Введение……………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы социального обслуживания населения в Российской Федерации ……6
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания населения ………. 6
1.2 Место правовых норм о социальном обслуживании населения в праве социального обеспечения Российской Федерации …11
2 Правовое регулирование отдельных видов социального обслуживания населения ………17
2.1 Общая характеристика видов социального обслуживания …………. 17
2.2 Стационарное социальное обслуживание22
2.3 Полустационарное социальное обслуживание ………………………. 25
2.4 Социальное обслуживание на дому …28
2.5 Социальная помощь безработным ……30
3 Вопросы предоставления социальных услуг в электронной форме… 38
3.1 Общая характеристика социальных услуг, предоставляемых в электронной форме ……38
3.2 Правовые вопросы дистанционного обучения детей-инвалидов … 42
3.3 Содержание полномочий органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения……………………………46
Заключение………………………………………………………………….. 48
Список использованных источников……51
Приложения…………………………………………………………………. 58
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что вопрос социального обеспечения является одним из ключевых моментов в государстве и жизни общества. Он напрямую связан с развитием экономики и политическим курсом государства. От того, как решается этот вопрос, зависит как социальное благополучие трудящихся граждан, так и неработающих слоев населения. Кроме того, будущее страны в целом, ее инновационное поступательное развитие, определяется здоровьем и благосостоянием граждан, ее населяющих.
В настоящее время социальная политика России направлена на создание условий, обеспечивающих снижение социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности качественных базовых социальных услуг. Национальные цели Российской Федерации, которые были определены Президентом, направлены на устойчивый рост реальных доходов граждан, снижение уровня бедности, улучшение жилищных условий, рост темпов экономического развития, способствуют улучшению уровня жизни населения.
Кроме того, наибольшую актуальность приобретает обобщение социальных услуг, которые действуют в отношении отдельных субъектов права социального обеспечения, обоснование возможности признания института социального обслуживания генеральным институтом (наравне с генеральным институтом пенсий) в науке права социального обеспечения.
На сегодняшний день многие вопросы, связанные с правовым регулированием социального обслуживания населения, довольно подробно разработаны в отечественной юридической науке.
«Формы предоставления социального обслуживания» - это обширная и многоаспектная тема, которая изучается в рамках социальной работы и социальной защиты населения. Однако, можно отметить, что научных исследований по этой теме действительно недостаточно, особенно с учетом разнообразия видов социального обслуживания и их влияния на жизнь людей. Некоторые из возможных направлений исследований по теме могут включать сравнительный анализ различных видов социального обслуживания (например, социальное обслуживание на дому, в дневных центрах, в реабилитационных учреждениях) и их эффективности для различных категорий населения, исследование проблем доступности и качества различных видов социального обслуживания для уязвимых групп населения, таких как пожилые люди, люди с инвалидностью, дети-сироты и др., анализ роли государства, негосударственных организаций и волонтеров в предоставлении социального обслуживания и их взаимодействие, а также исследование факторов, влияющих на эффективность и качество социального обслуживания, таких как профессиональные навыки работников социальной сферы, финансирование и организационные аспекты.
Более глубокое исследование данных тем может привести к развитию новых подходов к организации и оказанию социального обслуживания, что в конечном итоге может улучшить жизнь многих людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель исследования заключается в оценке состояния системы социального обслуживания в праве социального обеспечения, в определении эффективности данной формы удовлетворения жизненно-важных потребностей граждан.
Чтобы достичь поставленных целей, нужно решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и содержание социального обслуживания, в том числе основополагающие понятия и термины, которые применяются в регулирования отношений в сфере по социальному обслуживанию;
- изучить главные принципы правового регулирования отношений по социальному обслуживанию населения;
- определить место правовых норм о социальном обслуживании в праве социального обеспечения Российской Федерации;
- раскрыть виды социального обслуживания и классифицировать их;
- проанализировать виды социального обслуживания: стационарное и полустационарное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социальная помощь безработным;
- выявить особенности правового регулирования отдельных видов социального обслуживания в субъектах Российской Федерации;
- проанализировать законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые регулируют вопросы предоставления социальных услуг в электронной форме, предложить меры, обеспечивающие доступность социальных услуг в электронной форме для социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в их предоставлении.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в области социального обслуживания населения.
Предмет исследования - нормативные акты и правовые документы, которые устанавливают право граждан на социальное обслуживание.
Теоретическая основа исследования - изучением проблематики предоставления гражданам социального обслуживания в Российской Федерации занимались и продолжают заниматься следующие ученые: Кычкину В.Г., Борисова В.С., Старцева С.В., Соколова И.В., Даренский Р.Н., Филиппов А.Н., Аминов И.Р., Чикина М.А., Щербатова В.Ф.
В процессе изучения материалов, относящихся к предмету исследования, автором использовались как общенаучные методы: анализ и синтез, диалектический метод, системно-аналитический, так и специальные: формально-юридический, сравнительно-правовой, описательный и др.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации , федеральные законы и подзаконные акты (в особенности – Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. )
Эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составили статистические данные, материалы государственной статистики по социальному обслуживанию населения; материалы веб-сайтов государственных и негосударственных центров социального обслуживания.
