Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ

Работа №58009

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Понятие «Малая Родина» и его содержание 9
§ 1. Определение понятия «Малая Родина» 9
§2. Изучение Малой Родины в курсе истории в школе 12
Глава II. Научно-педагогические основы организации исследовательской
работы учащихся при изучении истории России в 9 классе 18
§1. Сущность и содержание учебно-исследовательской работы учащихся
на уроках истории в школе 18
§2. Педагогические подходы к организации учебно-исследовательской
работы учащихся в школе в процессе изучения истории 22
§3. Описание личного опыта организации учебно-исследовательской
работы учащихся на уроках истории России в школе в 9 классе 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение


Актуальность исследования. В настоящее время в реализации системно-деятельностного подхода в обучении истории большое место играет исследовательская деятельность учащихся. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения (ФГОС ООО) большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности школьников. В основе данного метода обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения находить информацию. Для реализации исследовательской деятельности в большой степени актуально изучение истории Малой Родины при изучении истории России, которое ставит своей целью воспитание патриотических чувств у школьников к своему родному краю.
Изучение истории Малой Родины является одним из главных компонентов освоения истории России. Это отражено в Историко-культурном стандарте, где акцент сделан на преподавание региональной истории в школьном историческом образовании. Это способствует формированию толерантной личности, способной понять этническое и конфессиональное многообразие мира.
Характеристика литературы и источников. При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы научная литература, авторские статьи педагогов, проанализированы источники. При характеристике использованной литературы нами использовался проблемный принцип.
Определение понятия и содержания исследовательской работы дается в книгах по методике преподавания истории в школе М.Т. Студеникина , А.Т. Степанищева .
Организация исследовательского метода обучения и его значения для развития личности учащихся освещена в работе К.А. Козырева «Исследовательская деятельность учащихся как дидактическая категория» , в которой автор подчеркивает важность исследовательской деятельности школьников, способствующей саморазвитию личности, самостоятельности, самореализации.
Изучением школьного краеведения занимались различные педагоги нашей страны. Так, Г.М. Карпов в своей работе «Школьное краеведение» делает акцент на том, что краеведение есть почти во всех школах страны, и что оно способствует развитию навыков поиска и отбора информации у школьников.
Ю.С. Инякин подчеркивает важность использования виртуального краеведения как средства обучения в историческом школьном образовании, которое способствует обретению знаний по истории родного края, не выходя из класса и не затратив никаких средств.
Основным источником при написании выпускного квалификационного исследования является Федеральный государственный стандарт основного общего образования , в котором указываются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, подчеркивает важность исследовательской деятельности учащихся.
В Историко-культурном стандарте отражены требования преподавания истории России. В современное школьное историческое образование включена региональная история, которая изучается в курсе истории России. Разработчиками стандарта делается акцент на развитие толерантной личности.
Интересным источником по организации изучения региональной истории является работа Розановой Д. «О родиноведении» , в которой описаны формы организации учебного процесса по краеведению. Автор акцентирует внимание на таких вопросах, как необходимость создания специальных книг по родиноведению, отведению особой роли экскурсиям в организации учебного процесса, способствующие развитию знаний учащихся об окружающей среде, что помогает при построении карт и планов на уроках географии, истории. Розанова Д. отмечает, что изучении истории родного края возможно при исследовании вещественных (материальных) источников (одежда, монеты, старинные вещи).
Преподаванием региональной истории занимаются многие учителя нашей страны. Так, Ходыкин А.В., учитель истории и обществознания МКОУ Таловской СОШ Кантемировского муниципального района Воронежкой области, предложил изучать историю Малой Родины в ходе проведения краеведческого урока в 9 классе на тему «Просвещение и культура
Л
Воронежской губернии в XIX веке» , в ходе которого ученики знакомятся с достижениями просвещения и особенностями развития культуры Воронежской губернии в указанный хронологический период.
