Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Работа №14857

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
971
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы организации исследовательской деятельности
младших школьников по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность исследовательской деятельности 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников 17
1.3. Характеристика педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации
исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» 31
2.1. Выявление уровня сформированности исследовательских умений младших школьников 32
2.2. Реализация комплекса занятий по организации исследовательской
деятельности младших школьников 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 53
Список литературы и информационных источников 55
Приложения 60


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит новые цели обучения. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самосовершенствовании.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников невозможно без включения их в исследовательскую деятельность. В исследовательской деятельности развиваются способности детей работать как индивидуально, так и в команде, умение принимать решения и делать выводы. В процессе исследовательской деятельности развивается логика и самостоятельность детей. Исследовательская деятельность младших школьников может быть организована в рамках изучения различных предметов, в том числе предмета «Окружающий мир».
Психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны Л.А. Казанцевой, А.В. Леонтовича, Г.В. Макотровой, А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым и др. Вопросы организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении окружающего мира разрабатывались
З.А. Клепининой, Е.Ф. Козиной, А.А. Плешаковым и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики
педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Гипотеза: организация исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- организация наблюдений за объектами и процессами природы;
- использование на уроках заданий по выявлению причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов;
- организация практической и опытной работы младших школьников на уроках с коллекциями, приборами, географическими картами и пр.;
- включение младших школьников в проектную деятельность по исследованию природных процессов и явлений и др.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность исследовательской деятельности.
2. Провести анализ содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А.Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников.
3. Дать характеристику педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровень сформированности исследовательских умений младших школьников.
5. Реализовать комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников, провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня сформированности исследовательских умений младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Луговская средняя общеобразовательная школа» Зонального района Алтайского края.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» может использоваться в практике учителей начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 27 апреля 2018 г.). Публикация в сборнике конференции: «Исследовательская деятельность в начальной школе».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»» раскрыта сущность исследовательской деятельности, представлен анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК) «Окружающий мир» А.А. Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников, охарактеризованы педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 51 наименование.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследовательская деятельность предполагает путь ребенка к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Составляющие исследовательской деятельности: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Исследовательскую деятельность младших школьников характеризуется активностью, сознательностью, предметностью, целенаправленностью и мотивированностью.
Организация исследовательской деятельности младших школьников возможна при изучении предмета «Окружающий мир». В УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова присутствует ряд заданий, направленных на организацию исследовательской деятельности младших школьников. Они могут быть дополнены при условии соблюдения ряда педагогических условий.
Организация исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» будет эффективной при соблюдаются ряда педагогических условий: организация наблюдений за объектами и процессами природы; использование на уроках заданий по выявлению причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов; организация практической и опытной работы младших школьников на уроках с коллекциями, приборами, географическими картами и пр.; включение младших школьников в проектную деятельность по исследованию природных процессов и явлений и др.
Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» была организована на базе МКОУ «Луговская СОШ» Зонального района Алтайского края.
На констатирующем этапе работы было установлено, что у обучающихся преобладают низкий и средний уровни сформированности исследовательских умений.
На формирующем этапе нами был реализован комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир». Занятия включали проектную деятельность, организацию наблюдений за объектами и процессами природы, практической и опытной работы младших школьников, задания на выявление причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в опытной группе.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что разработанный и реализованный нами комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир», является эффективным и практически значимым. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.



