Реферат
Введение 4
1 Теоретический анализ состояния проблемы развития физических качеств в
лыжных гонках 7
1.1 Физиологические основы развития силовых способностей и выносливости
лыжников-гонщиков 16-17 лет 7
1.2 Развитие физических качеств у юношей, занимающихся лыжными
гонками 12
1.3 Средства физических качеств лыжников-гонщиков 20
1.4 Методы физических качеств лыжников-гонщиков 25
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 31
3 Результаты апробации комплекса, основанного на упражнениях «кроссфита», направленного на развитие физических качеств лыжников-гонщиков 16-17 лет 37
3.1 Определение зависимости соревновательного результата от показателей
физической подготовленности лыжников-гонщиков 16-17 лет 37
3.2 Комплекс упражнений «Кроссфит», направленный на развитие
физических качеств лыжников-гонщиков 16-17 лет 41
3.3 Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений
«Кроссфит», направленного на повышение уровня развития физических качеств лыжников-гонщиков 16-17 лет 45
Заключение 51
Список использованных источников 53
На современном этапе развития спорта высших достижений лыжные гонки являются наиболее культивируемым и популярным видом спорта, как в России, так и во всем мире [28]. Популяризация лыжных гонок, динамичность соревновательных состязаний определяют специфику пристального внимания тренеров и специалистов к совершенствованию всех сторон физической подготовленности лыжников-гонщиков от которых напрямую зависят спортивные достижения спортсменов [50].
По мнению О.А.Сбитневой [38] высокий спортивный результат в лыжных гонках является показателем уровня развития всех физических качеств лыжников-гонщиков.
Рост уровня современных достижений в лыжном спорте на мировой арене в настоящее время неоспоримо высок, что определяет необходимость перед тренерами и специалистами в области лыжного спорта, к поиску новых перспективных и эффективных средств и методов, направленных на повышение эффективности тренировочного процесса на всех этапах подготовки спортсменов [34].
В настоящее время лыжные гонки характеризуются все более высокой скоростью передвижения, постоянным усложнением рельефа трасс, а также появлением новых соревновательных дисциплин. Так, за последние годы в календаре соревнований, наряду с традиционными дисциплинами, появились совершенно новые: индивидуальный и командный спринт, спринт-эстафета. Теперь соревновательные дистанции в лыжных гонках находятся в диапазоне от 800 м до 50 км. Такие нововведения связаны в первую очередь с повышением зрелищности и коммерциализацией лыжного спорта[15].
Современное состояние лыжного спорта, в соответствии с социальноэкономическими требованиями современного общества, определяет динамику роста спортивных результатов и предъявляет высокие требования к спортсменам. В то же время многие тренеры используют в своей работе методики тренировки, не отходя от привычных ранее разработанных схем, что часто приводит к замедлению роста спортивных результатов, а иногда и к их снижению [9].
Вопросами развития физических качеств, в процессе подготовки лыжников-гонщиков занимается большое число авторов и исследователей [2; 13;36;], а также практикующих тренеров [26]. Авторы предлагают различные методы воспитания, развития и совершенствования физических качеств, для спортсменов различного пола, возраста и спортивной квалификации. Но стоит отметить, что те же авторы не дают конкретных рекомендаций по поводу того, каким должен быть удельный вес методов и способов, которые способствуют развитию физических качеств в спортивной тренировке относительно спортсменов 16-17 лет. Следовательно, решение вопросов направленных на развитие физических качеств лыжников гонщиков 16-17 лет является актуальным.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что физическая подготовка лыжников-гонщиков будет эффективной, если в процесс тренировок включить комплекс, основанный на упражнениях «кроссфита», направленный на развитие физических качеств лыжников-гонщиков 16-17 лет.
Объект исследования: развитие физических качеств спортсменов.
Предмет исследования: комплекс упражнений для развития физических качеств лыжников-гонщиков 16-17 лет.
Цель исследования: теоретическое обоснование комплекса упражнений, направленного на развитие физических качеств лыжников-гонщиков 16-17 лет, и экспериментальная проверка его эффективности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общие характеристики физической подготовленности спортсменов, определить средства и методы, используемые в физической подготовке лыжников - гонщиков в возрасте 16-17 лет.
2. Разработать и обосновать применение комплекса упражнений, направленных на развитие физических качеств с целью определить влияния на спортивного результат в лыжных гонках.
3. Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие физических качеств лыжников- гонщиков 16-17 лет.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольное тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики:
4.1. Метода математической статистики t-критерий Стьюдента
4.2. Метода расчета коэффициента корреляции Бравэ-Пирсона
Практическая значимость заключается в дополнении теории и практики спортивной тренировки в области лыжного спорта. Также в возможности применения тренерами и специалистами лыжного спорта, в своей тренерской деятельности разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие физических качеств, в процессе подготовки лыжников-гонщиков.