Учитель истории МОУ СОШ №3 города Сергача Нижегородской области Абызова И.Б. создала виртуальный краеведческий музей «Летопись малой
-5
родины» , цель которого заключается в том, чтобы способствовать развитию чувства патриотизма школьников, повысить мотивацию к изучению истории, совершенствовать навыки самостоятельной краеведческой работы учащихся.
Использованная научная литература и источники позволили выделить объект и предмет исследования выпускной работы.
Объектом исследования выступает содержание современного исторического школьного образования и организация исследовательской деятельности учащихся в 9 классе.
Предмет выпускной квалификационной работы - изучение истории Малой Родины с целью формирования исследовательских навыков школьников в курсе истории России в 9 классе.
Методология исследования обусловлена целью и задачами выпускной квалификационной работы, а также особенностями исследуемого материала. В качестве методов исследования были использованы общенаучные методы: теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы, благодаря которому мы смогли выяснить организацию исследовательской работы в школе. С помощью наблюдения, мы выяснили, какие формы исследовательской работы интересны учащимся 9 класса. Благодаря методу анкетирования выяснилось, как современная молодежь понимает значение понятия «Малая Родина».
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XX века по настоящее время. Нижняя граница - вторая половина XX века, в это время педагоги стали серьезно относиться к изучению истории родного края в школе, при этом первые попытки изучения истории Малой Родины были предприняты ещё до Великой российской революции 1917 года. Верхняя граница - настоящее время, обусловлена тем, что сейчас наблюдается модификация исторического школьного образования. Идет процесс изучения истории России снизу, то есть приоритетным является включение в школьное историческое образование вопросов региональной истории.
Рабочая гипотеза исследования. Изучение истории Малой Родины в курсе истории России в 9 классе будет проходить более эффективно, если:
1) учителем организована самостоятельная исследовательская деятельность учащихся с использованием краеведческого материала;
2) учитель использует инновационные методы обучения в ходе преподавания краеведческого материала.
Целью данного исследования является характеристика исследовательской деятельности учащихся, содержательной основой которой является история Малой Родины.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Определить содержательную основу термина «Малая Родина».
2) Выяснить, как история Малой Родины изучается в курсе Истории России в 9 классе.
3) Рассмотреть организацию исследовательской деятельности учащихся в школе, с целью включения изучения истории родного края.
4) Описать личный опыт организации учебно-исследовательской работы учащихся на уроках истории в школе в 9 классе.
Научная новизна исследования представляет собой то, что мы попытались раскрыть процесс формирования навыков исследовательской работы школьников при изучении истории родного края, также выявить значимость использования исследовательской формы обучения при изучении Истории России в 9 классе. В ходе прохождения педагогической практики в МБОУ «Мымыковская СОШ» в 9 классе с 08.09.2016 по 10.10.2016 г., нам удалось разработать внеклассное мероприятие по изучению истории родного края, в ходе которого учащиеся узнали много интересного про историю своей Малой Родины.
Практическая значимость работы. Собранный и систематизированный фактический материал, сделанные на основе его анализа выводы могут найти применение для использования учителями при подготовке проектов для учащихся по истории Малой Родины. Также данный материал способствует организации изучения истории России через историю родного края в форме краеведческой работы с учащимся.
Апробация исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы в ходе международной научнопрактической конференции «Г осударственная культурная политика и образование как часть стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в 2015 году .
В рамках Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета в 2017 году участвовала в работе секции «Актуальные проблемы региональной истории» и награждена дипломом III степени за выступление «Изучение истории Малой Родины в современной школе» .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение истории Малой Родины в курсе истории России в 9 классе является основой формирования навыков исследовательской деятельности школьников.
Изучение источников и литературы, в которых давалось описание организации исследовательской работы учащихся по краеведению, помогло достичь поставленную цель научного исследования и сформулировать вывод о том, что изучение истории Малой Родины при изучении истории России в 9 классе возможно при использовании исследовательской работы, которая способствует развитию критического мышления, формированию творческих навыков, саморазвитию личности.
