Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической характеристики лекарственных растений

Работа №14779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы76 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
698
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Физико-географическая характеристика ареала произрастания
лекарственных растений в окрестностях г. Бийска 5
1.1. Рельеф и геологическое строение 5
1.2. Климат 6
1.3. Почвы 7
1.4. Гидрологический режим 8
1.5. Растительность 10
1.6. Методы исследования 12
Глава 2. Хозяйственная и эколого-географическая характеристика видов лекарственных растений 19
2.1. Хозяйственная характеристика 19
2.2. Морфологическая характеристика 23
2.3. Химический состав 28
2.4. Меры охраны краснокнижных лекарственных растений 31
Глава 3. Формирование экологической и валеологической культуры школьников с использованием знаний о дикорастущих лекарственных растениях 33
3.1. Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у
учащихся 33
3.2. Состояние процесса развития валеологической воспитанности
учащихся 40
3.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического
мониторинга валеологической воспитанности у учащихся 50
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 66


Лекарственные растения - это группа растений, используемых в медицине. Они являются источником получения лекарственного сырья.
Вещества, вырабатываемые растениями, обладают целебными свойствами. Лечение травами известно еще с глубокой древности. Эти растения привлекают внимание очень многих исследователей. Сколь ни эффективны новые препараты, скромные травы наших лесов пользуются доверием пациентов.
Цель работы - на основе организации исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической характеристики лекарственных растений разработать и апробировать модель формирования экологической и валеологической культуры школьников.
Задачи:
1) Оценить физико-географические условия района исследований.
2) Выявить лекарственные виды растений на исследуемой территории.
3) Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся.
4) Провести оценку развития у учащихся уровня валеологической воспитанности.
Методы исследований:
- анализ педагогической и научной литературы по проблеме исследования;
- рекогносцировочный осмотр территории;
- исследование древостоя и определение высот деревьев;
- проведение таксономического и экологического анализа видов лекарственных растений;
- рассмотрение теории педагогического мониторинга в образовании;
- беседы с детьми, анкетирование, педагогический эксперимент.
Основной проблемой современной школы является обучение элементам технологии самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим, процесс организации исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической характеристики лекарственных растений может считаться актуальным.
Полученные результаты целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений в деятельности учителей-предметников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследовательская деятельность - одна из базовых форм познания окружающего мира человеком. Она играет приоритетную роль в овладении знаниями из различных отраслей знаний, развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта.
Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребенка, а также построение образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеют давнюю
традицию.
В соответствии с современным ФГОС, а также ценностных ориентиров общего образования, проблема развития исследовательской деятельности обучающихся приобретает особую актуальность. Противоречие между необходимостью развития у учащихся исследовательской деятельности, с одной стороны, и отсутствием целостной системы отслеживания ее в массовой общеобразовательной школе - с другой, делает выбранную нами проблему своевременной для решения.
Теоретические основы организации исследовательской деятельности у учащихся позволили определить понятие педагогический мониторинг. В основу понятия педагогический мониторинг положена трактовка Ган, которая утверждает, что педагогический мониторинг - это система исследовательских процедур, позволяющих отслеживать качество знаний, умений и навыков и изменение показателей в конкретном объекте за определенный период времени, а также наблюдать и контролировать процесс с целью прогнозирования и принятия соответствующего решения, выбора средств и методов педагогического воздействия.
В ходе исследования были выявлены подходы к развитию научно-исследовательской деятельности в психолого-педагогической литературе. Этот личностно-ориентированный подход позволяет организовывать помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно¬значимых и общественно приемлемых аспектах.
Поисковая деятельность рассматривается как необходимое и важнейшее интегральное качество личности, включающее в себя три компонента: когнитивного, мотивационно - ценностного и деятельностного.
