Психолого-педагогические условия организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин
|
Глава I Теоретические основы коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин 8
1.1 Методика изучения величин в начальной школе 8
1.2 Трудности, испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин 13
1.3 Выявление психолого-педагогических условий организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками .. 20
Глава II Опытное исследование организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин. 30
2.1 Выявление трудностей изучения величин у слабоуспевающих младших школьников 30
2.2 Серия уроков изучения величин с использованием коррекционно-развивающих заданий 33
2.3 Анализ результатов опытного исследования по коррекции трудностей слабоуспевающих младших школьников при изучении величин. 42
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 54
1.1 Методика изучения величин в начальной школе 8
1.2 Трудности, испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин 13
1.3 Выявление психолого-педагогических условий организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками .. 20
Глава II Опытное исследование организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин. 30
2.1 Выявление трудностей изучения величин у слабоуспевающих младших школьников 30
2.2 Серия уроков изучения величин с использованием коррекционно-развивающих заданий 33
2.3 Анализ результатов опытного исследования по коррекции трудностей слабоуспевающих младших школьников при изучении величин. 42
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 54
Одна из актуальных проблем современной школы - повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, с учетом реальных возможностей учащихся и условий, в которых протекает их учебная деятельность.
В большинстве случаев учитель пользуется экстенсивным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт, слабоуспевающие младшие школьники относятся к этим занятиям негативно, т.к. они требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, и не всегда дают желаемый результат, приводя лишь к временным положительным сдвигам в усвоении материала, но не устраняя причины слабой успеваемости.
Вышесказанное относится и к особенностям изучения в курсе математики начальной школы величин и их измерений. Данная тема имеет большое значение в плане развития младших школьников. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Проблема обучения слабоуспевающих младших школьников рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского, М.М. Безруких, Г.Ф. Кумариной Н.П. Локаловой, Н.Я Чутко, С.Г. Шевченко и др. Вопросы методики изучения темы величины рассматривали И.И. Аргинская, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.В. Белошистая, В.В.Давыдов, М.И. Моро и др. Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью использовать специальные методы и приемы работы со слабоуспевающими младшими школьниками
В настоящее время в методической литературе разработано много рекомендаций по обучению младших школьников теме величины, но они, как правило, ориентированы на «среднего» ученика, и не учитывают психологических особенностей слабоуспевающих школьников. Это и послужило для выбора темы «Психолого-педагогические условия организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками и постановку проблемы -выявить психолого-педагогические условия коррекционно-развивающей работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения величин в курсе математики начальной школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками.
Гипотеза: коррекционная работа со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
-выявление трудностей изучения величин и причин их возникновения;
-организация обучения с опорой на жизненный опыт ребенка;
-создание условий для осознания учащимися практической значимости пройденного материала;
-использование специальных приемов обучения.
Задачи исследования:
1) теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин;
2) выявить трудности испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин;
3) разработать серию уроков по изучению величин с использованием коррекционной работы и доказать их эффективность.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической методической литературы, школьной документации по исследуемой проблеме;
2) наблюдение за учебным процессом в школе, анализ продуктов детской деятельности;
3) опытно-экспериментальная работа, ее качественный анализ. Практическая значимость исследования: теоретические положения,представленные в работе могут быть использованы на заседаниях УМО учителей начальных классах. Педагогические условия, приемы работы - в процессе непосредственного изучения темы величины со слабоуспевающими младшими школьниками.
Апробация исследования: публикация научной статьи на официальном веб-сайте Всероссийского издания «Портал педагога».
База исследования: МОУ «Чемальская СОШ», 3б класс.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели, задачи работы, объект и предмет и методы исследования, выявлена гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками» раскрыта специфика обучения слабоуспевающих школьников, особенности изучения ими величин. Определены трудности, испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин. Сформулированы психолого -
Во второй главе «Опытное исследование организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин» описана диагностика трудностей и опытное обучение слабоуспевающих младших школьников величинам.
В заключении сделаны выводы по работе. Список литературы насчитывает 53 наименования. В приложениях представлен методический материал, который можно использовать при изучении величин со слабоуспевающими школьниками.
В большинстве случаев учитель пользуется экстенсивным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт, слабоуспевающие младшие школьники относятся к этим занятиям негативно, т.к. они требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, и не всегда дают желаемый результат, приводя лишь к временным положительным сдвигам в усвоении материала, но не устраняя причины слабой успеваемости.
