Глава I Теоретические основы коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин 8
1.1 Методика изучения величин в начальной школе 8
1.2 Трудности, испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин 13
1.3 Выявление психолого-педагогических условий организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками .. 20
Глава II Опытное исследование организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин. 30
2.1 Выявление трудностей изучения величин у слабоуспевающих младших школьников 30
2.2 Серия уроков изучения величин с использованием коррекционно-развивающих заданий 33
2.3 Анализ результатов опытного исследования по коррекции трудностей слабоуспевающих младших школьников при изучении величин. 42
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 54
Одна из актуальных проблем современной школы - повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, с учетом реальных возможностей учащихся и условий, в которых протекает их учебная деятельность.
В большинстве случаев учитель пользуется экстенсивным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт, слабоуспевающие младшие школьники относятся к этим занятиям негативно, т.к. они требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, и не всегда дают желаемый результат, приводя лишь к временным положительным сдвигам в усвоении материала, но не устраняя причины слабой успеваемости.
Вышесказанное относится и к особенностям изучения в курсе математики начальной школы величин и их измерений. Данная тема имеет большое значение в плане развития младших школьников. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Проблема обучения слабоуспевающих младших школьников рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского, М.М. Безруких, Г.Ф. Кумариной Н.П. Локаловой, Н.Я Чутко, С.Г. Шевченко и др. Вопросы методики изучения темы величины рассматривали И.И. Аргинская, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.В. Белошистая, В.В.Давыдов, М.И. Моро и др. Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью использовать специальные методы и приемы работы со слабоуспевающими младшими школьниками
В настоящее время в методической литературе разработано много рекомендаций по обучению младших школьников теме величины, но они, как правило, ориентированы на «среднего» ученика, и не учитывают психологических особенностей слабоуспевающих школьников. Это и послужило для выбора темы «Психолого-педагогические условия организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками и постановку проблемы -выявить психолого-педагогические условия коррекционно-развивающей работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения величин в курсе математики начальной школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками.
Гипотеза: коррекционная работа со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
-выявление трудностей изучения величин и причин их возникновения;
-организация обучения с опорой на жизненный опыт ребенка;
-создание условий для осознания учащимися практической значимости пройденного материала;
-использование специальных приемов обучения.
Задачи исследования:
1) теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин;
2) выявить трудности испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин;
3) разработать серию уроков по изучению величин с использованием коррекционной работы и доказать их эффективность.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической методической литературы, школьной документации по исследуемой проблеме;
2) наблюдение за учебным процессом в школе, анализ продуктов детской деятельности;
3) опытно-экспериментальная работа, ее качественный анализ. Практическая значимость исследования: теоретические положения,представленные в работе могут быть использованы на заседаниях УМО учителей начальных классах. Педагогические условия, приемы работы - в процессе непосредственного изучения темы величины со слабоуспевающими младшими школьниками.
Апробация исследования: публикация научной статьи на официальном веб-сайте Всероссийского издания «Портал педагога».
База исследования: МОУ «Чемальская СОШ», 3б класс.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели, задачи работы, объект и предмет и методы исследования, выявлена гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками» раскрыта специфика обучения слабоуспевающих школьников, особенности изучения ими величин. Определены трудности, испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин. Сформулированы психолого -
Во второй главе «Опытное исследование организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин» описана диагностика трудностей и опытное обучение слабоуспевающих младших школьников величинам.
В заключении сделаны выводы по работе. Список литературы насчитывает 53 наименования. В приложениях представлен методический материал, который можно использовать при изучении величин со слабоуспевающими школьниками.
Известно, что эффективная помощь слабоуспевающим младшим школьникам может быть оказана при условии единства диагностической работы, направленной на выявление психологических причин, вызывающих те или иные трудности, возникающие у школьников в процессе обучения, с коррекционной работой по устранению выявленных недостатков. Вышесказанное относится и к особенностям изучения в курсе математики начальной школы величин и их измерений. Данная тема имеет большое значение в плане развития младших школьников. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Это обусловило актуальность настоящего исследования в ходе которого были решены поставленные задачи.
