Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тригонометрия в олимпиадных задачах

Работа №149626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения решению тригонометрических задач олимпиадного уровня в старшей школе 7
1.1 Роль интеллектуальных состязаний в системе российского
образования. Перечень олимпиад по математике, утверждённых Министерством науки и высшего образования РФ 7
1.2 Линия тригонометрии в перечневых олимпиадах по математике:
классификация и основные методы решения тригонометрических олимпиадных задач 15
Глава 2. Содержательно-методическое обеспечение обучения школьников 10-11 классов решению тригонометрических задач олимпиадного уровня 40
2.1 Методические разработки «Нетривиальная тригонометрия» в
помощь педагогам, осуществляющим олимпиадную подготовку в старшей школе, и указания по проведению занятий с их использованием 40
2.2 Методические рекомендации по организации олимпиадной
подготовки обучающихся старших классов 81
Заключение 86
Список использованных источников 90

С внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов в содержание образования российских школ начался плавный переход от традиционного подхода в определении компонентов дидактической системы к личностно-ориентированному обучению. Фундаментом новой образовательной парадигмы послужило признание неповторимости, самобытности личности каждого ученика, рассмотрение его не как реализатора определенных моделей поведения и носителя социальных функций, зафиксированных в общественном заказе, а в качестве индивида, наделенного неповторимым жизненным опытом.
В рамках такого подхода содержание образования, методы и средства обучения структурируются таким образом, что дают ученику возможность раскрыть и реализовать в полной мере свой потенциал. Целью обучения становится не вооружение обучающегося суммой теоретических знаний, а создание необходимых условий для развития индивидуальных черт ребенка и их последующего преобразования в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом нормам.
Одной из наиболее эффективных форм педагогической работы, позволяющих достигнуть заявленной цели, являются массовые интеллектуальные состязания. Предметные олимпиады и конкурсы становятся осознанной стратегией формирования образовательной траектории обучающихся, которые обнаруживают высокий уровень развития способностей в соответствующей предметной области [12].
В связи с вышесказанным педагогу имеет смысл обратить внимание старшеклассников, испытывающих познавательный интерес в отношении математической науки, на математические олимпиады.
В свою очередь линия тригонометрии традиционно включается в кодификатор основных тем олимпиадных заданий по математике, поскольку изучение тригонометрии требует овладения большим количеством нетривиальных методов решения задач и тем самым способствует обогащению математической культуры обучающихся.
Олимпиадная подготовка школьников должна быть последовательной, упорядоченной, всесторонней и вариативной, однако во многих российских школах она имеет узкую направленность (педагоги стремятся подготовить детей к определённому виду олимпиад) и сводится к разбору олимпиадных заданий прошлых лет. Таким образом, проблема исследуемой темы заключается в противоречии между дидактическими принципами, предъявляемыми к системе олимпиадной подготовки школьников, и настоящим положением дел.
Практическое следование вышеизложенным идеям перед системой образования ставит вопрос о недостаточной разработке методологической базы обучения школьников 10-11 классов решению тригонометрических задач олимпиадного уровня. Данный факт обуславливает актуальность работы на тему: «Тригонометрия в олимпиадных задачах».
Объект исследования: подготовка обучающихся 10-11 классов к участию в математических олимпиадах.
Предмет исследования: процесс обучения решению
тригонометрических задач олимпиадного уровня в старшей школе.
Цель исследования: разработка методических материалов по решению нестандартных тригонометрических задач в помощь педагогам, осуществляющим олимпиадную подготовку обучающихся старших классов.
Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить ряд задач:
1) Определить место и роль интеллектуальных состязаний в системе российского образования.
2) Произвести анализ заданий из архивов математических олимпиад, включенных в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год.
3) Выявить типы тригонометрических задач, в разное время предлагаемых участникам перечневых олимпиад, методы и приемы их решения.
4) Разработать комплексы нестандартных тригонометрических задач, описать способы их решения и изложить методические указания педагогам по проведению занятий с использованием данных материалов.
5) Сформулировать методические рекомендации по организации олимпиадной подготовки обучающихся старших классов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания работы были разработаны методические материалы по
решению нестандартных тригонометрических задач в помощь педагогам,
осуществляющим олимпиадную подготовку обучающихся старших классов.
Таким образом, поставленная цель была достигнута.
Теперь можно сформулировать некоторые выводы по работе.
Олимпиадное движение не только помогает выявлять и развивать
таланты школьников, но и является инструментом для определения
образовательной траектории и поступления в вуз. Иными словами, предметные
олимпиады выполняют роль социального лифта в образовании.
Особое место в профессиональном плане занимают предметные
олимпиады и конкурсы, Перечень которых ежегодно утверждается
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Победа в
перечневых олимпиадах гарантирует абитуриенту преимущество при
поступлении в выбранный вуз.
В данной работе представлена развернутая характеристика
математических олимпиад, включенных в Перечень олимпиад школьников и их
уровней на 2022/23 учебный год.
Анализ содержания перечневых олимпиад по математике для старших
классов показал, что тригонометрические задачи являются обязательной частью
испытаний последних лет, причем они превалируют в олимпиадах,
ориентированных на учеников 11 классов.
Среди тригонометрических задач, которые в разные годы предлагались
участникам перечневых олимпиад, встречались как задания повышенного
уровня сложности, соответствующие школьной программе, так и
нестандартные задачи. Нестандартной задаче характерны обманчивая простота
87
формулировки условия и отсутствие алгоритма решения – вместо этого
происходит обращение к нетривиальным методам и приемам.
После детального изучения архивов перечневых математических
олимпиад была получена следующая классификация тригонометрических задач
олимпиадного уровня:
I. Задания на установление свойства тригонометрической функции,
заданной аналитическим способом: периодичности, четности
(нечетности), наибольшего и наименьшего значения.
II. Вычисление значения тригонометрического выражения. Доказательство
тригонометрических тождеств.
III. Решение тригонометрических уравнений с последующим отбором корней
на заданном отрезке и подсчетом их количества, их систем.
IV. Решение тригонометрических неравенств повышенного уровня
сложности, их систем. Доказательство неравенств.
V. Геометрические задачи, для которых тригонометрические функции
являются инструментом решения.
Каждому выявленному типу задач соответствует группа методов, с
использованием которых может быть получено верное, лаконичное решение.
Так, наиболее часто в олимпиадных задачах на исследование
тригонометрической функции необходимо сделать замену и рассмотреть
функцию новой переменной. Но для нахождения наибольшего (наименьшего)
значения функции на промежутке бывает более удобен аппарат
дифференциального исчисления.
Задания на вычисление значения тригонометрического выражения и
доказательство тригонометрических тождеств соответствуют школьной
программе, но имеют повышенный уровень сложности. Кроме основных
формул тригонометрии, участникам олимпиад нужно знать формулы тройного
аргумента, формулы преобразования произведения тригонометрических
функций в сумму (разность), формулу дополнительного угла, владеть
универсальной тригонометрической подстановкой....