Структура работа - состоит из введения, трёх глав, разделенных на параграфы, заключение, список использованных источников.
России, как стране, которой присуще состояние изменчивости, формирование единой государственной социальной политики, особенно актуально.
В настоящий момент издаются пакеты документов, непосредственно влияющих на социальную стратегию страны. Момент их появления не случаен и весьма точечно бьет по важным точкам уязвимости социальной устойчивости в стране, устранение которых выровняет полет государства в этой сфере и позволит взять новую высоту в этом направлении.
Кроме того, не стоит забывать, что помимо качественных показателей жизни граждан, есть также и количественные, такие как число этих самых жителей, за качество жизни которых идет социальная борьба.
От политики государства в области социальной поддержки напрямую зависит степень доступности услуг населению, а также благосостояние граждан.
Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» недостаточен для решения абсолютно всех вопросов, поскольку ряд из них выходит за рамки данного закона.
Во-первых, отсутствует ясность в разделении обязанностей между РФ и регионами.
Во-вторых, обсуждается возможность включения в закон принципов гуманности и ответственности непосредственных поставщиков услуг.
Для улучшения ясности критериев оценки качества предоставление услуг следует прописать в законе качественные и количественные показатели предоставляемых услуг.
Также существует необходимость добавления в закон расширенного списка медперсонала, кроме указанного среднего – врачей высокой специализации редких навыков, таких как гериатрия. Предоставление помощи населению муниципальных образований также стоит под вопросом, поскольку в вышеназванном законе нет никаких непосредственных упоминаний о муниципальных образованиях нет.
Кроме перечисленных выше недостатков и неточностей в нормативной базе, необходимо более детально рассмотреть и вопрос о том, насколько хорошо положения нового законодательства коррелируют с настоящим положением дел, особенно это касается того, какого вероятность получения гражданами услуг именно надлежащего качества.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в стремлении предоставить конечному покупателю услуги наиболее выгодную цену, чем у конкурентов, компании на рынке социальных услуг ставят под сомнение утверждение правительства, что вывод социальной поддержки в свободное плавание по волнам рыночной экономики положительно скажется на качестве и доступности предоставляемых услуг. Тем не менее, после ряда инноваций и проведенных инициатив, некоторые позитивные результаты удалось получить и в отечественных реалиях. Были предприняты попытки по снижению времени ожидания на получение стационарного обслуживания. В некоторых регионах вводятся схожие по характеру, но отличные от общепринятых варианты предоставления помощи инвалидам и пожилым людям.
В заключении мы приходим к выводу, что государственная социальная поддержка нуждающихся слоев населения (а в нее входит, как было указано выше, не только материальная, но и другие виды поддержки, такие как донесение информации, обучение, помощь в трудоустройстве) призвана помогать семьям и индивидам встать на ноги, вернуться в один строй с остальными гражданами, окружающего их социума. Это преследует цель усиления социальной стабильности, что в свою очередь является залогом здоровой жизни самого государства.
Социальная поддержка положительно и весьма заметно влияет на другие функции показатели государства – экономику, политику, демографию. Особенно остро проблемы социальной поддержки встают во время наступления финансово-экономических кризисов, так как чаще наступают ситуации, влекущие за собой потерю места работы, а вместе с тем и ухудшение здоровья и условий жизни граждан. Разумеется, в такой большой и многонациональной стране как Россия, система социального обеспечения не может быть просто устроенной.
Это весьма сложная система, состоящая из нескольких комплексов мероприятий, каждый из которых отвечает за свое направление. Такая система позволяет более гибко и детально подходить к разнородной массе проблем и трудностей, возникающих в повседневной жизни человеческих масс.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ( в ред. от 25.12.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007
4. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ №О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» ( ред. от 12.12.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть I) ст. 8.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 11.03.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ( в ред. от 05.01.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6724.
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ( в ред. от 25.12.2023 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3803.
8. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» ( в ред. от 25.11.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 32 ст. 3198.
9. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023 г.) // Бюллетень нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 – 18.
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( в ред. от 21.11.2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177.
11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 25.12.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1929.
12. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»» (в ред. от 10.07.2023 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 1998 г., N 48, ст. 5850.
13. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в ред. от 10.07.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 128.
14. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 25.12.2023 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 мая 1991 г., N 21, ст. 699.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (в ред. от 10.03.2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г., N 49, ст. 4822.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1013 «О порядке выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений» (в ред. от 24.03.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2001 г., N 1 (Часть II), ст. 138.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в ред. от 02.02.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. N 51 ст. 5547.
18. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» (в ред. от 14.12.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 48 ст. 6872.
19. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. N 2046 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год" // Собрание законодательства Российской Федерации, 21 ноября 2022 г. N 47 ст. 8212.
20. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736800/(Дата обращения 04.04.2024 г.).
Судебные акты
21. Кассационное определение Амурского областного суда от 1 июня 2011 г. по делу № 33-2488/11 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oblsud.amr.sudrf.ru/ (Дата обращения 04.04.2024 г.).
