Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРУ

Работа №37307

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
695
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методические аспекты эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на занятиях по хору 11
1.1 Эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Вокально-хоровая деятельность как средство эстетического воспитания учащихся младших классов в учреждении дополнительного
образования 28
Выводы по главе 1 37
Г лава 2 Практический опыт по эстетическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста на занятиях по хору 40
2.1 Методические аспекты эстетического воспитания на занятиях по хору с учащимися младшего школьного возраста во внеучебной деятельности в общеобразовательной
школе 40
2.2 Разработка программы эстетического воспитания и ее пробация с учащимися второго класса на занятиях по хору в МБОУ «Многопрофильная школа № 181» г. Казани 55
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения 78

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества вопрос формирования и развития музыкальной культуры школьников становится ключевым. Идея широкой и достаточно глубокой общекультурной подготовки подрастающего поколения, с учётом интересов и реальных возможностей каждого обучаемого получило адекватное отражение в стратегии развития отечественного образования. Пробуждать душу и тем самым приумножать духовное богатство личности, помочь противостоять жестокости и дурным наклонностям, развивать милосердие и доброту, воспитывать стремление к человечному, разумному - вот приоритетные направления занятий по хору в общеобразовательной школе.
Актуальность данной проблемы обозначена в одном из основных документов нашей страны в сфере дополнительного образования Федеральной целевой программой «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, в котором выделены основные направления совершенствования условий для поддержки творческой деятельности молодежи: В данном документе выделен ряд задач, которые успешно могут быть реализованы на занятиях по хору в учреждении дополнительного образования, среди них: формирование и развитие
эстетических потребностей; приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Приобретая определенные знания, умения и навыки на занятиях по хору, школьники приобщаются к творчеству. В этой связи актуализируется необходимость формирования их предпочтений, интересов, потребностей,
музыкального мышления, воображения, эстетического вкуса. Эстетический вкус, являясь гармоническим единством эстетического мировоззрения и эстетической эмоциональности, регулирует ценностную ориентацию человека в вопросах формирования эстетического идеала, и оказывает непосредственное влияние на содержательность важного элемента в личности школьника - это музыкальная культура.
Музыкальная культура - важнейшая составляющая более высоких системных уровней: художественной, эстетической, духовной культуры, и, наконец, культуры в целом. Освоение учащимися основ культуры, культуры жизненного самоопределения, элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у него познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности происходит на первой ступени общего школьного образования. Здесь же закладывается фундамент воспитания музыкально - эстетического вкуса детей, который определяет содержательную сторону, уровень развития музыкальной культуры. Осуществление вышеперечисленного возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, включающей не только восприятие (слушание, переживание, понимание, оценка), но и возможность самовыражения (исполнения) ими лучших образцов народной, зарубежной, русской, советской классики и современной музыки. Для реализации поставленных задач необходимо изучение психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста (7-10 лет), так как с точки зрения представителей научной мысли из области педагогики и психологии данный период считается наиболее сензитивным в формировании эстетического вкуса.
Степень изученности исследования. Вопросы эстетического воспитания были широко освещены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов таких, как Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая. Также в отечественной литературе был подробно изучен вопрос сущности художественного воспитания такими учеными, как Л.С. Выготский, И.П. Волков, Я.А. Коменский, Б.М. Теплов.
Различные вопросы, связанные с детским пением, нашли освещение в ряде работ русских и зарубежных авторов. Музыкальному развитию учащихся в процессе обучения пению посвящены работы Ю.Б. Алиева, Т.Л. Беркман, Н.А. Ветлугиной, Д.Е. Огороднова, В.К.Тевлиной; теории и методики хорового пения в школе — работы О.А. Апраксиной, Д.Д. Кабалевского, Д.Л. Локшина; воспитанию и охране детского голоса — В.А. Багадурова, И.И. Левидова, Е.М.Малининой, Т.Н. Овчинниковой,
А. А. Сергеева; формированию певческих навыков посвящены работы
С.Н.Еладкой, В.В.Каменского, А. Луканина, А.Е. Менабени; специальные вопросы развития детского голоса рассматриваются в работах Н.Д. Орловой и др.; изучению физических характеристик голосов детей посвящены работы ВЛ.Морозова и Е.А. Рудакова; вопросы анатомии и морфологии детской гортани освещаются в работах М. С. Ерачевой.
