Введение 3
Глава 1. Место и роль интонации в системе языка 6
1.1. Сущность интонации 6
1.2. Основные функции интонации 19
1.3. Коммуникативные аспекты интонации 25
1.4. Работа над интонацией в школе 29
Выводы 33
Глава 2. Описание роли интонации в образовательном процессе 35
2.1. Основные проблемы оформления звуковых текстов со школьниками
5-7 классов 35
2.2. Обучении школьников интонационному оформлению
стихотворных текстов 61
2.2.1. Ликвидация ошибок в темпе и ритмике речи 61
2.2.2. Ликвидация ошибок в мелодике голоса 66
Выводы 76
Заключение 78
Список использованных источников 80
Реформирование системы общего образования в связи с введением и реализацией Федерального государственного стандарта последнего поколения требует пересмотра учителем средних классов всей системы обучения, использования инновационных технологий, приёмов и методов, средств обучения и воспитания с целью формирования основных компетенций, и в первую очередь - компетенции коммуникативной. Коммуникативная компетенция, формирование которой должно быть направлено на умение устанавливать контакты, вступать в общение, быть готовыми к межкультурной коммуникации, является одним из показателей индивидуальности учащегося [Шибаева 2011].
Решение этой проблемы невозможно без пересмотра основных направлений обучения родному языку, без внедрения коммуникативного системно-деятельностного подхода, тем более что новая парадигма образования носит антропоцентрический характер.
Очевидно, что общение между учителем и учеником осуществляется прежде всего в устной форме и качествам устной речи должно быть уделено особое внимание в средней школе, поскольку, во-первых, средний школьный возраст сензитивен к усвоению закономерностей языковой коммуникации и, во-вторых, достаточно легко дети этого возраста вступают в общение и испытывают в нём потребность.
Параметрами устной речи, имеющими коммуникативный характер, показателями речевой культуры коммуникантов являются ритмичность и интонационная выразительность. Важна интонация, поскольку она не только обрамляет речь, не только выражает эмоциональное состояние говорящего, но и несёт большую смысловую нагрузку. Однако именно обучению интонации, формированию ритмико-интонационного строя школьной речи в современной школе уделяется недостаточно внимания.
Между тем фонетисты и стилисты обращают внимание на общее снижение интонационной насыщенности русской речи, на утрату некоторых важных параметров русской интонации, на утрату её мягкости, специфической мелодичности, ритмичности и выразительности. Это обстоятельство заставляет учителя ещё более внимательно отнестись к формированию именно этой стороны устной речи.
Формировать интонационный рисунок речи - значит формировать такие её параметры, как темп, тембр, правильное использовании пауз, правильную расстановку логического, фразового, тактового ударений.
В процессе обучения родному языку в школе у ученика должно постоянно возникать желание овладеть и правильной, и «хорошей», красивой речью как способом выражения и утверждения себя, который делает возможным установление контакта с окружающими людьми, а в будущем позволит быть успешным в разных сферах деятельности.
В то же время показания наблюдений и организованного экспериментального исследования убеждают нас в том, что большинство школьников не умеют точно, лаконично, эмоционально, ясно излагать собственные чувства и мысли. Необходимо также отметить, что в школьной речи устойчиво проявляется диалектное интонирование фразы, даже если учащийся владеет литературным словарным запасом.
Изложенное выше определяет актуальность исследования.
За последние годы в исследованиях интонации накоплен большой опыт. Существует немало работ в области исследования интонации на материале каждого конкретного языка и типологии интонаций родственных и неродственных языков (Л.Р. Зиндер [Зиндер 2009], В.Н. Кистерная [Кистерная 1994], TM. Николаева [Николаева 2007], И.Г. Торсуева [Торсуева 1974], С.С. Хромов [Хромов 2007], и др.), работ по методике преподавания русского языка (Е.А. Брызгунова [Брызгунова 2004], И.Л. Муханов [Муханов 1984] и др.). Тем не менее, только в ряде исследований изучается роль интонации в контексте речевого взаимодействия или в процессе обучения чтению....
