Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов

Работа №14805

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов
1.1. Сущность познавательных универсальных учебных действий 8
1.2. Методика выполнения творческих проектов младшими школьниками 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательных универсальных
учебных действий при выполнении творческих проектов 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов 35
2.1. Выявление уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников 36
2.2. Выполнение творческих проектов, направленных на развитие
познавательных универсальных учебных действий младшими школьниками 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 52
Список использованной литературы и информационных источников 54
Приложения 60


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) является главной задачей современного образования, которые способствуют обеспечению у младших школьников умения учиться. Учащихся необходимо научить самостоятельно, ставить учебные задачи, произвольно строить речевые высказывания, подбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, осуществлять анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения и доказательства и пр. Всё это относится к блоку познавательных универсальных учебных действий.
Теория и практика формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся представлены в работах многих исследо-вателей, в том числе А. Г. Асмоловой, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчанова и др.
Особенности реализации творческих проектов рассматриваются в работах Л.Ю. Буровой, А. В. Бычкова, В. В. Гузеева, Е. С. Евдокимовой,С. А. Ермолаева, И. Д. Чечель и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагогикой и психологией накоплено большое количество материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий.
Однако, не смотря на разработанность данной темы, выделяется противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной разработанностью вопроса при выполнении творческих проектов.
Это определило его проблему, которая заключается в необходимости определения педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Формирование познавательных универсальных учебных
действий младших школьников при выполнении творческих проектов».
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов и доказать их эффективность.
Объект исследования - выполнение младшими школьниками творческих проектов.
Предмет исследования - процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов будет осуществляться при соблюдении следующих педагогических условий:
- мотивация младших школьников к выполнению творческих проектов;
- включение обучающихся в выявление творческой проблемы, целеполагание и планирование деятельности;
- включение младших школьников в поиск необходимой творческой информации, ее анализ и структурирование;
- знакомство учащихся с логикой проектной деятельности и др.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение
следующих задач:
1. Раскрыть сущность познавательных универсальных учебных действий.
2. Описать особенности выполнения творческих проектов.
3. Выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы по теме исследования;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (поисково-теоретическом) изучалась психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, что позволило изучить современное состояние проблемы исследования и сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования.
На втором этапе (опытно-экспериментальном) разрабатывались и реализовывались творческие проекты, которые предполагают формирование познавательных универсальных учебных действий младшими школьниками.
На третьем (заключительно - обобщающем) проводилась систематизация данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, формулировались основные выводы.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 1» города Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс творческих проектов, предусматривающий развитие познавательных универсальных действий у младших школьников может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском образовательном сайте «Портал педагога». Публикация на сайте: «Проект «Создадим свой город» и его реализация с младшими школьниками в рамках предмета «Технология»».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования, определена практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования познавательных универсальных действий младших школьников при выполнении творческих проектов» раскрыта сущность познавательных УУД, выявлены педагогические условия формирования познавательных УУД, описаны особенности выполнения творческих проектов младшими школьниками.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов» описаны организация и методики опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников содержит 51 наименование. В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ педагогической литературы в области исследований, показал, что формирование познавательных универсальных учебных действий необходимо и рассматривается как способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию и самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Способствует развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников проектная деятельность. Посредством выполнения творческих проектов младшими школьниками происходит формирование собственного опыта ребёнка, развитие его как личности.
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет эффективно, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- мотивация младших школьников к выполнению творческих проектов;
- включение обучающихся в выявление творческой проблемы, целеполагание и планирование деятельности;
- включение младших школьников в поиск необходимой творческой информации, ее анализ и структурирование;
- знакомство учащихся с логикой проектной деятельности и др.
С целью доказательства эффективности выявленных условий проведена опытно-экспериментальная работа, в результате которой был диагностирован недостаточно высокий показатель сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Был разработан и внедрен в практику ряд творческих проектов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время с учетом создания педагогических условий.
После проведенных творческих проектов была повторно проведена диагностика, которая доказала успешность применения творческих проектов
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованные творческие проекты являются эффективными в процессе формирования познавательных УУД у младших школьников в рамках изучения предмета «Технология».