1. Определено, что повышение уровня физической подготовленности лыжников-гонщиков направлено на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. К основным средствам развития физической подготовленности лыжников-гонщиков относят средства разностороннего развития и совершенствования физической подготовленности лыжников-гонщиков, таких как бег, езда на велосипеде, плавание, а также различные подвижные игры. К основным методам развития физической подготовленности лыжников-гонщиков относят: равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный и контрольный методы.
2. Установлено, что проведённая экспериментальная работа позволяет констатировать эффективность предложенного комплекса, состоящего из специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств спортсменов 16-17 лет, занимающихся лыжными гонками, так как результаты контрольного тестирования участников экспериментальной и контрольной группы имеют достоверные различия по следующим упражнениям: в тесте «отжимания на параллельных брусьях», средний результат контрольной группы равен 29,61±0,97, экспериментальной группы 33,4±0,75.; в упражнении «подъем прямых ног к перекладине за 60 с». средний результат участников контрольной группы составил 19,8±0,65, а средний результат участников экспериментальной группы составил 22,6±0,57 , и в тесте «десятикратный прыжок в длину с места с двух ног» средний результат в контрольной группе составил 25,12±1,05, в экспериментальной группе средний результат составил 28,2±1,18.
3. Опытно-экспериментальным путем доказано, что применение комплекса упражнений «кроссфит» эффективно сказывается на развитии физических качеств лыжников-гонщиков 16-17 лет. Так, в контрольной группе наибольший прирост результата наблюдался в тесте «Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз.» - 8,5%, а наименьший - 0,7% в тесте «Бег с высокого старта на 100 метров, с.». В экспериментальной группе, наблюдался наибольший прирост в результате теста «Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз.» - 19,1%, а наименьший - 2,2% в тесте «Бег с высокого старта на 100 метров, с.».
1. Аксенов, М.О. Лыжный спорт: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов факультета физической культуры, спорта и туризма. Изд., 3-е перераб. и доп / М.О. Аксенов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. - 152 с.
2. Авдеев, А. А. Морфологические особенности лыжников - гонщиков 1 и 2 спортивных разрядов / А. А. Авдеев // Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов .- 2006. - № 3 (20).
• С. 12 - 13.
3. Алексеев, М.А. Развитие специальной выносливости лыжников- гонщиков в подготовительном периоде / М.А.Алексеев, А.Г. Дьячковский // материалы III Международной научно-практической конференции в рамках проведения международного турнира по вольной борьбе, посвященного памяти заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина «Олимпийский спорт: педагогическое наследие Д.П. Коркина и роль личности тренера в становлении спортсмена». - Изд-во: Издательский дом СВФУ, 2019. - С. 143-147.
4. Антонова, О.А. Возрастная анатомия и физиология / О.А. Антонова.
• Москва: Академия, 2008. - 260 с.
5. Анфилатова, О.В. Развитие физических качеств юных лыжников- гонщиков для выполнения норм комплекса ГТО / О.В.Анфилатова, А.В. Медведева // сборник научно-методических статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы». - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. - С. 9-11.
6. Аржанов, А.И. Основы физической и спортивной подготовки / А.И. Аржанов. - Москва: ФиС, 2011. - 160 с.
7. Беляева, Н.А. Повышение уровня физической и функциональной подготовленности лыжников-гонщиков / Н.А.Беляева, Е.С. Курочкина // материалы XXVII Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся«Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Коломна, 2017. - С. 18-24.
8. Богомолов, В.Ф. Актуализация изменения федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки / П.А.Малеев,
А.А.Богданов // материалы IV Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации», под ред. В.В. Ермакова, А.В. Бурского. - Смоленск, 2017. - С.24-31
9. Брук, Т.М. Особенности тренировочного процесса юных лыжников в соревновательном периоде в зависимости от психофизиологических особенностей организма / Т.М.Брук, П.А.Терехов, Н.В. Осипова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2017. - Т. 16. - № 2. - С. 36-41.
10. Бутин, И. М. Лыжный спорт: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.М. Бутин. - Москва: Академия, 2000. - 368 с.
11. Высоцкая, Д.С. Оптимизация развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков на этапе спортивного совершенствования / Высоцкая Д.С. // Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов «Молодость. Интеллект. Инициатива». - Витебск, 2017. - С. 413-414.
12. Головачев, А.И. Влияние повторных мышечных нагрузок, выполняемых c интенсивностью выше анаэробного порога, на функциональное состояние лыжников-спринтеров высокой квалификации / А.И.Головачев, В.И. Колыхматов, С.В.Широкова // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 4. - С. 915.
13. Голубничий, С.П. Развитие специальной выносливости на основе нормирования и контроля тренировочных нагрузок у лыжников-гонщиков 1517 лет / С.П.Голубничий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 82-86.
14. Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена Учебное пособие / Ю.А. Гончарова.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 92 с.
15. Гусева, Н.А. Контроль специальной физической подготовленности как компонент управления тренировочным процессом лыжников-гонщиков / Н.А. Гусева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 4 (15). - С. 420-426...52