Е[оложение эстетического воспитания во внеклассной воспитательной работе впервые были раскрыты в трудах ELEL Блонского, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого. В последние десятилетия 20 века С.Е.Батырева, В.И.Волынкин, И.Ф.Еончаров, Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный, М,Д.Таборидзе. Разрабатываются различные аспекты проблемы формирования эстетической культуры школьников, что нашло отражение в работах М.А.Верба, Е.С.Лабковской, Л.И.Новиковой.
Е[роблемам совершенствования методологических основ музыкального воспитания детей, изучению детского голоса и методов его развития посвящены исследования ведущих ученых и деятелей музыкально воспитания - Э.Б. Абдуллина, Т.И.Баклановой, Е.Я.Еембицкой, Л.С.Зориловой, В.Е.Соклова.
Вопросы личностного самоопределения и духовного воспитания отражены в трудах Э.Б.Абдуллина, А.И.Арнольда, А.А,Аронова,
Н.К.Баклановой, А.Д.Жаркова, Л.С.Жарковой, Л.С.Зориловой, М.С.Кагана, А.Г.Казаковой, Д.С.Лихачева.
Основная проблема в том, что дети очень сильно погружены в мир компьютерных технологий, соответственно наблюдается снижение образования. В школах среда не создает благоприятных условий для эстетического воспитания. Школы искусств сегодня в большей степени ориентированы на совершенствование специальных музыкальных способностей, тогда как вопросы воспитания эмоционально-ценностной сферы личности остаются без должного внимания.
В науке имеется целый комплекс исследований, на которых базируется вопрос, связанный с развитием музыкальной культуры младшего школьного возраста на занятиях по хору. Отличительной особенностью современных концепций являются всё возрастающее внимание исследователей к проблеме музыкальной культуры как целостного явления.
В связи с этим одной из актуальных задач нашей современности является формирование и воспитание на занятиях по хору эстетического кругозора как одного из условий развития музыкальной культуры школьников.
В процессе исследования нами выявлено противоречие между: значительной изученностью в науке понятия эстетическое воспитание и его компонентов и недостаточной методической разработанностью совершенствования уровня эстетической воспитанности обучающихся в аспекте целостного развития личности на занятиях по хору во внеучебной деятельности в общеобразовательной школе.
В связи с этим возникла необходимость в проведении исследования, направленной на разрешение имеющихся противоречий в обществе.
На основе изученных источников и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования: Какое методическое обеспечение
Актуальность проблемы в условиях современного образования, недостаточная разработанность в теории и практике, обусловили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста на занятиях по хору».
Цель исследования разработать программу и методические рекомендации для эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста в условиях занятий по хору.
Гипотеза исследования: эффективность процесса эстетического
воспитания учащихся младшего школьного возраста в условиях занятий по хору в рамках внеучебной деятельности значительно повысится, если будет:
- рассмотрено понятие эстетическое воспитание как психолого-педагогическая проблема в условиях дополнительного образования;
- выявлены методические аспекты эстетического воспитания на занятиях по хору с учащимися младшего школьного возраста;
- разработана программа эстетического воспитания, включающая план поурочной работы, рекомендуемый репертуар и методические рекомендации по развитию эстетического воспитания учащихся второго класса;
- выполнена апробация разработанной программы эстетического воспитания на занятиях по хору с учащимися второго класса в МБОУ «Многопрофильная школа № 181» г. Казани.
Объект исследования - образовательный процесс во внеучебной деятельности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - эстетическое воспитание учащихся младших классов на занятиях по хору.
В соответствии с гипотезой, объектом и предметом исследования были определены его задачи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значимость эстетического воспитания учащихся младших классов как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить методические аспекты эстетического воспитания на занятиях по хору с учащимися младшего школьного возраста.
3. Разработать программу эстетического воспитания, включающую план поурочной работы, рекомендуемый репертуар и методические рекомендации по развитию эстетического воспитания учащихся второго класса.