1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. - М.: Просвещение, 2010. - 150 с.
2. Андреев, Г. П. К столетию метода проектов [Текст] / Г. П. Андреев, Н. И. Бугаев, О. И. Михалёва, Н. Н. Романов // Школьные технологии. - 2005. - №4. - С. 29-30.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 56 с.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2008. - С. 70-103.
5. Банников, В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся [Текст] / В.Н. Банников, М.А. Банникова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 3. - С. 83-86.
6. Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания [Текст]: учебник для студентов педвузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; - Волгоград: ВГИПК РО, 2006. - 98 с.
7. Бурменская, Г. В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1(5). - С. 104¬110.
8. Бурова, Л. Ю. Метод творческих проектов в начальной школе [Текст] / Л.Ю. Бурова // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 24-27.
9. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А.В. Бычкова. - М.: Просвещение, 2010. - 136 с.
10. Васильев, В. А. Проектно-исследовательская технология [Текст]: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. - 2000. № 9. -С. 177-180.
11. Виноградова, Н. Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и их оценка [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. - М.: Русский журнал, 2011. - № 2.
12. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Текст] / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. -№ 2. - С. 143-150.
13. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. - Стандарты второго поколения. - 2 изд. М.: Просвещение, 2010, - 176 с.
14. Ганин, Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс] / Е. А. Ганин. - Режим доступа http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1673.html (дата обращения 3.04.2018 12:34:56).
15. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Ле- бединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
16. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. - 2011. - № 6. - С. 45-47.
17. Гузеев, В. В. Консультации: проектная деятельность [Текст] / B. В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева. - М.: Просвещение, 2000. - 240 с.
18. Дворецкий, С. В. Формирование проектной культуры [Текст] / C. В. Дворецкий // Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С.71-73.
19. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2009. - 187 с.
20. Джужук, И. И. Метод проектов в контексте личностно¬ ориентированного образования [Электронный ресурс] / И.И. Джужук. - Ростов н/Д: Феникс 2004. - Режим доступа: https://newdisser.ru/
=avtoreferats/01002739235.pdf - (дата обращения 20.03.2018.17.28.46).
21. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в начальной школе [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2010. - 62 с.
22. Ермолаев, С. А. Проектная деятельность школьников социально - экологической направленности [Текст]: учебно-методическое пособие / С.А. Ермолаев. - Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2006. - 86 с.
23. Замбацявичене, Э. Ф. Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников [Текст] / Э.Ф. Замбацявичене - [Электронный ресурс]: Режим доступа / http://infopedia.su/15x11fdd.html - (дата обращения 22.03.2018, 17.22.51).
24. Кальней, В. А. Структура и содержание проектной деятельности [Текст] / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С.Е. Шишов // Стандарт и мониторинг в образовании. - 2004. - №5. - С. 30-31.
25. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников [Текст]: современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 128.
26. Лазарева, Н. И. Педагогические возможности творческих проектов в процессе воспитания интереса к творческой деятельности школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 2. - С. 296-299.
27. Лутцева, Е. А. Технология: ступеньки к мастерству [Текст]: программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева - М. - Вентана-Граф, 2011 - 80 с.
28. Лутцева, Е. А. Технология. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. - М. : Просвещение,2014 - 127 с.
29. Лутцева, Е. А. Технология. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. - М. : Просвещение,2014 - 127 с.
30. Матяш, Н. В. Творческие проекты в младшей школе [Текст] /
Н. В. Матяш, М.В. Хохлова / под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск. - 1999. - 379 с.
31. Меньшикова, Е. А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) [Текст] / Е. А. Меньшикова. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета. —2006. - 204 с.
32. Неклюдова, М. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий [Текст] / М.В. Неклюдова - [Электронный ресурс] / Режим доступа https: //infourok.ru/formirovanie_ poznavatelnyh _universalnyh_uchebnyh_ deystviy-536775.htm (дата обращения 27.03.2018, 12.48.12).
33. Новикова, Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. А. Новикова // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 151-157.
34. Пахомова, Н. Ю. Метод проектов [Текст]: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. - 2007. - №1. - С. 92-96.
35. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2005. - 528 с.
36. Поливанова, К. И. Проектная деятельность школьников [Текст]: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
37. Полипенко, А. В. Методика «Выделение существенных признаков» [Электронный ресурс] / Режим доступа http://azps.ru/tests/tests3_sushp.html (дата обращения 12.01.2017, 16.27.36).
38. Пионицина, И. В. Познавательные УУД [Текст] / И.В. Пионицина -
[Электронный ресурс] / Режим доступа https://multiurok.ru/pionitsina- irina/blog/poznavatiel-nyie-uud-1.html (дата обращения 24. 03. 2018, 16.22.25).
39. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - Электрон. Министерство
образования и науки РФ. (39619 bytes). - М. : Просвещение, 2015. - Режим доступа Ьйр//минобрнауки.рф /документы/922/8262 Monday, 05 Feb 2018 20:49:15.
40. Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ [Текст] / научно-методический журнал «Концепт». - 2015. - № 2. - С. 5-6. [Электронный ресурс] / Режим доступа / http://www.irbruo.ru/dsfgsG/distanc_ rmo/rus_ yaz/2.pdf (дата обращения 24.03.2018, 13.46.44).
41. Скворцова, Г. В. Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей [Текст] / Г. В. Скворцова // Начальная школа. - 2006. - № 11 .- С. 20-21.
42. Смыковская, Т. Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / Т.Е. Смыковская. - М.: Просвещение, - 2011. - 210 с.
43. Тарасова, И. П. Метод проектов в образовательном учреждении [Текст] / И. П. Тарасова // Приложение к журналу «Профессиональное образование». - 2004. - №12. - С. 19.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Электрон. Министерство образования и науки РФ. (41639 bytes). - М. : Просвещение, 2011. - Режим доступа http://минобрнауки.рф Wednesday, 07 Feb 2018 13:19:07.
45. Федосова, Н. А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. -
46. Формирование у младших школьников познавательных УУД в проектной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа http://nsportal.ru (дата обращения 05.04.2018 15.30.51).
47. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? [Электронный ресурс] / Г.А. Цукерман. - 2000. - Москва-Рига: Эксперимент. Режим доступа: http://spobpk.ru/wpcontent/uploads/2017/02/kak_ mladshie_shkol niki_uchatsya.pdf (дата обращения 13.03. 2018. 19.43.57).
48. Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 3 - С. 5-12.
49. Чудов, В. Т. Проектно-исследовательская деятельность школьников [Текст] / В.Т. Чудов // Народное образование. - 2005. - №1. - С. 133-140.
50. Шатилова, М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации [Текст]: программа, занятия, проекты / М.Ю. Шатилова. - Волгоград, 2010. - 127 с.
51. Яковлев, В. В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно - воспитательном процессе [Текст] / В. В. Яковлев, С. Ф. Пачко // Образование в современной школе. - 2008. - № 1. - С. 15-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