Для изучения исходного уровня сформированности поисково-исследовательской деятельности учащихся седьмого класса были подобраны задания, на основе которых было проведено исследование с последующей обработкой полученных результатов.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) Анализ уровня сформированности исследовательской деятельности показал, что высокий уровень в классе проявили 8,3% учеников, средний уровень показали 37,5% учеников, низкий уровень представлен наибольшими показателями - 54,2% (прилож. 5).
2) Родители имеют представление о здоровом образе жизни, однако не всегда придерживаются его сами, хотя и осознают необходимость развития у детей валеологической воспитанности. По данным исследования, больше всего родителей (64,5%) были отнесены к пассивно-негативному уровню. Это семьи, отличающиеся низким уровнем валеологической воспитанности. Активно-субъектный уровень характерен лишь для 28% родителей, ситуативно-активный - для 7,4% (прилож. 3).
3) Содержательно-технологический этап включил создание проекта педагогической технологии по развитию исследовательской деятельности у учащихся. При разработке содержания технологии применили модульную организацию обучения для целостного изучения каждой темы. Модуль имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую часть.
Первая формирует теоретические знания, вторая - практические умения, полученные на основе приобретенных знаний. Содержание познавательного материала представлено в восьми модулях: 1-ый модуль - "Познай самого себя"; 2-ой модуль - "Здоровье и окружающая среда"; 3 - ий модуль - "Питание и здоровье"; 4-ый модуль "Здоровье и движение"; 5 - ый модуль "Природа нашего края и здоровье"; 6-ой модуль - "Основы личной безопасности и профилактика травматизма (знай и будь осторожным)"; 7 - ой модуль - "Культура потребления медицинских услуг"; 8-ой модуль - "Здоровый образ жизни и культура человека".
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение: модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс организации исследовательской деятельности обучающихся более эффективным, если:
- будет включать адаптационно - установочный, исходно - диагностический и содержательно - технологический этапы;
- поисковая деятельность будет рассмотрена как интегративное качество личности, включающее сформированность исследовательского компонента, состоящего из трёх аспектов: когнитивного, мотивационно - ценностного и деятельностного.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что организация исследовательской деятельности учащихся - достаточно непростой педагогический метод.
Уместно рассматривать исследовательскую деятельность как один из факторов педагогического процесса, который формирует даже не столько знания, сколько научные и культурные навыки школьников.
Не стоит забывать, что мы пытаемся проводить научную работу с людьми, еще не определившимися в своих желаниях, способностях и склонностях. Поэтому необходимо рассматривать исследовательскую работу школьников как средство культурного воспитания будущих граждан России. Может быть, наш ученик никогда не станет ученым; может, он станет бизнесменом, чиновником, журналистом. Но, будем надеяться, он навсегда оставит в себе ту самую частичку истинного поиска.



1. Алгазин, В.С. Полезные растения Западной Сибири [Текст] / В.С. Алгазин. - Новосибирск: Обл. roc. изд-во, 2005. - 201 с.
2. Ареал, экология и хозяйственное значение видов флоры Алтайского края [Текст]: метод. указания для написания курсовых и дипломных работ студентами географического и биологического факультетов / В.А. Рассыпнов, Н.В. Ревякина. - Барнаул: Ary, 2008. - 46 c.
3. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения, бактерии, грибы, Лишайники [Текст] / А.Е. Богоявленская. - М: Просвещение: АО «Учебная литература», 2006. - 192 с.
4. Ботаника с основами фитоценологии [Текст]: учебное пособие по написанию контрольных курсовых и дипломных работ /Автор-сост. - к.с.- х.н., доцент T.R Важова. - Бийск, 2002. -70 c.
5. Бочкарева, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания уч-ся [Текст]: пособие для учителя / Н.Ф. Бочкарева. - Калуга, Институт усовершенствования учителей, 2006. - 122 с.
6. Бурлакова, JI.M. Почва Алтайского края [Текст] / JI.M. Бурлакова JI.M. Татаринцев, B.A. Рассыпнов. - Барнаул, 2008. - 301 с.
7. Важова, Т.И. Методические рекомендации к полевой практике по ботанике [Текст] / Т.И. Важова. - Бийск - 2009. - 48 с.
