Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследовательская деятельность школьников для изучения антропогенных изменений с использованием тематических карт Висимского заповедника

Работа №99554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Содержание понятия «исследовательская деятельность» 8
1.2. Этапы организации исследовательской деятельности обучающихся 11
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА И ХАРАКТЕРИСТИКА АНТРОПОГЕННЫХ
ЛАНДШАФТОВ ВИСИМСКОГО ЗАПОВЕДНИКА 27
2.1. Географическое положение 27
2.2. Геологическое строение и рельеф 29
2.3. Климат 32
2.4. Природные воды 33
2.5. Почвенно-растительный покров 34
2.6. Животный мир 39
2.7. Характеристика антропогенных ландшафтов 41
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ВИСИМСКОГО ЗАПОВЕДНИКА 45
3.1. Организации исследовательской деятельности школьников на особо
охраняемых природных территориях 45
3.2. Использование тематических карт Висимского заповедника для
организации исследовательской деятельности школьников 51
3.3 Анализ исследовательской деятельности школьников 54
Заключение 60
Литература 61
Приложения 67


Актуальность темы исследования. В настоящее время антропогенное воздействие на природную среду достигло глобальных масштабов, а это приводит к значительной трансформации природных комплексов. Многие уникальные и типичные природные объекты, ценные в научном, эстетическом, просветительном, оздоровительном и хозяйственном отношениях в связи с дальнейшим возрастанием антропогенной нагрузки, могут быть утрачены безвозвратно. Поэтому остро встаёт вопрос, связанный с решением проблемы поддержания устойчивости географической оболочки и ландшафтного разнообразия. В связи с этим одним из способов решения этой проблемы является создание научно-обоснованной функциональной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), направленной на сохранение типичных природных комплексов.
В этой связи актуальным является характеристика структуры антропогенных модификаций, которая помогла бы ранжировать преобразованные ландшафтные выделы. Организация исследовательской деятельности школьников на особо охраняемых природных территориях актуальна именно сегодня, поскольку проблема изучения и сохранения биоразнообразия является ведущей в современной мире.
Ландшафтное картографирование имеет большое научное и практическое значение. Научное значение заключается в том, что карта выделяет ландшафтные районы «снизу», которые затем могут быть объединены в единицы более высокого ранга. Кроме того, она служит основой для создания множества разнообразных по направлению и научной значимости тематических карт Ландшафтная карта представляет собой важнейшую основу для теоретических обобщений в физической географии.
Висимский биосферный заповедник является базой для широкого круга исследований, проводящихся как специалистами многих научно-исследовательских организаций, так и его научными сотрудниками.
процесс организации исследовательской деятельности школьников с использованием тематических карт.
Предмет исследования - сравнение и анализ тематических карт Висимского заповедника.
Цель исследования: организовать исследовательскую деятельность школьников для изучения антропогенных изменений с использованием тематических карт Висимского заповедника.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие исследовательской деятельности обучающихся;
2) проанализировать специфику и этапы исследовательской деятельности обучающихся;
3) на основе анализа специализированной научно-методической литературы, рассмотреть физико-географические условия территории Висимского заповедника;
4) изучить аспекты физико-географического районирования территории;
5) использовать космические снимки для сравнения их с тематическими картами территории Висимского заповедника;
6) Провести анализ результатов исследований школьников.
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что при изучении физико-географических особенностей территории Висимского заповедника, впервые обучающимися были проведены исследования с использованием тематических карт и космических снимков Висимского заповедника.
Практическая значимость работы заключается в формировании комплекса взаимосвязанных заданий, предназначенных для изучения особенностей геологического строения, рельефа, климатических условий, почвенного состава, геоботанических условий и влияния антропогенной деятельности с использованием тематических карт и космических снимков территории Висимского заповедника при организации исследовательской деятельности обучающихся.
Анализ используемой литературы.
При написании первой главы работы использовались труды классиков отечественной психологии и педагогики, посвященные развитию исследовательской деятельности и мыслительных способностей. Прежде всего, здесь следует назвать работы А.Н. Леонтьева, П. Павлова, Д.Б. Эльконина. Проблемы исследовательской деятельности изучали такие авторы, как М.Н. Арцев, И.А. Букреева, А.В. Леонтович, А.С. Обухов и др.