Рассмотрев ряд исследований интонации в функциональном аспекте, мы остановились на следующих функциях интонации: выделительной, коммуникативной, организующей, эмоциональной и прагматической. При обучении школьников интонации первостепенное значение мы отдаём прагматической функции, понимая под ней способность реализовывать коммуникативные намерения в соответствии с данным социолингвистическим контекстом.
Интонация является материальным аспектом языка и речи, а рассмотренные нами речевая интенция и речевой акт (речевое действие) составляют процессуальный аспект речевого взаимодействия.
По нашему мнению, использование интонации в образовательном процессе как важного средства реализации речевой интенции и как языковому инструменту, выполняющего прагматическую функцию, способствует овладению и развитию у обучающихся прагматической компоненты коммуникативной компетенции.
Во второй главе обоснованы методические условия по развитию интонационных умений школьников 5-7 классов. Мы изучили методическую литературу, педагогический опыт учителей по теме исследования. В процессе исследования подобран и систематизирован дидактический материал, который может быть рекомендован учителям 5-7 классов для организации работы над интонацией предложения и поэтического текста.
Работа над интонацией должна проводиться при изучении различных аспектов звучащей речи, в частности, предложений разного типа: повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений.
При обучении интонации используются и наглядные пособия. К их числу надо отнести в первую очередь звуковые пособия. Это аудиозаписи и образцы речи мастеров слова - артистов, чтецов. Само собой разумеется, образцом речи для учащихся будет речь учителя, его чтение художественного произведения. Желательна запись речи учащихся.
Различные интонационные элементы позволяют правильно оформлять звучащие тексты со школьниками.
Для полного и правильного понимания важно делать логическое ударение на словах, несущих основной смысл. Для выделения важного, акцентирования внимания, при произнесении новых терминов, неизвестных аудитории слов необходимо замедлять темп, делать паузы, увеличивать интенсивность голоса.
Для создания непринужденной атмосферы общения использовать паузы хезитации, варьировать замедленный и убыстренный темп.
Для возбуждения интереса можно использовать выжидательные паузы, «теплый» тембр, повышение тона, эмфатическую долготу.
Для изображения каких-либо персонажей, лиц, предметов и явлений менять диапазонную высоту голоса, тембральную окраску, использовать эмфатическую долготу.
Работа по изучению интонации поэтического текста должна начинаться с предъявления образца типовой реализации интонационной модели (для ее узнавания, понимания, осмысленного восприятия) и завершаться реализацией интонационной модели самими учащимися в контексте той или иной интонационной единицы и в связном тексте. Таким образом, в составе системы должны быть предусмотрены и упражнения, ориентированные на формирование речевых навыков, т.е. на интерпретацию знаний о языке и реализацию их в процессе речевой деятельности, и творческие упражнения, ориентированные на формирование речевых умений.
1. Антипова A.M. Направления исследований по интонации в современной лингвистике // Вопросы языкознания. - 1986. - №1. - С. 122-132.
2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М., 2005. - 416 с.
3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М., 2001. - 279 с.
4. Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. - Т.1. - М., 2000. - С. 96-122.
5. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской: звучащей речи. - М., 2004. - 116 с.
6. Введенская Л.А. Культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 448 с.
7. Всеволодский-Генгросс В.Н. Теория русской речевой интонации. - М.: УРСС, 2010. - 127с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М.: Академия, 2006. - 479 с.
9. Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Докл. сов. делегации на VI-Конгр. МАПРЯЛ. - М., 1986. - С.78-90.
10. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.
11. Гришина Ольга Анатольевна. Просодические параметры локальной речи (На материале г. Красноярска): дисс. ... канд. филол. наук. - Красноярск, 2003. - 182 с.
12. Гришина О.А. Русская интонология: учебное пособие. - Красноярск, 2013. - 136 с.
13. Гудова М.Ю. Интонация как факт духовного бытия и способ его воплощения в искусстве: дисс.канд. философ. наук. - Екатеринбург, 1997. - 190с.
14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 2002. - 424с.
15. Дорохов P.C. Формирование прагматической компетенции студента-. переводчика // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3. - С. 140-143....66