8. Верещагина, M.B. Встреча с зелёным другом [Текст] / M.B. Верещагина. - Барнаул: изд-во АГУ, 2006. - 178 с.
9. Выращивание лекарственных растений в саду [Текст] / Г.С. Левандовский, Е.М. Немова. - Новосибирск. Новосибирское книжное издательство, 2012. - 288 с.
10. Денисова, C.M. Полевая практика по экологии [Текст] / C.M. Денисова. - Минск, 1999. - 60 c.
11. Дерево земли, на которой я живу [Текст]: регион. компонент к прогр. Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. H.A. Понаморёва, И.И.
Капустина / научн. ред. д.б.н., проф. В.А. Рассыпнов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 41 с.
12. Еленевский, А.Г. и др. Ботаника высших или наземных растений [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Еленевский, М.П. Соловьёва, В.Н.Тихомиров. - 2-е изд. - М. Академия, - Минск, 2011. - 432 с.
13. Зыкова, Е.Ю. Автореферат Флоpa Бие-Катунского междуречья в пределах предгорий и низкогорий Алтая [Текст] / Е.Ю. Зыкова. - Новосибирск, 2000. - 351 с.
14. Ипатов, В.С. Фитоценоология [Текст]: учебник для вузов / В.С. Ипатов, Л.Н. Кирикова. - C.-Пб. M3 Изд-во ун-та, 2009. - 315 c.
15. Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники [Текст]: пособие для учит. / Г.С. Калинова,
A. Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 2009. - 224 c.
16. Корчагина, В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники [Текст]: учебник для 6-7 кл. сред шк. 24-e изд. / В.А. Корчагина. - M.: Просвещение, 2013. - 256 с.
17. Красная книга растений Алтайского края [Текст]: методическое пособие для студентов географического и биологического факультетов / М.М. Силантьева. А.И. Шмаков. - Барнаул: изд-во АГУ, 2014. - 119 c.
18. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений [Текст] / М.М. Силантьева. А.И. Шмаков. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 306 с.
19. Красная книга: редкие исчезающие растения и животные Бийского района Алтайского края, нуждающиеся в охране [Текст] / T.O. Стрельникова,
B. Ю. Петров. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2009. - 316 с.
20. Кузнецова, В.И. Уроки биологии: 6-7кл: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники [Текст]. Книга для учителя 2-е изд., перераб / В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2011. - 191c.
21. Куминова, А.В. Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири [Текст] / А.В. Куминова. - Новосибирск: Изд-во Сиб.отделения AH, 2013. - 310 c.
22. Кучин, А.П. Флора и фауна Алтая-Горно-Алтайск [Текст] / А.П. Кучин. - Минск, 2001. - 263 с.
23. Лежнев, Г.И. Полезные растения окрестностей г. Бийска [Текст] / Г.И. Лежнев. - Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. - 102 c.
24. Лекарственные растения Алтайского края [Текст] / АГУ научно- исследоват институт горного природопользования / Н.В. Ревякина - Барнаул, 2014 - 140 с.
25. Лекарственные растения / Растения-целители [Текст]: Справ. пособие / А.Ф. Гаммерман, Г.Н. Кадаев А.А. Яценко-Хмелевский. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2010. - 343 с.
26. Методика обучения ботанике [Текст] / Н.В. Падалко, В.Н. Федорова, Н.И. Шапашников и др. Под общ. ред. Н.В. Падалко. -3-е изд.-M.:. Просвещение, 2012. - 351 c.
27. Общая методика обучения биологии [Текст]. учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.Н. Понаморёва, B. П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: изд. центр «Академия», 2013 - 272 с.
28. Определитель растений Алтайского края [Текст] / Н.М. Красноборов, М.Н. Ломоносова, Д.Н. Шауло и д.р. - Новосибирск: Изд-во COPAM, филиал «Гео», 2003. - 634 c.
