ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 .Характеристики понятия «познавательный интерес» 6
1.2. Особенности познавательного интереса в младшем школьном
возрасте 12
1 .Э.Методы, направленные на развитие познавательного интереса 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 .Общая организация и этапы исследования 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по исследованию
познавательного интереса младших школьников 34
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательного интереса
младших школьников 40
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение A 56
Приложение Б 57
Приложение В 59
Приложение Г 61
Каждый этап в развитии ребенка дает новые возможности развития: развитие способностей, умений, интересов и стремлений. Соответственно развиваются и интересы к тем или иным видам деятельности. В начале школьного обучения ребенок проявляет интерес практически ко всему, так как эта деятельность новая. Имеет большое значение и сам процесс важности поднятия руки, ответа на уроке, первая похвала и первые успехи, новые знакомства и новый статус. Постепенно интересы младшего школьника уточняются и группируются к одной области деятельности. Те или иные предметы и кружки нравятся в большей или меньшей степени, появляются приоритеты.
Ко второму классу круг интересов сужается, и углубленное занятие осуществляется во внеклассной деятельности, дополнительных секциях и кружках. Ребенок начинает проявлять самостоятельную поисковую активность. Познавательный интерес становятся более глубокими и устойчивыми, интересуют не просто факты, а также источники и причины возникновения рассматриваемых явлений.
Интересы детей выражаются в их деятельности, стремлении к этой деятельности, выделении ее из других видов занятий. Интересы изучаются психологами и педагогами с начала XX века. Среди отечественных ученых можно выделить Л.И. Божович, А.К. Дусавицкого, В.В. Давыдова, ИВ. Дубровину, А. А. Любимову, А.П. Нечаева.
Интерес ребенка является в понимании Л. С. Выготского самым сильным стимулом обучения - мотивом учения. Его можно определить и как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности. Являясь эмоциональным отношением школьника к предмету изучения, познавательный интерес выступает верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, что активность и умственное напряжение ребенка на уроке не столь утомляют, как безделье, а наоборот даже стимулируют и ободряют. До наших дней форма организации обучения остается прежней, это - урок. Для преподавателя это не просто время внесения нового в жизнь учащихся, но и визитная карточка собственной личности. От того, насколько грамотно учитель определил цель преподаваемого им урока, сумел подобрать нужные объекты, спроецировал адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, и, конечно же, интерес к его предмету. В этом педагогу помогает в меру осуществляемая связь и использование традиционных и инновационных методов и приемов обучения.
Поэтому так важно в работе педагога учитывать интересы детей. В педагогической практике необходимо в первую очередь заинтересовать школьника, обнаружить у него склонности и силы для выполнения этой деятельности и только потом призывать ученика к действиям, требовать выполнения задач. Если же ученик желает участвовать в деятельности, то учителя только остается управлять и направлять его работу.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой следующие задачи:
1. Формирование способности к обучению.
2. Формирование способности к самообучению.
Таким образом, проблему развития познавательного интереса младших школьников можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования, т.е. методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Эти и другие процессы обусловливают необходимость дополнительного изучения особенностей возникновения и развития познавательного интереса у современных школьников.
Актуальность исследования: отсутствие единого понимания познавательного интереса современного младшего школьника и способов использования знаний об особенностях интереса в современном образовании с учётом потребностей детей и общества.
Цель исследования: выявить особенности познавательного интереса младших школьников и разработать методические рекомендации.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: особенности познавательного интереса младших школьников.
...
Школьное обучение отличается от дошкольного наличием обязательств и требований, за которые ребенок несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знание, общее для всех детей. Познавательный интерес складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам рассмотреть различные подходы к определению познавательного интереса и сделать выводы, касающиеся сущности понятия, структуры познавательного интереса, этапов его формирования, особенностей его развития в младшем школьном возрасте, а также существующих методов и приёмов работы, позволяющих развивать познавательный интерес в урочной и внеурочной деятельности.
Изучение вопроса интереса начинается с общих позиций и приходит к учению. А именно: интерес в первую очередь стимулирует познавательную активность личности. Интересы складываются вследствие организации у учащихся тех или иных способностей, природных способностей. Данный процесс представляется очень сложной работой, включающей в себя изучение наличного интереса учащихся и предпочтений учителя, социальных условиях и запросах.
Формирование у младших школьников потребности в усвоении теоретических знаний, выражающейся в потребности в учебной деятельности, конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения познавательных действий.
Мотивы познавательных действий побуждают школьников, прежде всего к овладению способами построения теоретических знаний. При выполнении познавательных действий школьники овладевают способами построения тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей и норм и усваивают их содержание посредством этих способов.
Таким образом, развитие познавательных мотивов тесно связано с формированием и развитием познавательного интереса, который обогащают личностную сферу ребенка и с появлением новых знаний вырастают в познавательные мотивы деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте активизируется учебная потребность. Ребенок обладает для этого необходимыми психическими функциями: устойчивостью внимания, умением переключаться, развитыми видами мышления. Дети могут осознано объяснить, какой предмет им нравится и почему.
Младшим школьникам свойственно возникновение различных вопросов, требующих практического и теоретического решения. Сфера интересов ребенка значительно расширяется - раздвигаются ее временные и пространственные рамки. Появляется интерес к прошлому и будущему.
Интересы развиваются постепенно, что отличает младшего школьника от других этапов. Так для первых и вторых классов свойственны интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям, а для последующего возраста примеримы интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями.
Интересы младшего школьника разнообразны и подвержены формированию и изменениям. Главная задача школы и семьи - помочь расшить и углубить эти интересы. Награды, наказания, страх не лучшие советчики для формирования интереса к учебе. Развитию интереса к учению способствует увлеченность предметом самого преподавателя, умение преподнести и использовать приемы, в том числе и интерактивные и игровые, ставить проблемные ситуации, доверять ученику.
Познавательный интерес напрямую зависит от потребности, находящейся на уровне качественно приобретаемых знаний, умений, способов умственной деятельности, и также возникающих отношений между школьником и учителем.
Экспериментальное исследование показало, что большинство обучающихся обладают средним и низким уровнями познавательного интереса, что свидетельствует о недостаточном развитии данного аспекта личности. В связи с этим развитие познавательного интереса, как необходимого условия успешной учебной деятельности детей приобретает особую важность.
Таким образом, наша гипотеза о том, что познавательный интерес младших школьников имеет особенности и проявляется через: активную познавательную деятельность на уроках; стремление к самостоятельному получению новых знаний и увлечённость своими переживаниями и деятельностью сверстника подтвердилась частично.
1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974. - С. 394.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 1968. - С. 464.
3. Бунеев Р.Н. Современный ученик // Начальная школа плюс до и после. - 2002. - № 12
4. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. - М., 2009. 22 с.
5. Бурминская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка - М., 2005. 656 с.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512
7. Дибленкова А.Н. Как реализовать принцип психологической
комфортности на уроках / Начальная школа «Плюс, до и после» №8, 2008
8. Джедарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности - М., 1974. - 216 с.
9. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М., 1999. - 320 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2002.- 356 с.
11. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. -
2000.
12. Капустина Н.Г. Познавательные интересы младших школьников / Начальная школа «Плюс, до и после» №2, 2005
13. Копытова Л. А. Процесс познания должен идти «от ученика». / Начальная школа «Плюс, до и после» №2, 2005.
14. Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий. - Волгоград, 2010.
15. Коменский.Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 11 .М. 1939, с.323
... всего 60 источников