Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние двигательной активности на умственную работоспособность обучающихся старшего школьного возраста

Работа №149018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ УМСТВЕННОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Умственная работоспособность обучающихся и основные факторы, влияющие на ее
изменение 6
1.2. Биологические основы взаимосвязи умственной и физической работоспособности 11
1.3. Взаимосвязь умственной работоспособности с двигательными качествами 17
1.4. Организационно-методические условия интеграции умственной работоспособности и
двигательной деятельности в образовательном процессе обучающихся 21
Заключение по главе 23
Общие выводы по главе 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ! ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Организация и этапы исследования 26
2.2. Методы исследования 27
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 31
3.1. Изменение умственной работоспособности обучающихся 11-х классов в течение учебного
года 31
3.2. Корреляционные взаимосвязи показателей умственной работоспособности с различными по
структуре движений видами спорта 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Общие выводы по ВКР 47
Список использованной литературы 49
Приложение 1 54
Приложение 2 56
Приложение 3 58

Интеллект- общие способности к познанию, понимаю и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Все эти качества характеризуют умственные способности, формирование и развитие которых происходит на протяжении всей жизни, но особенно активно в школьные года.
Уровень умственной работоспособности в процессе учебной деятельности обуславливается многими внутренними и внешними факторами. Большое значение при этом имеет правильная организация учебного труда обучающихся, предполагающая разумное сочетание его с его активным восстановлением.
Одним из важнейших средств активного восстановления организма является двигательная активность, как естественный фактор, оказывающий положительное влияние на все сферы жизнедеятельности организма и, прежде всего, на нервную систему. Однако, только оптимальная двигательная деятельность, соответствующая функциональным возможностям организма, способствует ускорению протекания восстановительных процессов. Во всех остальных случаях физическая деятельность оказывает отрицательное воздействие на системы организма, в первую очередь на головной мозг. Особенно чувствителен организм к неадекватным нагрузкам в школьном возрасте.
Опасность отрицательного влияния физических нагрузок на организм обучающихся существенно возрастает в настоящее время из-за резкого снижения двигательной активности значительной части детей школьного возраста. Такое состояние требует определения и создания организационно-педагогических условий оптимизации соотношения интеграции умственной работоспособности и двигательной активности для повышения качества учебной деятельности обучающихся и сохранения их здоровья.
Это и явилось основанием для определения нами темы и ее реализации в рамках выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс повышения интеллектуальных
способностей обучающихся 11-го класса.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи умственной
работоспособности и двигательной активности обучающихся 11 -х классов в процессе учебной деятельности и ее влияние на развитие интеллекта в различные периоды учебного года.
Цель исследования: определить оптимальные соотношения показателей умственной работоспособности, обучающихся 11-х классов, со структурой и интенсивностью двигательной деятельности в различные периоды учебного года.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ состояния исследования умственной работоспособности обучающихся как психолого- педагогической проблемы.
2. Выявить особенности влияния различных по структуре и интенсивности физических нагрузок на умственную работоспособность обучающихся 11-го класса.
3. Установить оптимальные соотношения умственной работоспособности с различными по структуре и интенсивности систематически выполняемыми двигательными действиями.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия физической культурой и спортом будут оказывать положительное влияние на повышение интеллектуальных способностей обучающихся 11-го класса, если структура и интенсивность, используемых в двигательной деятельности нагрузок, будет соответствовать их функциональным возможностям в различные периода учебного года....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у обучающихся. Установлены положительные изменения ряда психических показателей, характеризующих умственную работоспособность у занимающихся спортом по отношению к не занимающимися. У обучающихся, систематически выполняющих
физические нагрузки, в течение всего учебного года отмечается положительная статистически достоверная динамика устойчивости и концентрации внимания в сравнении с обучающимися ведущими пассивный образ жизни. К концу учебного года у не занимающихся спортом снижаются точность выполнения задания, устойчивость и концентрация внимания, что свидетельствует о наступлении утомления в коре головного мозга и как следствие этого снижение умственной работоспособности.
Полученные нами экспериментальные данные подтверждают
результаты проведенных ранее рядом авторов исследований
свидетельствующих о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка [30], наличии достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств [22],
состоянии умственной работоспособности [5].
Эти взаимосвязи основаны на том, что мышечная и мозговая деятельность человека протекают в неразрывном единстве и взаимовлиянии. Как показывают наши исследования, что между характером двигательной деятельности и умственной работоспособностью существуют корреляционные взаимоотношения.
Биологическое обоснование данного положения было сделано И. М. Сеченовым, отмечавшего что «всё многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Физиологический механизм данного положения обуславливается мощной афферентацией, поступающей в процессе двигательной деятельности от проприорецепторов мышц, суставов, связок, рецепторов внутренних органов в кору больших полушарий. На этой основе кора формирует функциональную систему, объединяющую отдельные структуры головного мозга, все моторные уровни ЦНС и избирательно мобилизирующую отдельные мышечные группы. Одновременно нейрогенное звено управления воздействует на центры, регулирующие кровообращение, дыхание, другие вегетативные функции, гормональное звено.
Безусловно, что положительное влияние двигательной деятельности на умственную работоспособность происходит только при соответствии физических нагрузок индивидуальным особенностям организма обучающихся.


1. Michael Blume Acrobatics for Children and Teenagers /Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd, Garsington, United Kingdom Published: 1st Nov 2013. -4с.
2. Paul Collins, Speed for Sport. / Oxford: Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd.,
2009. - 206с.
3. Барчуков И. С. Физическая культура: учебник / И. С. Барчуков ; ред. Н. Н. Маликов. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 528 с.
4. Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. - 2013. - №. 10.
5. Бордуков М.И.Возрастные особенностями регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств учащихся: учебно­методическое пособие Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018.- С. 327.
6. Володина В.С., Савчук А.Н. Теория и методика физического
воспитания школьников: Учебное пособие. - М., 2014.
7. Воробьев В.И. - Определение физической работоспособности
спортсменов: Учебное пособие. - М., 2008.-154с.
8. Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 433 с.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М: «Академия», 2002.- 288с.
10. Дж Ф. и др. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников. - 2013.
11. Дмитриева Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c
12. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - М.: Академия, 2008. - 272с.
13. Журнал Вестник спортивной науки. Научно методическое пособие -
М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта» г. Москва. 2017. - 78с.
14. Журнал Организация физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы / Сиб. федерал. ун-т ; сост. А.И. Чикуров. - Красноярск: СФУ, 2012. - 114 с.
15. Журнал Теория и практика физической культуры. Научно
методическое пособие. Г. Москва. 2015. - 104с.....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