При написании второй главы, а именно при характеристике природных условий Висимского заповедника, в большей части использовались: «Физико-географическое районирование Свердловской области часть I» В. И. Прокаева (1976), «Заповедные места Свердловской области» Н.П. Архиповой (1984). Для характеристики почвенных условий использовано пособие «Почвы Свердловской области» Ф.Г. Гафурова (2008), статья В.Н. Фирсовой «Оценка особенностей почвообразования по гумусному состоянию и содержанию форм железа в почвах Висимского заповедника» (1987). Было также использовано пособие «Геология СССР Том XII. Пермская, Свердловская, Челябинская и Курганская области» (1969), которое дало исчерпывающую информацию по геологическому описанию изучаемой местности.
Кроме этого, при проведении данного исследования была изучена и проанализирована литература по методике ландшафтных исследований и ландшафтному картографированию. Актуальную и полезную информацию удалось почерпнуть из сборника «Физико-географическое районирование и ландшафты Свердловской области» (2016).
Также при написании работы были задействованы электронные ресурсы. Некоторые из них: Официальный сайт Висимского заповедника (http://visimskiy.ru/, 25.05.2017), Сайт особо охраняемых природных территорий России (http://oopt.info/25.05.2017), Научная библиотека диссертаций и авторефератов (http://www.dissercat.com3, 25.05.2017).
Методы исследований. В работе применен комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов и приемов научного познания, таких как:
- наблюдение;
- теоретический анализ;
- обобщение научной литературы;
- выделение и синтез главных компонентов;
Ведущая роль же принадлежит картографическому методу, который включает:
- изучение и анализ готовых картографических произведений;
- визуальный и картометрический анализ полученных картографических материалов.
Апробация работы и публикации. Основные положения работы были доложены на ежегодной студенческой научной конференции факультета ГБФ УрГПУ. По теме выпускной квалификационной работы имеется публикация: в сборнике статей за 2015 год ««Исследования природных и социально-экономических систем и проблемы естественнонаучного образования». Также тезисы работы были представлены на XVIII и XVIV Областных конкурсах НИРС «Научный Олимп» по направлению «Естественные науки». Кроме того, тезисы работы были представлены на конкурсе в Абхазии.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, включает в себя также список литературы и приложения. Первая глава посвящена проблемам организации - исследовательской деятельности обучающихся. Во второй главе приводится физико-географическая характеристика, которая включает, как общие, так и некоторые частные черты природы исследуемой территории, а также представлена характеристика антропогенных ландшафтов. Третья глава рассматривает вопросы организации и проведения исследований школьников с использованием тематических карт, а также анализ исследовательской деятельности школьников.
Диссертация изложена на 60 страницах основного текста, содержит 6 рисунков, 7 приложений. Для написания работы потребовалось использование 64 литературных источников

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследовательская деятельность школьников - это организованная творческая и познавательная работа обучающихся, соответствующая по своей структуре научной деятельности и формирующая в результате исследовательские умения, познавательные мотивы, способность усвоению новых знаний и способов деятельности. С обучающимися 8 классов при изучении физико-географических особенностей территории Висимского заповедника была организована исследовательская деятельность с использованием тематических карт и космических снимков данной территории.
Результатами проведённой работы можно считать следующее:
1. Рассмотрено и раскрыто понятие исследовательской деятельности обучающихся при изучении и анализе соответствующей психо лого- педагогической и научной литературе;
2. Проанализирована специфика и этапы исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. А каждый этап способствует формированию и закреплению определенных исследовательских умений и навыков обучающихся;
3. На основе анализа специализированной научно-методической литературы, рассмотрены физико-географические условия территории Висимского заповедника;
4. Изучены аспекты физико-географического районирования территории;
5. Разработаны исследовательские задания для изучения физико-географических особенностей территорий школьниками с использованием тематических карт и космических снимков;
6. Проанализированы полученные результаты исследовательской работы школьников и описано влияние на развитие обучающихся. Доказана возможность внесения вклада в развитие исследовательских способностей учащихся.
Практическая значимость работы заключается в формировании комплекса взаимосвязанных заданий, предназначенных для изучения особенностей геологического строения, рельефа, климатических условий, почвенного состава, геоботанических условий и влияния антропогенной деятельности с использованием тематических карт и космических снимков территории Висимского заповедника при организации исследовательской деятельности обучающихся.