Определяя особенности изучения математики слабоуспевающими младшими школьниками выявили, что трудности учащихся, как правило обусловлены рядом таких факторов как неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля, концентрации внимания на поставленной задаче, частая отвлекаемость, плохая память.
Знание особенностей физического и психического развития слабоуспевающих младших школьников, трудностей, возникающих в процессе изучения каждой конкретной темы и причин их возникновения, а также своевременно принятые превентивные меры по их устранению позволят избежать ненужных осложнений в обучении.
Анализ литературных источников и опыта практической деятельности позволил сформулировать психолого-педагогические условия обучения слабоуспевающих младших школьников вычислительным навыкам:
-выявление трудностей изучения величин и причин их возникновения;
-организация обучения с опорой на жизненный опыт ребенка;
-создание условий для осознания учащимися практической значимости пройденного материала;
Таким образом, цель исследования: определить психолого¬педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин и доказать их эффективность - достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова - М.: Академия, 2010. - 638 с.
2. Анипченко З.А. Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / З.А. Антипченко -М.: 20.1. - 5с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект [Текст]: учебное пособие для студентов / Ю.К. Бабанский - М.: Педагогика, 2010. - 254 с.
4. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - М.: Просвещение, 2009. - 335 с.
5. Барцевич, Е.М. Индивидуальные и дифференцированные подходы к обучению математике [Текст]: методические рекомендации / Е.М. Барцевич / Начальная школа + до и после. - 2005. - № 9. - С. 23-30.
6. Бахир В. К. Развивающее обучение [Текст]: методические рекомендации / Начальная школа - 2011. - №5 - с. 26 - 31.
7. Безручко, Л.В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики [Текст] / Л. В. Безручко / Начальная школа. - 2009. - №8. - С. 50-51.
8. Белошистая, А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе [Текст] / А.В. Белошистая / Вопросы психологии. - 2002. - №6. - С. 32
9. Беримец В.И. Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики [Текст]: учеб. пособие /В.И. Беримец. -М.: 20.1. 25с.
10. Болгарова, М. А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста - № 8. - С. 23-29.
11. Виленкин Н.Я. О понятии величины [Текст] / Н.Я. Виленкин /
Математика в школе. 2013. № 3. С. 4-7
12. Волкова С.И. « Карточки с математическими заданиями и играми» для 1-го класса 1-4 [Текст]: Пособие для учителей / С.И. Волкова - М.: Просвещение, 2010. - 32-36 с.
13. Воронская, Т. Ф. Методические рекомендации по обучению математике детей, испытывающих трудности в обучении: учебно-методическое пособие для учителей и родителей [Текст] / Т. Ф. Воронская. - Москва: Изд-во Аркти, 2002. - 48 с.
14. Глейзер Г.И. История математики в школе [Текст] / Г. И. Глейзер. - М.: Просвещение, 2012. - 375 с.
15. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонееев
- М.: Академия, 2012. - С. 73 -76
16. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников [Текст] / В.В. Давыдов - М., 2011. - 321 с.
17. Дрозд В. Л. Методика начального обучения математике [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Л. Дрозд, А.Т. Касатонова, Л.А. Латотин и др.; Под общ. Ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. - Мн.: Выш. шк., 2013. - 254 с.
18. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / Н. Б. Истомина - М.:, Просвещение, 2012.- 6.
19. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Н.Б. Истомина - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.
20. Истомина Н.Б. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов по спец.
21. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст]: пособие для учителей начальных классов / Т.А. Лавриненко - Саратов.: Лицей, 2013. - 102-123 с.
22. Лебег Г. Об измерении величин [Текст] / Г. Лебег - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -241 с.
23. Локалова, Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику» [Текст]: пособие для учителя / Локалова Н.П. - Москва: Ось; 2003. - 97 с.