Бескин Н. М. Вопросы тригонометрии и ее преподавания: учеб. пособие для
педагогических институтов. М.: Учпедгиз, 1950. 140 с.
2. Галеев Э. М., Галеева А. Э. Подготовка к вступительным экзаменам по
математике в МГУ и ЕГЭ (типы задач и методы их решения).
Тригонометрия. 4-е изд., доп. М.: Попечительский совет мех-мат. ф-та МГУ,
2018. 72 с.
3. Гельфанд И. М., Львовский С. М., Тоом А. Л. Тригонометрия. М.: МЦНМО,
2002. 199 с.
4. Дистанционная подготовка к олимпиадам, ДВИ и ЕГЭ по математике и
физике. URL: https://mathus.ru/index.php. Заглавие с экрана (дата обращения:
11.03.2023).
5. Задачи. URL: https://problems.ru. Заглавие с экрана (дата обращения:
24.12.2022).
6. Ким Д. Х. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений
// Юный учебный. 2023. № 4 (67). С. 87-92.
7. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой: материал для классных
и внеклассных занятий. М.: Просвещение, 1981. 112 с.
8. Лурье М. В. Тригонометрия. Техника решения задач. М.: УНЦ ДО, 2004.
160 с.
9. Малый мехмат МГУ. Официальный сайт. URL: http://mmmf.msu.ru. Заглавие
с экрана (дата обращения: 11.12.2022).
10. Математическое образование. Общедоступная электронная библиотека.
URL: https://www.mathedu.ru. Заглавие с экрана (дата обращения:
25.05.2023).
91
11. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика:
учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох [и
др.]; сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. 416 с.
12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Официальный сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru. Заглавие с экрана (дата
обращения: 01.10.2022).
13. Мордкович А. Г. О некоторых проблемах школьного математического
образования // Математика в школе. 2012. № 4. С. 22-23.
14. Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23
учебный год: Приказ Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации от 30 августа 2022 г. №828. URL: pravo.gov.ru
15. Олимпиады для школьников. URL: olimpiada.ru. Заглавие с экрана (дата
обращения: 10.09.2022).....20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