Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ»)

Работа №63340

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Проектная деятельность - педагогическая технология, применяемая в
современном образовательном процессе 7
1.2 Особенности организации проектной деятельности в школе в условиях
реализации ФГОС 8
1.3 Теоретическая база проектной деятельности учащихся, направленной на выявление зависимости уровня физического и физиологического развития подростков от уровня их двигательной активности 13
1.3.1 Особенности физического развития подростков 16
1.3.2 Особенности дыхательной и кровеносной систем подростков 23
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Сегодня, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта четко определена цель современного образования - воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условий для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию [50].
Социальный заказ общества к школе в настоящее время заключается в том, что она призвана готовить молодых людей способных адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, приносить пользу себе и окружающим, постоянно самосовершенствоваться. Современному обществу необходимы здоровые, нравственные, коммуникабельные, творческие и инициативные люди, которые могут самостоятельно организовывать, осуществлять и корректировать свою деятельность, прогнозируя её возможные последствия, способные работать в коллективе, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за свои действия и поступки. В настоящее время, чрезвычайно важным является то, что школьник должен стать не просто образованным в разных отраслях знаний - он должен научиться применять полученные на уроках и во время внеурочной деятельности знания, для решения той или иной проблемной ситуации. Иными словами, ребенок, выйдя из стен школы, должен обладать такими качествами, которые могли бы поспособствовать ему, влиться в социальную жизнь общества, раскрыть свой личностный потенциал, найти свое истинное предназначение.
Таким образом, можно смело говорить о том, что, в первостепенные обязанности школы, сегодня, входит регулярная работа по сохранению здоровья, развитию интеллекта и эмоционально чувственной сферы ребенка, социально-личностную адаптацию. Стоит отметить, что для того, чтобы добиться данного результата, необходимо чтобы каждый педагог, числящийся в рядах образовательного учреждения, регулярно и эффективно работал именно по формированию этих качеств у учащихся, а не просто передавал знания в той или иной учебной области. Именно поэтому, мы считаем, что современный образовательный процесс требует немедленного преобразования и перестройки.
Проанализировав различные методики преподавания биологии в школе, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным средством достижения поставленной цели при организации процесса обучения биологии может послужить систематическое применение исследовательской проектной деятельности. Поэтому перед современным педагогом лежит очень важная и трудная задача - создать такую обстановку на уроке, в которой через исследовательскую проектную деятельность учащиеся смогут реализовать свой творческий и учебный потенциал. При этом на первый план выдвигается не столько проблема прочности приобретённых учащимися биологических знаний, которые в большинстве своём быстро устаревают, сколько умение учащихся самостоятельно добывать эти знания, постоянно их совершенствовать и дополнять.
С определённой долей уверенности мы можем говорить о том, что превалирующая до сих пор в школе традиционная классно-урочная система не в полной мере способствует разностороннему развитию личности школьника. Поэтому вопрос об использовании, при организации учебно-воспитательного процесса, необычных и интересных для учащихся методов, таких как, например, метод проектного обучения -в настоящее время является весьма актуальным.
Цель исследования: организация проектной деятельности учащихся по биологии на примере темы: «Особенности физического и физиологического развития подростков».
Задачи исследования:
1. Познакомить учащихся с основными этапами и особенностями проектной деятельности и сформировать у них умение проводить экспериментальное исследование на примере изучения состояния физического и физиологического развития подростков.
2. Провести анализ состояния физического развития подростков МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» в течение 2016-2017 учебного года.
3. Изучить совместно с учащимися влияние технологии увеличения двигательной активности, интегрированной в учебно -воспитательный процесс, на физическое и физиологическое развитие школьников.
Объект исследования: организация проектной деятельности учащихся по биологии.
Предмет исследования: организация проектной деятельности
учащихся по биологии на примере темы: «Особенности физического и физиологического развития подростков».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Метод проектов - педагогическая технология, обладающая способностью легко встраиваться в современный образовательный процесс, при этом улучшая его результаты путем самостоятельной и творческой работы учащихся над проектом.