Поставленные в выпускной квалификационной работе задачи были решены следующим образом. Прежде всего, была определена содержательная основа термина «Малая Родина». В результате этого мы пришли к выводу, что определение понятия «Малая Родина» не однозначно. Каждый человек воспринимает его по-своему, и при этом каждый по-своему будет прав.
В ходе проведенной исследовательской работы нами было выяснено, как история Малой Родины изучается в курсе истории России в 9 классе. Исследование показало, что региональную историю можно и нужно изучать в школе с помощью урочной формы обучения, проведения экскурсий, организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, внедрения в исторический курс самостоятельного краеведческого раздела.
В ходе исследования было выявлено, что в настоящее время педагоги уделяют большое внимание и значение исследовательской деятельности учащихся. Существует большое количество разнообразных форм по организации исследовательской работы, в качестве которых выделяются: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Также нами в выпускную квалификационную работу был включен и проанализирован личный опыт по организации исследовательской работы при
изучении истории Малой Родины. Анализ показал, что включение исследовательской работы в процесс обучения истории способствует саморазвитию учащихся. Этот процесс осуществляется при двустороннем участии учителя и ученика. Применение исследовательского компонента в процессе обучения истории делает преподавание исторического материала более интересным.
На основе приведенных фактов можно сделать вывод о том, что в работе удалось проанализировать изучение истории Малой Родины, способствующей формированию навыков исследовательской деятельности школьников при изучении истории России в 9 классе.
Содержание выпускной квалификационной работы показывает важность использования исследовательской работы при изучении истории. Учитель должен как можно чаще применять данный метод обучения, чтобы выработать интерес учащихся к истории своей Родины.



1.1. Абызова И.Б. Виртуальный краеведческий музей «Летопись малой родины» // http://festival.1september.ru/articles/514753 [Дата обращения: 02.05.2017 г.]
1.2. Виртуальное путешествие по музею-заповеднику "Кижи" // http://kizhi.karelia.ru/journey/ [Дата обращения: 19.02.2017 г.]
1.3. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] - 50 с.
1.4. Результаты анкетного опроса «Моя Малая Родина» // Личный архив Карповой П.А.
1.5. Розанова Д. О родиноведении // Вестник воспитания. - 1917. - №6 - 7. - С. 136 - 157.
1.6. Тольяттинский краеведческий музей // htpp://tltmuseum.ru [Дата обращения: 19.02.2017 г.]
1.7. Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова // http://www.uokm.ru [Дата обращения: 19.02.2017 г.]
1.8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] - 47 с.
1.9. Ходыкин А.В. Методическая разработка урока краеведения в 9 классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке» // http://festival.1september.ru/articles/660637 [Дата обращения: 02.05.2017 г.]
1.10. Эссе учащихся 9 класса «Уникальность села Мамыково» // Личный архив Карповой П.А.
II. Литература
2.1. Айкин А. Особенности исследовательской деятельности по истории и краеведению // Магариф. - 2016. - №7. - С. 85 - 86.
2.2. Артановский С.Н. Понятие Родины: современные модификации [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУКИ - 2012. - №3. - С. 6 - 10.
2.3. Баева Е.В. Управление проектно-исследовательской деятельностью учащихся как основой формирования их ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Психодидактика высшего и среднего образования. Материалы одиннадцатой международной научнопрактической конференции. - Барнаул: Алтайский гос. пед. ун-т, 2016. - С. 252 - 255.
2.4. Басик Н.Ю. Исследовательская и проектная деятельность в обществознании (10-11 классы) // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2015. - №1. - С. 32 - 38.
2.5. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 248 - 249.
2.6. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе [Электронный ресурс]. - М.: Вербум-М, 2001. - 48 с.
2.7. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник // http://www.elabuga.com
2.8. Золотарева И.С. Занятие устной историей в историческом краеведении // Преподавание истории в школе. - 2003. - №2. - С. 61 - 62.
2.9. Иванова Н.Л. История Сестрорецка сквозь призму семейной биографии [Электронный ресурс] // История Малой Родины: новые подходы, практики и вопросы популяризации среди учащейся молодежи России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Амфора, 2016. - С. 67 - 71.