29. Определитель растений Алтайского края и Республики Алтай [Текст] / Е.П Черняева, В.М. Остроумова. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - 251 c.
30. Особо охраняемые природные территории города Бийска [Текст] / E.A. Дзагоевa, r.C. Петрищева, H.A. Цехановская, C.JI. Бакланова. - Бийск, 1999. - 86 c.
31. Парамонов, Е.Г.. Лесовосстановление та Алтае [Текст] / Е.Г. Парамонов, Я.Н. Ишутин, B.A. Саета. - Барнаул, 2000 - 312 с.
32. Биология 6 кл. Бактерии. Грибы. Растения [Текст]: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2001. - 272 с.
33. Пастушенков, Л.В. Лекарственные растения. Использование в народной медицине и быту [Текст] / Л.В. Пастушенков, А.Л. Пастушенков. - Л.: Лениздат, 1990. - 278 с.
34. Петрищева, Г.С. Системное использование учебника биологии в разделе растения [Текст]: учеб. пособие / Г.С. Петрищева. - Бийск: Изд-во
БиГПИ, 1998. - 90 с.
35. Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири. Новосибирская область и Алтайский край [Текст] / А.В. Куминова. - Hoвocибирcк: изд. Сибирского отделения AH CCCP, 1963. - 442 c.
36. Рассыпное, В.А. Уроки экологии в 7 классе [Текст]: метод. пособие для учителей. / В.А. Рассыпнов, Л.П. Устьянцева, Р.И. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 1998. - 51 c.
37. Ревякин, В.С. География Алтайского края [Текст] / В.С. Ревякин, Н.В. Ревякина, А.В. Малиновский. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 2005. - 136 с.
38. Ревякина, Н.В. Флора Алтайского края [Текст] / Н.В. Ревякина. - Барнаул, 2006. - 212 c.
39. Региональный компонент к программе «Игровая экология» [Текст] / T.B. Шпотова. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. - 31 c.
40. Самые-самые широко распространенные растения Алтайского края [Текст] / М.М. Силантьева, А.И. Шмаков. - Барнаул, 1998. -109 с.
41. Свиридов, Г. Растения и здоровье лечебные и пищевые свойства [Текст] / Г.М. Свиридов. - M: Профиздат, 1992. - 272 c.
42. Сотник, В.Ф. Кладовая здоровья [Текст]: альбом-2-е изд. / В.Ф. Сотник. - М.:Лесная промышленность, 1990. - 64 c.
43. Трофимова, И.В. Есть в травах и цветах целительная сила // Биология в школе [Текст] / И.В. Трофимова. - M: Профиздат, 2002. - 172 c.
44. Флора Сибири. Новосибирск [Текст] / В.Н.Тихомиров. - Изд-во
PAH, 2002. - 13 c.
45. Хржановский, В.Г. Практический курс ботаники [Текст] / В.Г. Хржановский, З.Д. Прянишников, В.Н. Исаин. - Изд-во «Высшая школа» Москва, 1993 - 302 с.
46. Шретер, А.И. Как находят лекарственные растения? [Текст] / А.И. Шретер, Н.А. Крылова.- M.: «Дрофа», 2003. - 115 с.
47. Экологическое воспитание детей и молодежи [Текст]: пособ. для дошкольных учреждений и школ / П.П. Костенкова. - Барнаул: изд. «Анна Поом и К, 2005 - 160 c.
48. Энциклопедия Алтайского края. B 2 т. [Текст] / В. Т. Мищенко. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995 - 268 c.
49. Яковлев, Г.П. Ботаника [Текст]: учебник для вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько. - С.-Пб: Издательство СПХФА, 2000. - 680 c.
50. Яковлев, Г.П. Ботаника для учителя [Текст] / Г.П. Яковлев, Л.Б. Аверьянов. - М.: Просвещение, 1997. - 336 с.
51. Ярошенко, П.Д Геоботаника [Текст] / П.Д. Ярошенко. - М- Ленинград. Издательство AH CCCP, 1961 - 259 c.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