносят персональный вклад в направления мысли о фундаментальных профессиональных компетенциях студентов, проектирующих интерьер и айдентику магазинов одежды.
Практическая значимость ВКР: разработанный проект интерьера и айдентики магазина одежды даст возможность для новых образовательный маршрутов у студентов-дизайнеров, и имеет потенциал для успешной реализации на практике.
Исследование сосредоточилось на изучении теоретических и методологических основ формирования профессиональных навыков дизайнеров интерьера и разработки фирменного стиля магазинов одежды. Основное внимание уделялось аспектам, необходимым для успешной карьеры в этой области: профессиональные компетенции, технологические аспекты художественного оформления, эргономические стандарты и создание комплексного проекта дизайна. Таким же образом были выявлены ключевые навыки и умения, необходимые для успешной работы дизайнеров интерьера. Эти компетенции включают технические умения, креативное мышление, способность адаптироваться к изменениям и решать нестандартные задачи, а также эффективное взаимодействие с коллегами и клиентами.
Исследование технологических аспектов показало, что успешное проектирование требует глубокого понимания и использования современных технологий и материалов. Важным элементом является использование компьютерных технологий для создания 3D-визуализаций и моделирования, что позволяет дизайнерам точно представлять свои идеи и обсуждать детали с клиентами, создавая функциональные и эстетически привлекательные пространства.
Одним из важных аспектов исследования было создание комплексного проекта дизайна интерьера и фирменного стиля магазина одежды. Разработка концепции, отражающей бренд и привлекающей покупателей, требует тщательного подбора цветовой палитры, материалов и декоративных элементов, соответствующих общей концепции бренда и создающих комфортную атмосферу для клиентов.
Значимость создания благоприятных педагогических условий, включающих организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты велика. Компетентностный подход в образовании, инновационные методы преподавания и современные технологии должны быть интегрированы в учебные программы для подготовки высококвалифицированных специалистов.
Исследование продемонстрировало важность мультидисциплинарного подхода к формированию профессиональных компетенций у дизайнеров интерьера. Успешное развитие навыков требует создания соответствующих условий, использования инновационных методов обучения и постоянного совершенствования образовательного процесса. Это позволит подготовить специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи и вносить значительный вклад в развитие индустрии.
1. Гогоцкий С.С. Философский словарь. СПб.: Тропа Троянова; Иваново: ИТ «Роща Академии», 2009. — 297 с. — (Первые философские словари).
2. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Автор-составитель доктор психологических наук, доцент Н.И. Конюхов. - Москва. 1992
3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.
4. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.А. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Generaland Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.
5. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Якорь, 2000. 600 с.
6. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Свирская, Д.А. Условия формирования будущего профессионала: социально-профессиональная компетентность / Д.А. Свирская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 47. – С. 69-71.
8. А.Н. Меньшикова. , Сущность и структура профессиональных компетенций дизайнера при реализации индивидуальнодифференцированного подхода // Курский государственный политехнический колледж.
9. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. Вып. 1.
10. Холстед М.Ю., Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании // Современные подходы к компетентностноориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. – Самара, 2001.
11. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010. с.
12. ФГОС 54.02.01 Дизайн (по отраслям) [Электронный ресурс] // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-02-01-dizayn-po-otraslyam-658/ (дата обращения: 14.02.2024).
13. Тукач Дария Игоревна, Кузина Елена Алексеевна Профессиональные компетенции будущего дизайнера в системе среднего профессионального образования в соответствии с нормативными и правовыми документами // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. №1 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompetentsii-buduschego-dizaynera-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-normativnymi-i (дата обращения: 16.02.2024).