2. Исследование особенностей физического и физиологического развития подростков совместно с учащимися способствует лучшему пониманию ими механизма функционирования организма человека.
3. Увеличение двигательной активности подростков способно оказать положительное влияние на развитие его систем органов.
Научная новизна результатов исследования
Получены данные об особенностях физического и физиологического развития школьников - подростков МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко». Показано, что на изучаемые показатели учащихся положительное влияние оказывают занятия в военно-патриотическом клубе.
Практическая значимость работы
Проведенное исследование показателей физического и физиологического развития подростков учащимися 8-х классов способствовало лучшему пониманию и усвоению ими материала в курсе «Человек и его здоровье».
Внедрение в школьную практику результатов данного исследования способствует решению важной задачи современного образовательного процесса - оптимизации здоровья и правильной организации учебного дня школьника.
Внедрение результатов в практику
Результаты работы внедрены в педагогическую практику МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» и были использованы педагогами при организации урочной и внеурочной деятельности с учащимися, в том числе и при подготовке проектов по биологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе исследовательской деятельности учащиеся познакомились с основными этапами проектной деятельности такими как: целеполагание, планирование, создание проекта (исследование, эксперимент), контроль и коррекция результата исследования, презентация проекта (выступление с готовым продуктом) и рефлексия. Также было установлено, что метод проектов при изучении биологии способствует повышению уровня познавательной активности к изучению предмета и позволяет углубить имеющиеся у учащихся знания по теме проекта.
2. У подростков Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» показатели физического развития находятся в пределах границ физиологической нормы как в начале, так и в конце учебного года.
3. В конце года по сравнению с началом, у испытуемых произошли достоверные изменения системы внешнего дыхания:
- у девушек и мальчиков, занимающихся в военно-патриотическом клубе, увеличились показатели резервного объёма выдоха;
- у мальчиков контрольной группы эти показатели, наоборот, снизились.
Полученные фактические данные позволяют нам утверждать, что регулярная двигательная активность подростка способствует формированию более развитой системы дыхания.



1. Аветисян Л.Р., Кочарова С.Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария, 2001. - № 6. - С. 48-49.
2. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Агаджанян Н.А., Боявский Р.М., Берсенева А.Г. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 204 с.
3. Агаджанян И.А., Тель Л.З., В.И. Циркин, Чеснокова С.А.. Физиология человека. - М.: Изд-во НГМА, 2001. - 526 с.
4. Акулич Н.В. Человек и его здоровье: учеб. пособие /Акулич Н.В., Мащенко Н.В. - Могилев. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2000. - 160с.
5. Аршавский И.А. Физиологические механизмы индивидуального развития.
- М.: Наука, 1982. - С. 270.
6. Айзман Р.И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене/ Айзман Р.И., Ширигова В.М. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во,
2002. - 133 с.
7. Баранов А.А., Кучма В.Р. и др. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов (выпуск VI). Под ред.акад. А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучма. - М: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. - 192 с.
8. Баранов А.А., Сухарева Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - № 5.- С. 14-20
9. Баранов А.А , Ямпольская Ю.А. Особенности физического развития подростков / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - С. 159-169.
10. Басманова Е.Д., Перевощикова Н.К. Особенности физического развития детей в школах разного типа // Российский педиатрический журнал, 2009. - № 1.- С. 53-56.
11. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 416 с.
12. Березин И.И., Русакова Н.В., Кретова И.Г., Трифонова Е.А., Сидорова Е.Н. Комплексная оценка физического развития и состояния здоровья учащихся образовательных учреждений г. Самара // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «XV Всероссийский конгресс «Экология и здоровье». - Т. 12, № 1 (6), 2010. - С. 32-37.
13. Билич Г.Л., Назарова П.В. Основы валеологии (учебник). - СПб.: изд-во Фолиант, 2000. - 251 с.
14. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Силаев А.А., Попова О.Л. Физическое и психическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья // Журнал «Практика педиатра», 2008. - № 3. - С. 14-17.