22. Решение Вологодского городского суда № 2-7497/2020 2-7497/2020~М-7412/2020 М-7412/2020 от 26 ноября 2020 г. по делу № 2-7497/2020 [Электронный ресурс] – Режим доступаhttps://sudact.ru/regular/doc/WdnRZizwrUQu/ (Дата обращения 04.04.2024 г.).
23. Решение № 2-7497/2020 2-7497/2020~М-7412/2020 М-7412/2020 от 26 ноября 2020 г. по делу № 2-7497/2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/WdnRZizwrUQu/ (Дата обращения 14.04.2024).
Литература
24. Актуальные проблемы права социального обеспечения / под ред. В. Ш. Шайхатдиновой. — М: Юрайт, 2023. - 632 с.
25. Актуальные проблемы права социального обеспечения : учебник для вузов / В. А. Агафонов [и др.] ; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 631 с.
26. Архипова Е.Б., Старшинова А.В., Бородкина О.И. Факторы развития негосударственного сектора социальных услуг в российских регионах // Мир России. Социология. Этнология. 2023. №4. С. 89-92.
27. Атякшева М. А. Реформирование системы социального обслуживания в России // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - №6. - С. 11-15.
28. Афтахова А. В. Право социального обеспечения. — М: Юрайт, 2024. - 475 с.
29. Балтатарова С.Б., Мижитдоржиева С.Д. Экономические основы социальной защиты населения. // Вопросы студенческой науки. 2021. №7. С. 226-230.
30. Бычкова, С. Г. Социальная статистика. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Г. Бычкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 524 с.
31. Галаганов, В. П., Право социального обеспечения : учебник / В. П. Галаганов, Н. В. Антонова. — Москва : КноРус, 2023. — 610 с.
32. Горбачева Д.А. Полустационарное социальное обслуживание и индивидуальное тьюторское сопровождение детей-инвалидов // Право и государство: теория и практика. 2022. №3 (207). С. 196-201.
33. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. — М: Юрайт, 2023. - 433 с.
34. Гумерова, Г. И. Электронное правительство : учебник для вузов / Г. И. Гумерова, Э. Ш. Шаймиева. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 254 с.
35. Гусарова Е.А. Виды социальной помощи при безработице // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №11-2. С. 43-46.
36. Гусева Т.С. Российская система социального обеспечения при изменении структуры занятости населения: проблемы правового регулирования // Социальное и пенсионное право. – 2023 г. - № 1 – С.89-96.
37. Даниелян Е.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: формы и услуги // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2022. №5. С. 85-88.
38. Защита социально-трудовых прав. Теоретико-правовой аспект. Монография / под ред. М. О. Буяновой. — М: Юрайт, 2023. - 140 с.
39. Кирова А.А., Спиридонова М.А. Социальное обслуживание населения: современные аспекты правового регулирования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. - №11. С. 119-123.
40. Козловская С.Н., Титова О.В. Социальное обслуживание в контексте нового социального законодательства // Социальная работа в России: проблемы и решения. - М., 2019. - С. 212-219.
41. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. — М: Юрайт, 2024. - 212 с.
42. Комкова, Г. Н. Право социального обеспечения. Практикум : учебное пособие для вузов / Г. Н. Комкова, Р. А. Торосян, В. Б. Сычев ; ответственный редактор Г. Н. Комкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 211 с.
43. Кычкина В.Г., Борисова У.С. Роль и значение центров занятости населения при трудоустройстве безработных // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №12. С. 104-107.
44. Маргулян Я. А. Основы социального государства. — М: Юрайт, 2023. -179 с.
45. Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 156 с.
46. Павловская О.Ю. Социальное обслуживание по новым правилам: проблемные аспекты теории и практики. Вестник воронежского государственного университета. Серия: право. Издательство: Воронежский государственный университет (Воронеж). № 2. 2019. С. 242-249.
47. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская [и др.] ; под редакцией Е. Е. Мачульской. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 449 с.
48. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 451 с.
49. Степшина А. В., Тупикин А. Е. Новация в праве социального обеспечения: егиссо // Развитие общественных наук российскими студентами. 2021. №5. – С. 133-135.
50. Сюзева, Н. В. Государственное социальное обеспечение : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Сюзева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 271 с.
51. Хабибуллина Р.М. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан // Экономика и социум. 2021. №5-2 (84). С.110-115.
52. Холостова, Е. И. Стационарные учреждения социального обслуживания населения: история, практика, реформы : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2022. - 233 с.
53. Государство: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (Дата обращения 1.03.2024)
54. Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://ivanovokcson.ru/ (Дата обращения 04.04.2024).
55. Конвенция о правах инвалидов: [Электронный источник]: URL: (Дата обращения 04.04.2024 г.).
56. Департамент социальной защиты населения Ивановской области. О реализации национального проекта "Демография" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://szn.ivanovoobl.ru/informatsiya-dlya-naseleniya/o-realizatsii-natsionalnogo-proekta-demografiya/ (Дата обращения 14.04.2024).