Только Word
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Историко-педагогический аспект развития проблемы познавательного интереса школьников 7
1.2. Понятие «познавательный интерес», его структура и условия развития 13
1.3. Факторы формирования научно-познавательного интереса 19
1.4. Системный подход как метод развития познавательно-творческих способностей старшеклассников 26
2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ МЕТАЛЛУРГИИ МИРА 32
2.1. Научно-исследовательская деятельность как основной способ формирования научно-познавательного интереса старшеклассников к экономической географии 32
2.2. Формы организации научно-исследовательской работы старшеклассников (на примере географии металлургической промышленности мира) 36
2.3. Формирование научно-познавательного интереса в процессе проведения урока географии 39
2.4. Содержание темы и возможности систематических (групповых и индивидуальных) форм внеклассной работы: факультатив и проектная деятельность 46
2.5. Анализ добычи и производства цветных металлов и формирование навыков работы со статистическим материалом 53
2.6. Эпизодические формы: конференции, геосимпозиум, олимпиады и прочее 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Процесс социально-экономического переустройства общества всегда ведет к смене требований, предъявляемых образованию. Современная жизнь начала XXI в. диктует необходимость формирования человека творческого, способного принимать ответственность за то, что происходит с ним в окружающем его мире.
В настоящее время, проблема интереса, в том числе и познавательного, и его развития, решается на разных уровнях: социальном, философском, психологическом и педагогическом. На протяжении всего исторического процесса формирования педагогической мысли существовала проблема развития познавательного интереса. Ее исследованию посвятили свои труды основоположники педагогики: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо; отечественные педагоги-мыслители прошлого: А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Д.И. Писарев и другие.
Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.А. Гордон, В.Г. Иванов, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, Н.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в связи с новыми задачами, которые общество ставит перед образованием, проблема развития научно-познавательного интереса приобретает особую важность, так как познавательный интерес выступает в качестве средства, стимулирующего научно-исследовательскую деятельность и творческую активность личности.
Проблема исследования этого направления заключается в изучении педагогических условий развития научно-познавательного интереса старшеклассников в процессе преподавания социальной и экономической географии мира. Данная проблема определяется противоречием между возрастающей потребностью общества в совершенствовании системы образования, в развитии познавательных интересов ученика и его личности с одной стороны, и недостаточными возможностями современной школы, призванной решать эту практическую задачу, с другой, а также с естественным падением интереса к изучению экономической и социальной географии в старших классах.
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития научно-познавательного интереса старшеклассников в процессе научно-исследовательской деятельности (на примере изучения географии цветной металлургии).
Объектом исследования является научно-исследовательская деятельность школьников в процессе обучения экономической географии.
Предметом исследования выступают методические условия организации научно-исследовательской деятельности в курсе экономической географии мира.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• проанализировать состояние исследуемой проблемы в научно-методических публикациях;
• выявить сущность процесса развития познавательного интереса старшеклассников в ходе преподавания географии металлургической промышленности, определить его структуру и условия развития;
• определить место и роль географии металлургии мира в учебной деятельности;
• экспериментально проверить эффективность условий развития научно-познавательного интереса старшеклассников в процессе преподавания географии металлургии мира;....
В образовательном процессе научно-исследовательская деятельность способствует разнообразию видов деятельности обучающихся, усилению мотивации к изучению географии, как предмета, в целом, и курса социальной и экономической географии в частности.
В данной магистерской работе были рассмотрены историко-педагогический аспект проблемы; понятие познавательный интерес, его структура и условия развития; выявлено место экономической географии в учебной деятельности; проведена опытно-экспериментальная работа со старшеклассниками и разработаны методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности в курсе экономической географии мира. Изучив в работе формирование научно-познавательного интереса старшеклассников в процессе изучения географии металлургической промышленности, можно сделать определенные выводы.
В первой главе можно сделать вывод о том, что познавательный интерес изучался педагогами и психологами на протяжении долгого времени и с разных сторон, но каждое исследование рассматривает его лишь как часть общей проблемы развития и воспитания.
Научно-познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как устойчивую черту личности, как мотив учения и как средство обучения. Для того чтобы стимулировать научно-исследовательскую деятельность старшеклассника нужно постоянно возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как черту личности, и как мотив, и как средство обучения.
Также в первой главе выявлены четыре уровня познавательного интереса. Которыми являются: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Основной задачей учителя является определение стадии развития познавательного интереса у каждого ученика, с целью дальнейшего укрепления научно-познавательного интереса к предмету (географии) и его последующего роста. Есть определенная взаимосвязь проблем воспитания научно-познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения географии.
Во второй главе – выделены условия организации научно-исследовательской деятельности, а также основные требования для формирования научно-познавательного процесса, такие как: опора на мыслительную деятельность старшеклассников, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.
Научно-исследовательская деятельность в области изучения географии металлургии мира, и не только, позволяет решить комплекс задач учебно-воспитательного характера. У школьников закладывается способность правильно воспринимать смысл рационального природопользования, умножения естественных ресурсов и их охраны, осуществляется экономическое воспитание, формируются многие практические навыки и умения, а также прививается любовь к природе. Обучающиеся учатся находить и обрабатывать исходный материал, а затем оформлять результаты.
Стоит ответить важность использования научно-исследовательской деятельности во внеклассной работе. В результате исследования выяснилось, что в школах с хорошо организованной внеклассной работой значительно выше и научно-методический уровень преподавании географии и, собственно, успеваемость учеников по данному предмету. Научно-исследовательская деятельность по экономической географии содействует увеличению престижа предмета в целом, пробуждает интерес к науке.
В этой главе разработаны задания, которые можно использовать на уроках и во внеклассной работе, они способствуют развитию научно-исследовательской деятельности старшеклассников в процессе изучения экономической и социальной географии. В основе заданий лежат такие принципы: актуальность дидактического материала, коллективность и соревновательность....
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. № 1, 2014. – 74 с.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 2015. – 240 с.
3. Ассонова Г.С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии России. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
4. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения. – М.: Педагогика, 2014. – 128 с.
5. Барабанов В.В. В помощь учителю географии. – СПб.: Владос, 2016. – 210 с.
6. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2017. – 114 с.
7. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 274 с.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.
9. Волкова В.Н., Денисов А.А.Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 616 с.
10. Душина И.В. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов / Душина И.В., Пяутнин В.Б., Таможня Е.А. – М.: Астрель, 2014. – 203 с.
11. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 2015. – 160 с.
12. Загвязинский В.И. Познавательный интерес в системе движущих сил учебного процесса. – М.: Академия, 2014. – 89 с.
13. Иванова С.А., старший преподаватель кафедры географии биолого-географического факультета ЯГУ им. Аммосова М.Н. «Использование статистических методов в обучении географии» // «География и экология в школе 21 века». №5. – 2014. – 67 с.
14. Капранова В.А. История педагогики в лицах. – М: ИНФРА–М, 2017. – 175 с.
15. Касаткина Н.А. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-10 классах/ Волгоград: учитель, 2014. – 156 с....54