Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы формирования основ здорового образа
жизни школьников 7
1. 1 Сущность здорового образа жизни 7
1. 2 Особенности формирования основ здорового образа жизни
старших школьников 12
2 Реализация педагогических условий формирования основ
здорового образа жизни старших школьников 17
2. 1 Анализ работы школы по созданию педагогических условий для
формирования основ здорового образа жизни старших школьников (на примере МАОУ «Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Красноярск) 17
2. 2 Методические рекомендации по совершенствованию педагогических условий формирования основ здорового образа жизни старших школьников в образовательных организациях 28
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение А - Д 43-55
Жизнь и здоровье граждан - одна из главных ценностей нашего государства, что обозначено в статье 41 Конституции РФ: каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья . В связи с этим в современном обществе проблема становления и сохранения здоровья подрастающего поколения одна из важнейших. Перед государственными структурами поставлены конкретные задачи по обеспечению условий содействия сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи. Об этом свидетельствуют государственные документы. Так, в статье 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования у обучающихся должны быть сформированы системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.Важным этапом на пути формирования основ ЗОЖ стало принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором отмечается, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни .
Большое количество научно-методической литературы (В. И. Бондин , Г. Н. Гребенюк , М. Ю. Дерюгина, А. Е. Завьялов,, В. С. Кузнецов и др.) обращается к раскрытию сущности здорового образа жизни, условий и моделей его формирования. О важности формирования основ здорового образа жизни свидетельствуют работы М. И. Балаева, С. В. Окуловой , Н. В. Поповой , Т. М. Турсумбековой, А. Ш. Рустамова , А. Р. Хайдук , О. В. Шиняевой и др.) Авторы отмечают ухудшение здоровья обучающихся в сравнении с их сверстниками предыдущих поколений, что обусловлено низкой физической активностью, доступностью сладостей и фастфуда, количеством вредных привычек.
Особый акцент исследователей (Ю. О. Панкова [20], Л. В. Петрова [22], А. Ш. Рустамов , И. В. Тарасова и др.) сегодня сделан на формировании основ здорового образа жизни старших школьников, что продиктовано современной социокультурной ситуацией.
В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни старших школьников» не вызывает сомнений
Цель исследования - охарактеризовать педагогические условия формирования основ здорового образа жизни старших школьников.
Объект исследования - здоровый образ жизни школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования основ здорового образа жизни старших школьников.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность здорового образа жизни;
• выявить особенности формирования основ здорового образа жизни старших школьников;
• проанализировать работу школы по созданию педагогических условий для формирования основ здорового образа жизни у старших школьников;
• разработать методические рекомендации по совершенствованию педагогических условий формирования основ здорового образа жизни старших школьников в образовательных организациях.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, методы математической статистики, обобщение, систематизация.
...
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество трактовок ключевого понятия выпускного исследования. В своей работе мы опирались на определение Г. А. Хакимовой и Г. Н. Гребенюк, которые под здоровым образом жизни понимают отказ от вредных привычек, рациональное питание, физическую активность (физические упражнения, спорт и тому подобное), укрепление психического здоровья и другие меры по укреплению здоровья.
Сегодня важно делать акцент на формировании основ здорового образа жизни разных категорий обучающихся в зависимости от их возраста. Это обусловлено тем, что работа в этом направлении должна учитывать возрастные особенности обучающихся. В нашем выпускном исследовании акцент сделан на формировании основ здорового образа жизни старших школьников, что продиктовано тем, что именно в этом возрасте закладываются ценностные основы жизни, как части мировоззрения. Старший школьный возраст - это сложный, кризисный период в жизни человека, когда происходит совершенствования всех компонентов его личности, а также его физическое созревание. Этот возрастной период является оптимальным для формирования основных принципов здорового образа жизни. Формируемые в старшем школьном возрасте представления о здоровом образе жизни становятся осознанными и в будущем составят часть его мировоззрения.
Мы предполагаем, что результативность формирования здорового образа жизни школьников зависит от педагогических условий образовательной организации. В ходе исследования, мы выяснили, что педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. Анализ педагогических условий МАОУ «Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов» показывает, что работа школы по формированию основ здорового образа жизни у старших школьников приносит определенные результаты, но не может считаться в полной мере эффективной. В соответствии с результатами исследования, далее мы представим авторскую разработку системы педагогических условий формирования основ здорового образа жизни старших школьников. Мы предполагаем, что совершенствование педагогических условий, наполнение их новым содержанием будет способствовать формированию основ здорового образа жизни современных школьников.
1. Абульханова-Славская, К. А. Избранные психологические труды. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская . — Москва : Воронеж: МПСИ, 2019. - 622 с.
2. Афонюшкин, О. С. Педагогические условия воспитания здорового образа жизни у молодёжи / О. С. Афонюшкин // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 5 - (60). - С. 51-53
3. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - Москва : Педагогика, 1989. - 558 с
4. Балаев М.И. Социально-педагогические условия формирования безопасного и здорового образа жизни учеников на современном этапе развития общества / М.И. Балаев, Д.И. Текуева // Грани педагогики безопасности: Материалы седьмой Всероссийской студенческой научнопрактической конференции с международным участием. - Екатеринбург, 2019. - С. 17-19
5. Бирюкова Н. В. Формирование здоровье сберегающей позиции
учащихся как педагогическая проблема / Н. В. Бирюкова, А. С. Фетисов, // [Электронный ресурс] Проблемы современного педагогического образования. 2021. - №70-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-
zdoroviesberegayuschey-pozitsii-uchaschihsya-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 17.12.2021)
6. Бондин, В. И. Здоровый стиль жизни / В.И. Бондин, Э. В. Мануйленко, О.Н.Толстокора. - Монография. - М.: Мир науки, 2018.- Режим доступа: http://izd-mn.com/PDF/21MNNPM18.pdf
7. Гребенюк, Г. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: Монография / Г. Н. Гребенюк, Г. А. Хакимова. - Нижневартовск: Издательство Нижневарт, 2020. - 175 с.
8. Дерюгина, М. Ю. Педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся : специальность 13.00.01. «»» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дерюгина Мария Юрьевна. - Москва, 2007.- 170 с.
9. Завьялов, А. Е. Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России : специальность 22.00.04 : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Завьялов Андрей Евгеньевич: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ.- Москва, 2013.- 129 с.
10. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова // [Электронный ресурс] GeneralandProfessionalEducation. - 2022. -№1. - С. 8 - 14. (дата обращения 01.06.2022).
11. Казакевич, A. B. Современная энциклопедия полезного питания / A. B. Казакеви. - Донецк: БАО. - 2021. - 248 с.
12. Конституция Российской Федерации: в гл 2 ст 41 части 1,2,3. щринята всенародным голосованием 12.12.1993/с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
13. Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2021. - 480 с.
14. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учебник / В. Д. Менделевич. - Москва : МЕДпресс, 2019.
15. Набойченко, Е. С. Психология отклоняющегося поведения подростков : монография / Е. С. Набойченко. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2019. - 285 с.
... всего 41 источник