24. Моро М.И. «Карточки с математическими заданиями и играми» для 1-го класса 1-4 [Текст]: Пособие для учителей 2-е изд./ Моро М.И., Вапняр Н.Ф. - М.: Просвещение, 2010. - 99 с.
25. Моро М.И. Методика преподавания математики в начальных
классах [Текст] / Моро М.И. Пышкало А.М. - М., 2010. - 336 с.
26. Овчинникова М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах [Текст] / М.В.Овчинникова - Ялта: ЦОП «Надежда», 2010. - 54 с.
27. Паболкова Н.Н. О понятии величины и признаках ее проявления [Текст] / Н.Н. Паболокова // Начальная школа. 2014. №3. с.9- 12.
28. Пасечкина, В. Рекомендации слабоуспевающим школьникам и их учителям [Текст] / В.Пасечкина // Классный руководитель. - 2005. - №3 - С.57
29. Перова, М.Н. Методика обучения математике в школе VIII вида [Текст] / М. Н. Перова. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 408 с.
30. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математики для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: пособие для учителя. - 2-е изд. / М.Н. Перова - М.: Просвещение, Учебная литература, 2010. -144с.
31. Подласый И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый -М.: ВЛАДОС, 2009. -400с.
32. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Репкин // Начальная школа - 2012. №7 , с.19 - 24
33. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности [Текст] / Репкина Г.В., Заика Е.В. - Томск: Пеленг, 2013. - 62 с.
34. Рогонова Н.Ф. Разноуровневые задания по математике [Текст] / Н.Ф. Рогонова // Начальная школа. - 20.3. - №9. - С.79-80.
35. Славина, Л.А. Трудные дети [Текст] / Л.А. Славина - М.: Институт практической психологии, 1998 - 236 с.
36. Смирнов С.И. Педагогика: педагогические теории, системы , технологии [Текст] : учебное пособие / С. И. Смирнов - М.: изд. дом «Академия»,2010. - 309 с.
37. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах [Текст] / П.И.Сорокин - М., 2008. - 127 с.
38. Степанова С.В. Тема «Величины» в курсе математики для 2-го класса [Текст] / С.В. Степанова // Начальная школа. - 2008. № 4. - С. 66.
39. Стойлова Л. П. Математика [Текст] / Л. П. Стойлова - М.: Академия, 2013. - 464 с.
40. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики [Текст] / Л.П. Стойлова, А. М. Пышкало - М., Просвещение, 2010. - 552 с.
41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина - М.: Академия, 2011. - 451 с.
42. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина - М.: Просвещение, 2012. - 374 с.
43. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: Развивающие игры, задания, упражнения [Текст] / Л.Ф. Тихомирова - М.: ТЦ Сфера, 2011. С 28 - 31
44. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики: пособие для родителей и педагогов [Текст] / А.П. Тонких. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 240 с.
45. Фадеева, С.В. Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики [Текст] / С.В.Фадеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - № 4 - С. 31-33.
46. Фаустова, Н.П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе [Текст] / Н.П. Фаустова // Начальная школа. - 2006. - №7. - С. 70-72.
47. ФриДман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] / Фридман Л.М., Кулагина М.Ю - М.: Просвещение, 2011. - 287 с.
48. Чичканова, И.Н. Методика коррекционно-развивающей работы на уроках математики в начальной школе [Текст] / И.Н. Чичканова - Бийск: ГОУ ВПО «АГАО, 2010, - 81 с.
49. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / В.Д. Шадрикова - М.: Просвещение, 2011. - 168 с.
50. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты [Текст] / С. Г. Шевченко -М.: ВЛАДОС, 2011. - С. 16 - 17
51. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин - М., 1995, - 342 с.
52. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии - 2013, -№4 - с. 57 - 61.
53. Эрдниев, П. М. Обучение математики в начальных классах: книга для учителя [Текст] / П.М. Эрдниев. - Издательство: Столетие, 1995.