1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ РФ N 273 от 29 декабря 2012 г.// Российская газета. - 2012. - № 34. - С. 2-3.
2. Об особо охраняемых природных территориях Свердловской области. Закон Свердловской области № 105 от 21.11.2005.
3. Об особо охраняемых природных территориях. ФЗ закон РФ № 33 от 15.02.1995, в ред. ФЗ РФ №196 от 30.12.2001. - М.: Юрайт, 2013.
4. Устав Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1698 от 23 мая 2011.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения. Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование. - URL: http:ZZstandart.edu.ru
6. Андрианова Г. А. Целеполагание и целевыполнение субъектов инновационной деятельности в системе эвристического обучения / Г.А. Андрианова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект: сб.научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2009. - С. 32-38.
7. Архипова, Н. П. Заповедные места Свердловской области / Н. П. Архипова. - Свердловск: «Средне-уральское книжное издательство», 1984. - 160 с.
8. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев ZZ Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4-29.
9. Большаков, В. Н. Предложения к Резолюции научной конференции «Экологические исследования в Висимском биосферном заповеднике» / В. Н. Большаков, А. С. Мишин // Экологические исследования в Висимском биосферном заповеднике. — Екатеринбург, 2006. - С. 41 -43.
10. Большаков, В. Н. Реализация Севильской стратегии в Висимском биосферном заповеднике / В. Н. Большаков, А. С. Мишин, Ю. Ф. Марин // Экологические исследования в Висимском биосферном заповеднике. — Екатеринбург, 2006. - С. 9-13.
11. Борзов, А. А. Геоморфология Европейской части СССР:
Орографический и геоморфологический очерк Европейской части СССР / А. А. Борзов. - М.: 1934.
12. Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 309-312.
13. Воробейчик, Е. Л. Исследование мелких млекопитающих Висимского заповедника: вклад в популяционную экотоксикологию / Е. Л. Воробейчик [и др.] // Экологические исследования в Висимском биосферном заповеднике. — Екатеринбург, 2006. — с. 108 -129.
14. Гафуров, Ф. Г. Почвы Свердловской области / Ф. Г. Гафуров. - М. : Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 396 с.
15. Геология СССР: Том XII. Пермская, Свердловская, Челябинская и Курганская области / Под редакцией А. В. Сидоренко. - М.: Изд-во «Недра», 1969. - 723 с.
16. Гурьевских, О. Ю. Ландшафтные основы формирования системы особо охраняемых природных территорий Свердловской области: дис. канд. геогр. наук / О. Ю. Гурьевских; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 222 с.
17. Гурьевских, О. Ю., Капустин, В. Г., Скок, Н. В., Янцер, О. В. Физико-географическое районирование и ландшафты Свердловской области: коллективная монография / под редакцией Гурьевских О.Ю.; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2016. — 280 с.
18. Доброхотов А. Л. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под редакцией В. С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001. - Т. 1. - 427 с.
19. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.:
Издательства: Университетская книга, Логос, 2009. - 495 с.
20. Зубарева Р. С. Лесорастительные условия и типы темнохвойных лесов горной полосы Среднего Урала/Р. С. Зубарева. - Свердловск, 1967.- 222 с.
21. Исаченко, А. Г., Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / А. Г. Исаченко. - М. : Высшая школа, 1991. - 366 с.
22. Исаченко, А. Г., Основы ландшафтоведения и физико-географическою районирования / А. Г. Исаченко. - М.: Высшая школа, 1965.- 366 с.
23. Исаченко, А. Г., Физико-географическое картирование / А. Г. Исаченко. - Издат. дом СПб ун-та, 1961. Ч. 3 - 252 с.
24. Леонтович А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности / А. В. Леонтович // Завуч. - 2010. - № 1. - С. 56-58.
25. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей/ А. В. Леонтович. - М.: МГДД(Ю)Т, 2002. - 110 с.
26. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Владос, 2009. - 495 с.
27. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии/ А. Н. Леонтьев. - М.: Владос, 2006. - 426 с.
28. Марин, Ю. Ф. Висимский заповедник. Заповедники СССР / Ю. Ф. Марин. - М.: Мысль, 1988. - 250 с.
29. Матюшкин А. М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении/ А. М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2000. - 168 с.