15. Бреслав И.С., Волков И.И., Тамбовцева Р.В. Дыхание и мышечная активность человека в спорте. - М.: Советский спорт, 2013. - 336 с.
16. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - С.62.
17. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 132 с.
18. Вайнер Э.Н. Общая валеология. - Липецк: ЛГПИ, 1998. - 133 с.
19. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний. - М.: Академия, 2008. - 86 с.
20. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 572 с.
21. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: из-во Retorika, 2001. - 555 с.
22. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник.-М.: ВЛАДОС, 2008.
23. Ериков Л.В. Биомеханические свойства дыхательной системы подростков// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. Тезисы III Всесоюзной конференции «Физиология развития человека», 1985. - С.32-33.
24. Зайнеев М.М. Возрастные особенности реакции кардиореспираторной системы младших школьников на динамическую и изометрическую нагрузки в различные периоды учебного года. - М.: Казань, 2009. - 207 с.
25. Зайцева В.П. Здоровье человека и профилактика заболеваний: Учеб. Пособие. - Белгород, БелГТАСМ, БОЦМП, 1998. - 218 с.
26. Зайцев Г.К Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология, 1997. - №4. - С. 16-21.
27. Зайцев Г.К. Школьная валеология. - СПб.: Издательство «Акцидент», 1998. - 159 с.
28. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Душенина Т.В., Галеев А.Р. Комплексное,
лонгитудиальное исследование особенностей физического и
психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза // Физиология человека,
2003. - С.70.
29. Кончиц Н.С. Особенности гемодинамики у школьников 7-16 лет с разным уровнем двигательной активности, проживающих в условиях промышленного города и села // Сибирский педагогический журнал, 2006. - № 5. - С. 203-212.
30. Косовалова Л.В. Скрининг - диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях/ Косовалова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. - Новосибирск, 2003. - 240 с.
31. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание, 2007 . - № 3. - С. 46¬51.
32. Кузнецов В.И. Гемодинамические показатели сердечно-сосудистой системы у детей с учетом их конституционных особенностей // Физиология человека. - Т. 36. - № 4, 2010. - С. 72-79
33. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. - СПб.: «Норинт», 2002. - 960 с.
34. Липунова Е.А. Взаимосвязь физического развития подростков 14-15 лет с умственной работоспособностью и типом обучения. Приспособления организмов к действию экстремальных экологических факторов // Материалы VII Международной научно-практической конференции.- Белгород: изд-во БелГУ, 2002. - С. 29-38.
35. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М.: Медицина, 1986. - 196 с.
36. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.Н., Торочкова Т.Ю., Шитова Р.Я. Методика физического воспитания учащихся 1 -4 классов: учеб. пос.- М.: Просвещение, 1997. - С.192.
37. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. - Новосибирск.: Сибирское университетское издательство, 2009. - 398 с.
38. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология: в 2 т. Т1. Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для академического бакалавриата. - М.:Издательство «Юрайт», 2014. - 447 с.
39. Манюхин А.И., Кретова И.Г. Физическое развитие школьников в период получения среднего образования: монография. - Издатель «LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG», Германия, 2011. - 147 c.
40. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.- М.:Просвещение, 1963. - 223 с.
41. Мартынюк И.Э., Присный А.А. Морфофункциональные особенности системы внешнего дыхания школьников города Белгорода // Фундаментальные исследования, 2004. - № 2. - С. 14-140.
42. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования / Н.В. Матяш; под. ред. В.В. Рубцова. -
Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 2000. - 286 с.
43. Медведев П.А. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС : сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы». - Северодвинск, 2016 - 112 с.
44. Медведева С.А. Здоровьесбережение какинновационный аспект
современного образования: материалы Международной студенческой
электронной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18 апреля ФГАОУ ВПО«Рос. гос. проф. -пед. ун-т», 2014. - 523 с.
45. Обреимова Н.И, Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 2е изд, испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 284 с.
46. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М., 2005.- 89 с.
47. Покровский В.М, Коротько Г.Ф, Наточин Ю.В. и др. / Физиология человека/в 2-х томах. Т.1. Под ред. В.М. Покровского.- М.: Медицина , 2001.