Вышесказанное относится и к особенностям изучения в курсе математики начальной школы величин и их измерений. Данная тема имеет большое значение в плане развития младших школьников. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Проблема обучения слабоуспевающих младших школьников рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского, М.М. Безруких, Г.Ф. Кумариной Н.П. Локаловой, Н.Я Чутко, С.Г. Шевченко и др. Вопросы методики изучения темы величины рассматривали И.И. Аргинская, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.В. Белошистая, В.В.Давыдов, М.И. Моро и др. Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью использовать специальные методы и приемы работы со слабоуспевающими младшими школьниками
В настоящее время в методической литературе разработано много рекомендаций по обучению младших школьников теме величины, но они, как правило, ориентированы на «среднего» ученика, и не учитывают психологических особенностей слабоуспевающих школьников. Это и послужило для выбора темы «Психолого-педагогические условия организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками и постановку проблемы -выявить психолого-педагогические условия коррекционно-развивающей работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения величин в курсе математики начальной школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками.
Гипотеза: коррекционная работа со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
-выявление трудностей изучения величин и причин их возникновения;
-организация обучения с опорой на жизненный опыт ребенка;
-создание условий для осознания учащимися практической значимости пройденного материала;
-использование специальных приемов обучения.
Задачи исследования:
1) теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин;
2) выявить трудности испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин;
3) разработать серию уроков по изучению величин с использованием коррекционной работы и доказать их эффективность.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической методической литературы, школьной документации по исследуемой проблеме;
2) наблюдение за учебным процессом в школе, анализ продуктов детской деятельности;
3) опытно-экспериментальная работа, ее качественный анализ. Практическая значимость исследования: теоретические положения,представленные в работе могут быть использованы на заседаниях УМО учителей начальных классах. Педагогические условия, приемы работы - в процессе непосредственного изучения темы величины со слабоуспевающими младшими школьниками.
Апробация исследования: публикация научной статьи на официальном веб-сайте Всероссийского издания «Портал педагога».
База исследования: МОУ «Чемальская СОШ», 3б класс.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели, задачи работы, объект и предмет и методы исследования, выявлена гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками» раскрыта специфика обучения слабоуспевающих школьников, особенности изучения ими величин. Определены трудности, испытываемые слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин. Сформулированы психолого -
Во второй главе «Опытное исследование организации коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин» описана диагностика трудностей и опытное обучение слабоуспевающих младших школьников величинам.
В заключении сделаны выводы по работе. Список литературы насчитывает 53 наименования. В приложениях представлен методический материал, который можно использовать при изучении величин со слабоуспевающими школьниками.
Известно, что эффективная помощь слабоуспевающим младшим школьникам может быть оказана при условии единства диагностической работы, направленной на выявление психологических причин, вызывающих те или иные трудности, возникающие у школьников в процессе обучения, с коррекционной работой по устранению выявленных недостатков. Вышесказанное относится и к особенностям изучения в курсе математики начальной школы величин и их измерений. Данная тема имеет большое значение в плане развития младших школьников. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Это обусловило актуальность настоящего исследования в ходе которого были решены поставленные задачи.
Определяя особенности изучения математики слабоуспевающими младшими школьниками выявили, что трудности учащихся, как правило обусловлены рядом таких факторов как неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля, концентрации внимания на поставленной задаче, частая отвлекаемость, плохая память.
Знание особенностей физического и психического развития слабоуспевающих младших школьников, трудностей, возникающих в процессе изучения каждой конкретной темы и причин их возникновения, а также своевременно принятые превентивные меры по их устранению позволят избежать ненужных осложнений в обучении.
Анализ литературных источников и опыта практической деятельности позволил сформулировать психолого-педагогические условия обучения слабоуспевающих младших школьников вычислительным навыкам:
-выявление трудностей изучения величин и причин их возникновения;
-организация обучения с опорой на жизненный опыт ребенка;
-создание условий для осознания учащимися практической значимости пройденного материала;
Таким образом, цель исследования: определить психолого¬педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин и доказать их эффективность - достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Это обусловило актуальность настоящего исследования в ходе которого были решены поставленные задачи.
Определяя особенности изучения математики слабоуспевающими младшими школьниками выявили, что трудности учащихся, как правило обусловлены рядом таких факторов как неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля, концентрации внимания на поставленной задаче, частая отвлекаемость, плохая память.
Знание особенностей физического и психического развития слабоуспевающих младших школьников, трудностей, возникающих в процессе изучения каждой конкретной темы и причин их возникновения, а также своевременно принятые превентивные меры по их устранению позволят избежать ненужных осложнений в обучении.
Анализ литературных источников и опыта практической деятельности позволил сформулировать психолого-педагогические условия обучения слабоуспевающих младших школьников вычислительным навыкам:
-выявление трудностей изучения величин и причин их возникновения;
-организация обучения с опорой на жизненный опыт ребенка;
-создание условий для осознания учащимися практической значимости пройденного материала;
Таким образом, цель исследования: определить психолого¬педагогические условия коррекционной работы со слабоуспевающими младшими школьниками при изучении величин и доказать их эффективность - достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Психологическое сопровождение учащихся начальной школы,
испытывающих трудности в обучении
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017



