Педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы организации исследовательской деятельности
младших школьников по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность исследовательской деятельности 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников 17
1.3. Характеристика педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации
исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» 31
2.1. Выявление уровня сформированности исследовательских умений младших школьников 32
2.2. Реализация комплекса занятий по организации исследовательской
деятельности младших школьников 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 53
Список литературы и информационных источников 55
Приложения 60
Глава I. Теоретические основы организации исследовательской деятельности
младших школьников по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность исследовательской деятельности 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников 17
1.3. Характеристика педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации
исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» 31
2.1. Выявление уровня сформированности исследовательских умений младших школьников 32
2.2. Реализация комплекса занятий по организации исследовательской
деятельности младших школьников 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 53
Список литературы и информационных источников 55
Приложения 60
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит новые цели обучения. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самосовершенствовании.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников невозможно без включения их в исследовательскую деятельность. В исследовательской деятельности развиваются способности детей работать как индивидуально, так и в команде, умение принимать решения и делать выводы. В процессе исследовательской деятельности развивается логика и самостоятельность детей. Исследовательская деятельность младших школьников может быть организована в рамках изучения различных предметов, в том числе предмета «Окружающий мир».
Психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны Л.А. Казанцевой, А.В. Леонтовича, Г.В. Макотровой, А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым и др. Вопросы организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении окружающего мира разрабатывались
З.А. Клепининой, Е.Ф. Козиной, А.А. Плешаковым и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики
педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Гипотеза: организация исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- организация наблюдений за объектами и процессами природы;
- использование на уроках заданий по выявлению причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов;
- организация практической и опытной работы младших школьников на уроках с коллекциями, приборами, географическими картами и пр.;
- включение младших школьников в проектную деятельность по исследованию природных процессов и явлений и др.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность исследовательской деятельности.
2. Провести анализ содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А.Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников.
3. Дать характеристику педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровень сформированности исследовательских умений младших школьников.
5. Реализовать комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников, провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня сформированности исследовательских умений младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Луговская средняя общеобразовательная школа» Зонального района Алтайского края.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» может использоваться в практике учителей начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 27 апреля 2018 г.). Публикация в сборнике конференции: «Исследовательская деятельность в начальной школе».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»» раскрыта сущность исследовательской деятельности, представлен анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК) «Окружающий мир» А.А. Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников, охарактеризованы педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 51 наименование.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников невозможно без включения их в исследовательскую деятельность. В исследовательской деятельности развиваются способности детей работать как индивидуально, так и в команде, умение принимать решения и делать выводы. В процессе исследовательской деятельности развивается логика и самостоятельность детей. Исследовательская деятельность младших школьников может быть организована в рамках изучения различных предметов, в том числе предмета «Окружающий мир».
Психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны Л.А. Казанцевой, А.В. Леонтовича, Г.В. Макотровой, А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым и др. Вопросы организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении окружающего мира разрабатывались
З.А. Клепининой, Е.Ф. Козиной, А.А. Плешаковым и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики
педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Гипотеза: организация исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- организация наблюдений за объектами и процессами природы;
- использование на уроках заданий по выявлению причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов;
- организация практической и опытной работы младших школьников на уроках с коллекциями, приборами, географическими картами и пр.;
- включение младших школьников в проектную деятельность по исследованию природных процессов и явлений и др.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность исследовательской деятельности.
2. Провести анализ содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А.Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников.
3. Дать характеристику педагогических условий организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровень сформированности исследовательских умений младших школьников.
5. Реализовать комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников, провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня сформированности исследовательских умений младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Луговская средняя общеобразовательная школа» Зонального района Алтайского края.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» может использоваться в практике учителей начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 27 апреля 2018 г.). Публикация в сборнике конференции: «Исследовательская деятельность в начальной школе».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»» раскрыта сущность исследовательской деятельности, представлен анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК) «Окружающий мир» А.А. Плешакова с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников, охарактеризованы педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 51 наименование.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Исследовательская деятельность предполагает путь ребенка к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Составляющие исследовательской деятельности: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Исследовательскую деятельность младших школьников характеризуется активностью, сознательностью, предметностью, целенаправленностью и мотивированностью.
Организация исследовательской деятельности младших школьников возможна при изучении предмета «Окружающий мир». В УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова присутствует ряд заданий, направленных на организацию исследовательской деятельности младших школьников. Они могут быть дополнены при условии соблюдения ряда педагогических условий.
Организация исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» будет эффективной при соблюдаются ряда педагогических условий: организация наблюдений за объектами и процессами природы; использование на уроках заданий по выявлению причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов; организация практической и опытной работы младших школьников на уроках с коллекциями, приборами, географическими картами и пр.; включение младших школьников в проектную деятельность по исследованию природных процессов и явлений и др.
Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» была организована на базе МКОУ «Луговская СОШ» Зонального района Алтайского края.
На констатирующем этапе работы было установлено, что у обучающихся преобладают низкий и средний уровни сформированности исследовательских умений.
На формирующем этапе нами был реализован комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир». Занятия включали проектную деятельность, организацию наблюдений за объектами и процессами природы, практической и опытной работы младших школьников, задания на выявление причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в опытной группе.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что разработанный и реализованный нами комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир», является эффективным и практически значимым. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Организация исследовательской деятельности младших школьников возможна при изучении предмета «Окружающий мир». В УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова присутствует ряд заданий, направленных на организацию исследовательской деятельности младших школьников. Они могут быть дополнены при условии соблюдения ряда педагогических условий.
Организация исследовательской деятельности младших школьников в системе урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» будет эффективной при соблюдаются ряда педагогических условий: организация наблюдений за объектами и процессами природы; использование на уроках заданий по выявлению причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов; организация практической и опытной работы младших школьников на уроках с коллекциями, приборами, географическими картами и пр.; включение младших школьников в проектную деятельность по исследованию природных процессов и явлений и др.
Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» была организована на базе МКОУ «Луговская СОШ» Зонального района Алтайского края.
На констатирующем этапе работы было установлено, что у обучающихся преобладают низкий и средний уровни сформированности исследовательских умений.
На формирующем этапе нами был реализован комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир». Занятия включали проектную деятельность, организацию наблюдений за объектами и процессами природы, практической и опытной работы младших школьников, задания на выявление причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в опытной группе.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что разработанный и реализованный нами комплекс занятий по организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир», является эффективным и практически значимым. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках по
предмету «Окружающий мир» во втором классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОПОР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Формирование у младших школьников ценностного отношения
к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Возможности уроков окружающего мира в развитии
исследовательских навыков младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Организация исследовательской деятельности по русскому языку с учащимися начальной школы
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Методические материалы к учебно-исследовательским заданиям для учащихся второго класса (на материале предмета «Окружающий мир»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