1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Педагогика, 2012. - 168 с.
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
3. Борщевская, А.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / А.Ю. Борщевская // Наука и школа. - 2013. - № 3.- С. 118-121.
4. Виноградова, Н. Каким должен быть процесс обучения в современной начальной школе? [Текст] / Н. Виноградова // Начальная школа - 1 сентября: газета. - 2014.- № 10.- С. 4-7.
5. Возможно ли участие младшего школьника в исследовательской деятельности? [Текст] / П.Т. Сотникова // Начальное образование. - 2013.- № 5.- С. 3-6.
6. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /
И.В. Дубровина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2012. - 672 с.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. - 512 с.
9. Гани, С.В. Развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / С.В. Гани // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием, в 2-х т. (Том 1). - СПб.: Питер, 2009. - С. 223¬225.
10. Давыдов, В.В.Психология младшего школьника [Электронный ресурс] / В.В. Давыдов. - Режим доступа: http://development2 (Дата обращения: 10.11.2017).
11. Дядинчук, Т.Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников [Текст] / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 95-97.
12. Ефимкина, Р.П. Младший школьный возраст (7-13 лет) [Электронный ресурс] / Р.П. Ефимкина. - Режим доступа: http: //development2005 (дата обращения: 10.11.2018).
13. Короткова, Н.А. Учение - процесс творческий [Текст] / Н.А. Короткова. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
14. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- 288 с.
15. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- 496 с.
16. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание[Текст]: учебник / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 230 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 2011. - 304 с.
18. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2007. - 86 с.
19. Люблинская, А.А. Детская психология [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://development2005.narod.ru/books/efim.htm (Дата
обращения: 01.02.2018).
20. Люсев, В.Н. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности: монография [Текст] / В.Н. Люсев, Т.П. Люсева, М.В. Корчагина. - Пенза: ПензГТУ, 2014. - 202 с.
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: книга для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2012. - 323 с.
22. Маркова, А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования. Формирование учебной деятельности [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 2010. - 290 с.
23. Модернизация образования в России [Текст]: хрестоматия. Ч. 3. / под ред. В.А. Козырева. - СПб.: Питер, 2012. - 260 с.
24. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
25. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 1-4 класса / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 340 с.
26. Плешаков А.А. Мир вокруг нас [Текст]: поурочные разработки: 2 кл. / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 141 c.
27. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для начальной школы [Текст]: книга для учителя / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 92 с.
28. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 кл. [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
29. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса: 1-4 кл. [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 92 с.
30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с.
31. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
32. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. - М.: Баласс, 2011. - 210 с.
33. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов средних пед. учеб, заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов,
B. И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2010. - 381 с.
34. ПоДДъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, конфликт [Текст] / Поддъяков А.Н. - М.: Просвещение, 2012. - 430 с.
35. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников.. .Такое возможно? [Текст] / Н.А. Разагатова. - Самара: Агни, 2015. - 88 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2010. - 720 с.
37. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Просвещение, 2012. - 434 с.
38. Семенова, Н.А.Исследовательская деятельность учащихся
[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://globuss24.ru/ (Дата
обращения: 03.03. 2018).
39. Ушинский, К.Д. Собран, соч. В 5-ти т. Т.З. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1989. - 510 с.
40. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.; Рига, 2000. - 187 с.
41. Чебыкина, Л.Г. Готовность младшего школьника к исследовательской работе [Текст] / Л.Г. Чебыкина // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 30-37.
42. Чернобай, С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (ФГОС) [Текст] / С.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2012. - 99 с.
43. Чутко, Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. [Текст] / Н.Я. Чутко. - М.: Просвещение, 2007. - 167 с.
44. Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талант [Текст] / В.Д. Шадриков, Е.А. Шашенкова // Исследовательская деятельность: словарь.- М.: МГУТУ, 2004. - С. 58-63.
45. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. - М.: Просвещение, 2007. - 180 с.
46. Шумакова, Н.Б.Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст] / Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.
47. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1999. - 208 с.
48. Эльконин, Д.Б. Психология обучения дошкольника и младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 2014. - 64 с.
49. Янгирова, В.М. Подготовка учителя к диагностике развития младшего школьника [Текст]: монография / В.М. Янгирова. - М.: Прометей, 2000. - 200 с.
50. Янгирова, В.М. Технология введения ФГОС начального общего образования [Текст]: учебно-методическое пособие / В.М. Янгирова, А.Г. Юнусова, Х.Я. Яппаров, Н.Н. Сандалова, С.Д. Максютова, Г.Г. Кунафина. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. - 206 с.
51. Янгирова, В.М. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров педагогики [Текст]: монография / В.М. Янгирова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