2.10. Инякин Ю.С. Виртуальное краеведение как дидактическое средство в предметном обучении учащихся // Краеведческий альманах. - 2009. - №1. - С. 33 - 38.
2.11. Исламова А.А. Формирование интереса учащихся к истории татарского народа и Татарстана в школьном образовании [Электронный ресурс] // История Малой Родины: новые подходы, практики и вопросы популяризации среди учащейся молодежи России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Амфора, 2016. -С. 85 - 88.
2.12. Карпов Г.М. Школьное краеведение // Преподавание истории в школе. - 2000. - №2. - С. 66 - 68.
2.13. Карпова П.А. Сохранение историко-культурного наследия как
условие самосохранения и развитие России и всего человечества // Государственная культурная политика и образование как часть стратегии национальной безопасности Российской Федерации: материалы
Международной научно-практической конференции, 15-16 октября 2015 г. / Сост. В.Р. Алиакберова, А.А. Мухамадеева. - Казань: Изд-во Казан. гос. ин-та культуры, 2015. - С. 57 - 59.
2.14. Кобылецкая К.А., Кобылецкий М.А. Использование практических и лабораторных методов на уроках истории как средство формирования исторического самосознания обучающихся [Электронный ресурс] // История Малой Родины: новые подходы, практики и вопросы популяризации среди учащейся молодежи России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Амфора, 2016. - С. 26 - 30.
2.15. Козырев К.А. Исследовательская деятельность учащихся как дидактическая категория [Электронный ресурс] // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №2. - С. 56 - 59.
2.16. Коростелева А.А. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в курсе «Обществознания» // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №7. - С. 40 - 43.
2.17. Котлова Л.А. Совместная краеведческая деятельность ЕГПУ и школ г. Елабуги (90-е гг. ХХ в.) // Вторые Стахеевские чтения. Материалы международной научной конференции. - Елабуга: ЕГПУ, 2003. - С. 165 - 170.
2.18. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. пособ. - М.:
Просвещение, 1987. - 207 с.
2.19. Пачева Т.Н. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся в условиях ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] // Вопросы образования и науки: теоритический и методический аспекты. Материалы Международной научнопрактической конференции. - Тамбов, 2015. - С. 117 - 119.
2.20. Пирагов А.А. Перспектива развития научных обществ учащихся (НОУ) в модернизации школьного образования [Электронный ресурс] // Социосфера: Сб. статей НИЦ. - Прага, 2010. - С. 139 - 142.
2.21. Самохин Ю.С. Как помочь педагогу-краеведу: место педагога в краеведческих исследованиях со школьниками // Краеведческий альманах. - 2009. - №1. - С. 25 - 28.
2.22. Самохин Ю.С. Как помочь школьнику-краеведу // Краеведческий альманах. - 2009. - №1. - С. 29 - 32.
2.23. Соловьев М.С. Новое содержание в традиционной краеведческой работе // Преподавание истории в школе. - 2007. - №5. - С. 50 - 51.
2.24. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособ.: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч. 2. - 208 с.
2.25. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. пособ. - М., 2000. - 240 с.
2.26. Толковый словарь Ожегова // http://enc-
dic.com/ozhegov/Kraevedenie-13366.htm [Дата обращения: 03.05.2017 г.]
2.27. Удиярова Т. Исследовательская деятельность по краеведению // Магариф. - 2010. - №11. - С. 64 - 65.
2.28. Федькина О.Н. Групповая работа на уроке как средство обучения сотрудничеству в условиях введения ФГОС ООО [Электронный ресурс] // Философия отечественного образования: история и современность: материалы международной научно-практической конференции / Под. ред. П.А. Г агаева. - Пенза: Изд-во Пензенского гос. аграр. ун-та, 2014. - С. 195 - 198.
2.29. Ченцова С.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - №41. - С. 188 - 190.
2.30. Электронная краеведческая библиотека «Русский Север» // http://ekb.aonb.ru [Дата обращения: 19.02.2017 г.]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