30. Махмутов М. И. Проблемное обучение/ М. И. Махмутов. - М.: Владос, 2006. - 208 с.
31. Мишин, А. С., Висимский заповедник / А. С. Мишин. -
Екатеринбург, 2006. - 36 с.
32. Моралева Н. Экологический туризм в России/ Н. Моралева, Е.
Ледовских // Охрана дикой природы. - 2001. - № 3. - с. 30.
33. Осипова С. И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей / С. И. Осипова// Завуч. - 2008. - № 2 - С. 17-23
34. Подласый И. П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2009.
- 356 с.
35. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
36. Почвенная карта Висимского заповедника. М.:
Лесоустройство, 1976.
37. Прокаев, В. И., Физико-географическое районирование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. / В. И. Прокаев. - М. : Просвещение, 1983. - 176 с.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- М.: Академия, 2010. - 460 с.
39. Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции / А. С. Саввичев // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 23-29.
40. Савенков И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. - 2003. - №2. - С.76-86.
41. Сваткова Т. Г., Атласная картография. Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 208 с.
42. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т./ Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Том 1. - 816 с.; Т.2 - 816 с.
43. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ И. С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2003. - 226 с.
44. Сластенин В. А. Введение в педагогическую акмеологию /В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 465 с.
45. Соболева, Н. П. Ландшафтоведение : учеб. пособие / Н. П. Соболева, Е. Г. Язиков - Томск : Изд-во Томского политехнического ун-та, 2010. - 175 с.
46. Солнцев, В. Н., Системная организация ландшафтов / В. Н. Солнцев. - М.: Мысль, 1981. - 240 с.
47. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-метод. пособие для учителей/ Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
48. Тысько Л. А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе Л. А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - №4. - С. 14-22.
49. Феськова Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: автореф.дисс. канд. пед. наук / Е. В. Феськова. - Красноярск: Изд-во КГУ, 2005. - 34 с.
50. Фирсова, В. Н. Оценка особенностей почвообразования по гумусному состоянию и содержанию форм железа в почвах Висимского заповедника / В. Н. Фирсова, Е. В. Прокопович - М. : 1987, - С. 119-131.
51. Фридман Л.М. Основы проблемологии/ Л. М. Фридман. - М.: CHITER, 2011. - 305 с.
52. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя /Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М.: Совершенство, 2009. - 285 с.
53. Хуторская А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя/ А. В. Хуторская. - М.: Владос, 2011. - 298 с.
54. Эльконин Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 356 с.
55. Ялышева Л. В. Исследовательская деятельность условие развития творческой деятельности/ Л. В. Ялышева// Исследовательская работа школьников. - 2011. - № 2. - С. 28-31.
56. Висимский заповедник [Электронный ресурс] 25 мая 2017 — Режим доступа: http://visimskiy.ru/.
57. Всё, что вы хотите знать о России [Электронный ресурс] 25 мая 2017 — Режим доступа: http://everythingaboutrussia.ru/dejateli-nauki/sochava- v-b.
58. Заповедная Россия [Электронный ресурс] 25 мая 2017 — Режим доступа: http://www.zapoved.net.
59. Заповедники мира [Электронный ресурс] 25 мая 2017 — Режим
доступа: http://www.zapovedniki-mira.com/zapovedniki_rossii/62-visimskiy-
zapovednik.html.
60. ООПТ России - информационно-справочная система [Электронный ресурс] 25 мая 2017 - Режим доступа: http://oopt.info/.
61. Студенческий научный форум [Электронный ресурс] 25 мая 2017 - Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/779/5368.
62. Центр Экологических путешествий [Электронный ресурс] 25 мая 2017 - Режим доступа:http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/4/84/.
63. Экологические условия формирования почв и биологический круговорот веществ в еловых лесах Среднего Урала [Электронный ресурс] 25 мая 2017 - Режим доступа:http://www.referun.com/n/ekologicheskie-usloviya-formirovaniya-pochv-i-biologicheskiy-krugovorot-veschestv-v-elovyh-lesah-srednego-urala.
64. Экосистема [Электронный ресурс] 25 мая 2015 - Режим доступа : http: //www.ecosystema.ru/07referats/zap/007.html.
65. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс] 25 мая 2017 - Режим доступа:http://www.dissercat.com.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