4. Выполнить апробацию разработанной программы эстетического воспитания на занятиях по хору с учащимися второго класса в МБОУ «Многопрофильная школа № 181» г. Казани.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теории и практике эстетического развития младших школьников, исследования по проблемам эстетического развития; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение опыта музыкально-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста;
эмпирические: анкетирование, беседа, опрос, тестирование,
наблюдение;
- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы исследования были использованы труды, посвященные разработке теории и практики эстетического воспитания в школе: работы Б.Г. Ананьева, А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Б.П. Юсова. Проблемами эстетического воспитания студентов занимались Б.Л. Бахарев, М.В. Веселовская, С.И. Ростов. Вопросы теории эстетического воспитания и творчества исследовали в своих трудах философы: Ю.Б. Борев, М.С. Каган,
Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков, Л.В. Тодоров и др, психологи: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, АЯ. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П. Торренс и др. Проблемы эстетического воспитания разработали: О. А. Апраксина, Н. А. Дмитриев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятеовский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и др. Психологические и педагогические аспекты эстетической культуры разрабатывались М.Л. Вербом, Л.С. Выготским, Д.Б. Кабалевским, Н.А. Кушаевым, С.Т. Шацким, П.М. Якобсоном и другими.
Для анализа психолого-педагогических аспектов проблемы вокального развития учащихся были использованы некоторые положения развивающего обучения В.В.Давыдова, Г.М.Цыпина; вопросы психологии творчества Л.С.Выготского, А.В.Петровского, Б.М.Теплова, и др.; труды, посвященные музыкальному и творческому развитию учащихся Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Э.Ж.Далькроза; работы по проблеме комплексности воспитания Б.В.Асафьева, Б.ЛЯворского.
Большую помощь в работе оказали труды виднейших отечественных и зарубежных теоретиков и педагогов-мастеров вокального искусства, внесших свой вклад в теорию и практику постановки певческого голоса, таких, как: Ю.Б.Алиев, Д.Л.Аспелунд, В.А.Багадуров, Б.Бочев, А.М.Вербов, Ф.Ф.Витт, М.Гарсиа, Л.Джиральдони, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф.Заседателев, Й.И.Левидов, А.И.Лукишко, Ф.Лысек, Е.М.Малинина, В.П.Морозов, И.К.Назаренко, Т.Н.Овчинникова, Н.Д.Орлова, ЛД.Работнов, Е.Седлачкова, Е.Стоянова, Е.П.Стулова, Л.КЯрославцева и др.
Этапы исследования:
На первом этапе (январь - август 2018 г.) - была изучена научная и методическая литература по теме исследования, определялись теоретикометодологические подходы к данной проблеме.
На втором этапе (сентябрь - декабрь 2018 г.) - была разработана программа и методические рекомендации по эстетическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста на занятиях по хору в учреждении дополнительного образования.
На третьем этапе (январь - май 2019 г.) - была проведена практическая работа по эстетическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста, выполнен анализ, обобщение результатов эксперимента, оформлены материалы исследования.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент был проведен в МБОУ «Многопрофильная школа № 181» Советского района г. Казани.
Новизна исследования обусловлена целью и задачами исследования и является наиболее острой проблемой в системе школьного образования. Так как охватывает довольно широкий спектр, а именно эстетическое воспитание, направленный на всестороннее развитие личности в условиях школьной системы образования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении методических рекомендаций, программы по организации процесса развития эстетического воспитания, повышающих эффективность этого процесса и качество его результатов. Результаты данной работы могут служить основой для учителей по хору, в разработке и реализации новых методических подходов к данной проблеме исследования, а также могут быть полезны в образовательной деятельности учреждений культуры и учебных заведений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе проведения исследования было установлено, что:
1. Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos"
(воспринимаемый чувством). Эстетика изучает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах. Так же эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее
эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.Д. Маркевич, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, и другие.
2.Эстетическое воспитание-целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты. Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основывать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
3.Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для учащихся в начальной школе учитель - это самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» [12, с.45]. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко знаем, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
4. Методические указания по работе с младшими школьниками
в хоровом классе детской школы искусств.
1. Диагностика голосовых данных учащихся на начальном этапе работы с хором.
2.Занятия по хору должны проводиться не менее двух раз в неделю по полтора-два академических часа в младших группах и по два-три в старших и средних.
