Актуальность исследования. Арт-менеджмент, в зарубежном понимании, есть не просто совокупность технических процедур и методов, а особая субкультура, наполненная своими ценностями, нормами и законами. Но слепое копирование и использование западных теорий и технологических алгоритмов арт-менеджмента без учета специфики российской действительности и философии управления не сможет принести реальных положительных результатов. Тем более, что арт-менеджмент – это, как мы полагаем, прежде всего, философия и культура управления в артистической сфере, или артосфере.
Мы одновременно должны воспринимать арт-менеджмент как:
1) искусство (т.е. высокая степень умения и мастерства) управлять искусством;
2) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами;
3) науку, имеющую свой объект, предмет, совокупность концепций, теорий, принципы, проблемы и методы их решения;
4) деятельность, базирующуюся на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, соответствующую социокультурным условиям, а также экономико-правовой реальности.
Цель исследования – рассмотреть особенности арт-менеджмента в архитектуре, IT технологиях.
Арт-менеджмент - управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства . Основу менеджмента профессионального искусства составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которого зависит от правильно найденной модели, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.
Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства .
1. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с.
3. Булавина Д. М. Управление сферой культуры в современных экономических условиях // Вестн. Башкирского ун-та. – 2006. – Т.11, № 3. – С. 139-140.
4. Вердиева Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080503.65 "Антикризисное управление" / Ю.Н.Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, 2012. - 311 с.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.
6. Виханский О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.
7. Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
8. Гончаров В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.
9. Грачев В. И. Коммуникативные культурфеномены и парадоксы современного российского арт-менеджмента // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. - № 1. - С. 81-86.
10. Колотурский А. Н. Арт-менеджмент : бизнес - есть бизнес // Директор. – 2001. - N 1. - С. 124-125: фот.
11. Косолапов М. Искусство как бизнес-проект // Деловые люди. – 2007. - № 3. - С. 112-115.
12. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента. Учеб. пособие. — М.: МГУКИ, 2006. — 178 с.
13. Островский М. В. Искусство как бизнес // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 5. - С. 31-35.
14. Романова А. Появятся арт-менеджеры - заработает рынок // Художественный Совет. - 2009. - № 4. - С. 10-12.
15. Суминова Т. Н. Арт-менеджер как интеллектуальный ресурс / Капитал экономики сферы культуры и искусства // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 98-102.