- 448 с.
48. Покровский В.М, Коротько Г.Ф, Наточин Ю.В. и др. /Физиология человека /. в 2-х томах. Т.2. Под ред. Покровского В.М.-М.: Медицина, 2001.
- 368 с.
49. Попов В.Б. Интернет - технологии и развитие образования. - Воронеж, ВГПУ, 2001. - 173 с.
50. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
51. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности - путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С.184.
52. Рыбакова Т.К. Функциональное состояние школьников с заболеваниями дыхательных путей, 2012. - С.4.
53. Рябенко И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе». - М.: НТА «АПФН», 2003. - С. 144-151
54. Сазанова Т.В. Физическое развитие и состояние кардиореспираторной системы подростков пришлого населения г.Радужного. - Тюмень, 2002. - С.154.
55. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: Учебник для студ.образоват.учреждений сред.проф.образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 448 с.
56. Сердюковская Г.Н., Антропова Л.Т., Арносльди И.А. Клиника
заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. - М.:
Медицина, 1988. - 512 с.
57. Скоблина H.A. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях // Российский педиатрический журнал, 2008. - № З. - С. 29-31.
58. Соколов А.Я. Особенности физического развития детей и подростков Магадана/ Соколов А.Я., Шеверева Ю.Р//Гигиена и санитария, 2003. - №4. - С.40-43.
59. Соколов Г.В., Кузнецова Т.Д., Самбурова И.П. Возрастное развитие резервных и адаптивных возможностей системы дыхания / Физиология развития ребёнка. - М.: Медицина, 2000. - 184 с.
60. Ступницкая М. Учимся работать над проектом. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного цикла // Школьный психолог. 2007. - № 23. - С. 24-36.
61. Суворова А.В., Маймулов В.Г., Кумичев Ю.Г. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа вуз // Гигиена и санитария, 2000. - №3. - С.49-52.
62. Сухарева Л.М. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков/Л.М. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Ямпольская Ю.Я., Прусов П.К. // Гигиена и санитария, 2002. - №3. - С. 52¬55.
63. Трушкин А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). -Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 71 с.
64. Тульчинская В.Д. Здоровье детей. - Ростов-на-Дону:«ФЕНИКС», 2014.¬208 с.
65. Тупицын И.О., Андреева И.Г., Безобразова В.Н. с соавт. Развитие системы кровообращения //Физиология развития ребенка / Под ред. Безруких М.М., Фарбер Д.А. - М.: издательство НПО «От А до Я», 2000. - С. 1-148.
66. Усольцева Т.А. Состояние сердечно-сосудистой системы и физическая работоспособность подростков промышленного города. - Томск, 2009. - 157 с.
67. Федоров П.А. Показатели деятельности сердечнососудистой системы подростков и их адаптированность к условиям учебного процесса // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. - Ярославль, 2005. - № 2 . - С. 29-30.
68. Феррон Л.М. Современные представления о здоровье, ее связи со стилем и образом жизни. Влияние школьной среды на состояние здоровья учащихся // Школа здоровья, 2007. - № 3. - С. 54-61.
69. Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.-3-е изд. - М.: Республика, 2003. - С.623.
70. Чупакова Л. В. Адаптивные реакции системы дыхания у детей старшего школьного возраста жителей Европейского Севера в разные сезоны года / Чупакова Л.В. // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - 2010. - № 2. - С. 126.
71. Шауцукова Л.З. Физиология сердечно-сосудистой системы: Учебное пособие для студентов вузов. - Изд. Центр «Эльфа», 2005. - 184 с.
72. Шикота, И.И. Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи. Методические рекомендации / Под ред. проф. Лебединского В.Ю. - БИОФССиТ, Иркутск, 2002. - 24 с.
73. Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования 2-е изд.стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 336 с.
74. Ямпольская Ю.А., Година Е.З. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России // Российский педиатрический журнал, 2005. - № 2. - С. 30-38.
75. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище // Педиатрия, 2007. - № 5. - С. 69-72.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