3. Разучивание песни может проходить с голоса, особенно на первом этапе, так как чрезмерное пение по нотам может оттолкнуть детей от занятий, но потом нужно вернуться к разучиванию произведений по нотам.
4. Необходимо учитывать особенности возраста детей. Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.
5. Большое значение для достижения результатов имеет творческая атмосфера в коллективе, живой интерес учащихся к разучиваемой песне, а также любовь к самому процессу совместного пения.
В процессе изучения методик занятий по хору различных авторов было установлено, что все они уделяют в большей степени внимание развитию специальных навыков хорового пения, тогда как вопросам общеэстетического воспитания внимание уделяется не регулярно и вне системного подхода.
Анализ методических пособий и руководств по хору позволил установить, что все они в большей степени ориентированы на развитие вокально-хоровых навыков, тогда как аспекты эстетического воспитания, которые охватывает более широкий круг умений и навыков и включают такие показатели как мотивация к знакомству с прекрасным, расширение кругозора в данной сфере, не учитываются авторами в разработке методики проведения занятий.
На основе теоретического рассмотрения проблемы воспитания, изложенной в предыдущей главе, нами была разработана программа эстетического воспитания, охватывающая отбор учебного материала, формы, методы, средства обучения и условия оперирования этим материалом в процессе поэтапного развития. Методы и методические приемы поставлены нами в прямую зависимость от содержания изучаемого музыкального материала, а также средств формирования эстетического воспитания. Последовательность использования этих методов выстроена поэтапно.
Эксперимент был проведен на базе МБОУ «Многопрофильная школа № 181» Советского района г. Казани, среди учеников вторых классов. Во 2 Б классе была - экспериментальная группа, а во 2 Д - контрольная. Экспериментальная работа проводилась в течение четырех месяцев. В нем приняли участие 27 человек - ученики вторых классов, из которых 11 учащихся составили экспериментальную группу, а 16 - контрольную.
Для работы с экспериментальной группой нами были выявлены и взяты за основу следующие методические рекомендации:
1.Организовать регулярные посещения учащимися концертов, оперных спектаклей.
2. Активизировать домашнюю работу по прослушиванию музыкальных записей путем систематического опроса на уроке о музыкальных впечатлениях за прошедшую неделю.
3.Обеспечить рассказ биографических сведений о композиторах, музыка которых изучается на уроке, иллюстративными примерами в виде презентаций, видеоматериала.
4. Проводить внеучебную работу в виде открытых лекций, конкурсов, викторин для параллельных классов.
5. Проводить творческие встречи с выдающимися деятелями современной культуры.
На контрольном этапе эксперимента для выявления эффективности разработанной программы и методических рекомендаций использовался тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Это позволило объективно контролировать развитие эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста. Итоги повторной диагностики представлены ниже (см.Таблицы 4-6).
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что по всем критериям эстетического воспитания у учащихся экспериментальной группы была выявлена положительная динамика, тогда как значительных изменений в контрольной группе не было выявлено. На основании полученных данных был сделан вывод об эффективности разработанной программы и методических рекомендаций в развитии эстетического воспитания на занятиях по хору у учащихся младших классов.


1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования /
Э.З.Абдуллин, Е. Николаева. -М., 2006.-336 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.
3. Акимова М.К. и др. Особенности умственного развития учащихся старшего возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания: Сб.науч.тр. М.: АПН СССР НИИ общ. И пед. псих.,
1984. -23-25 с.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. - М., 2005. - 431 с.
5. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников. Автореф. дне. . д.п.н. М., 1987. - 32 с.
6. Ананьев Б.Е. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380с.
7. Апраксина О.А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе/ Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15,- М.: «Музыка» 1982,- 27 с.
8. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, сборник статей вып. 15 -М.: Музыка, 1982. - 160 с.
9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О. Апраксина. -М., 1983.-224 с.
10. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М.: АПН РСФСР, 1953.-96 с.
11. Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. -М., 1953.-96 с.
12. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. — М.: Сов.художник, 1981. —237 с.
13. Бартенева Л.Б. "О музыкальной грамотности школьников// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15,- М.Музыка, 1982. -78 с.
14. Береснева Р.С. Развитие гармонического слуха. Первоначальное освоение двухголосного пения в младшем хоре. - Чита, 2006. - 85 с.
15. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. -267 с.
16. Бодалев А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. - 188 с.
17. Буткевич В.В., Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников : учеб,- метод, пособие для учителей нач. кл., воспитателей групп продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества. Мн., 2008. - 144 с
18. Варламов А.Е. Вокальная педагогика. - М., 1953. - 105 с.
19. Вербов А.М. Техника постановки голоса. - М., 1961. - 70 с.
20. Вербовая Н. П. Головина О.М. Искусство речи. - М., 1977. - 302
с.
21. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. - М., 1967. - 103 с.
22. Вопросы вокально-хорового развития школьников. Интонация и строй / Сост . Б. Э. Биринская . Л.: Пед . общ., 1977. -21 с.
23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. -480с.
24. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск
14. -М., 1989. - 187 с.
25. Грачева М. С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. — М., 1956. — 38 с.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
27. Далецкий О.В. Методика вокала. - М., 2002. - 33 с.
28. Дмитриев Л.Б. Гласные в пении / В сб.: Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. -М., 1962. -77- 131 с.
29. Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М., 1962. -98-125 с.
30. Егорова Г. И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования. Диссертация на соиск. . к.п.н., Тобольск, 1995. - 168 с.
31. Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003. Стр. 223-249.
32. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. - М.: Просвещение, 2005. — 224 с.
33. Каган М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры // Культура и эстетическое сознание: межвуз. сборник / отв. ред. В.М. Пивоев. - Петрозаводск, 1989.-410с.
34. Киященко Н. И., Лейзеров К. Л. Эстетическое творчество. - М., 1984. - 110 с.
35. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). -М.:Март, 2005. -448 с.
36. Козырева Г.Г., Якобсон К. А. Словарь по хороведению. - Красноярск, 2002. - 105 с.
37. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 225 с.
38. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников : пособие для учителей/О. П. Котикова. -М.: ВЛАДОС,2001,- 194 с.
39. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. - 146 с.
40. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. -М.: Просвещение, 2004,- 204 с.
41. Лебедева, Н.В. Развитие вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - М.: Педагогика, 2011. - 60-62 с.
42. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
43. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. -М.: Просвещение,2007,- 354 с.
44. Локшин Д.Л. Хоровое пение // Методика преподавания в школе. -М., 1952. -8-10 с.
45. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников //
Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792. — URL
https://moluch.ru/arcliive/61/9060/ (дата обращения: 14.01.2018).
46. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
47. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Уч. пособие для ст. пед. инст. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.
48. Михайлова Н., Шувалова Е. Хоровая работа в начальной школе. // Искусство в школе. - 2003. - №3. - 43 - 46 с.
49. Нотная папка хормейстера №1. Младший хор. «С чего начинается детский хор». Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна». Тетрадь №1. - М., 2008. - 300 с.
50. Осеннева М.С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб, пособие для студ. фак. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
51. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. Издательство: Academia, 2003 г. Пер, 2013 - 192 с.
52. Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. - СПб., 2004. - 88 с.
53. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. -
2- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
54. Романовский Н. В. Хоровой словарь. - М., 2000. - 142 с.
55. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. - М., 2002. - 352 с.
56. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 352 с.
57. Стрихар О.И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 423-425. — URL https://moluch.ru/arcliive/70/12086/ (дата обращения: 21.01.2018).
58. Струве Г. Хоровое сольфеджио: метод. Пособие. - М., 1982. - 70 с.
59. Стулова Г. П. Развитие детского голоса. - М., 1992 - 270 с
60. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений. М., 2002.-176 с.
61. Стулова Г. П. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. - М., 1988. - 176 с.
62. Стулова Г.П. Хоровой класс. I.: Просвещение, 1988 - 126 с.
63. Тевлина В. К. Вокально хоровая работа/ Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: Музыка, 1982. - 42-50 с.
64. Ушаков Д.Н. - Толковый словарь. 1940-800 с.
65. Чесноков П. И. Хор и управление им. - М., 1961. - 240 с.
66. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.// Известия АПН РСФСР. М. Л., N 11, 1947. - 29 с.
67. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л., 1985 г.-160 с.
68. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. - М., 1997.-272 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