Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №14772

Тип работы

Диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы 95 cтр.
Год сдачи2018
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
956
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение.......................................................................................................................3
ГЛАВА I. Проблема знаково-символической деятельности в современной психолого-педагогической литературе.....................................................................9
1.1.Теоретические положения Л.С.Выготского о знаковой системе и проблемы знаково-символической деятельности в психолого-педагогической литературе....................................................................................................................9
1.2.Замещение как система единой знаково-символической деятельности........18
1.3.Особенности знаково-символического опосредования у дошкольников.....28
Выводы по первой главе..........................................................................................30
ГЛАВА II. Изучение знаково - символической деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.........................................................31
2.1.Психолого – педагогическая характеристика знаково-символической деятельности как средства коррекционно-развивающей работы.........................31
2.2.Генезис знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте.......................................................................................................................36
2.3.Особенности знаково-символической деятельности у дошкольников с общим недоразвитие речи........................................................................................40
Выводы по второй главе...........................................................................................42
ГЛАВА III. Экспериментальное изучение знаково - символической деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.............................................................................................................................43
3.1.Организация исследования.................................................................................43
3.2.Модель развития знаково-символической деятельности у старших дошкольников............................................................................................................63
Выводы по третьей главе..........................................................................................71
Заключение.................................................................................................................72
Список литературы....................................................................................................74
Приложение................................................................................................................95


Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который утвержден приказом Минобрнауки России целью обозначенных в ФГОС ДО направлений развития и образования детей дошкольного возраста является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, условием чего является онтогенетически последовательное обогащение детского развития за счет присвоения детьми различных культурных средств, позволяющих ребенку познавать окружающий мир, «открывать» себя и окружающих, входить в мир природы и человеческой культуры. Среди этих культурных средств самыми значимыми для человека являются знаково-символические средства как средства «опосредствующие культурой развивающееся сознание». Способность к использованию знаково-символических средств как способность к знаково-символическому опосредствованию действительности особенно активно формируется у детей в дошкольном детстве в условиях детских видов деятельности.
Особую группу познавательных общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из предметной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); кодирование - замещение (использование символов вместо реальных объектов), декодирование - обратный перевод.
Ребёнок в совместном бытии со взрослыми учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами разных видов, что является, существенным фактором не только интеллектуального, но и общего психического, личностного развития ребёнка, «очеловечивания» его психики. Практически любая современная деятельность связана с необходимостью освоения различных знаково-символических средств: это общение, предметная деятельность, игра, учение, и разные формы труда и творчества (Е. Е. Сапогова, В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина и др).
Проблема генеза знаково-символической деятельности, её природы, функций и форм существования является настолько сложной, многосторонней и меж предметной, что ещё Жан Пиаже признавал ее, чуть ли не самой запутанной областью науки. Будучи предметом исследования разных наук, знаковая (семиотическая, символическая) функция (деятельность) получала разную трактовку в философии, логике, языкознании, семиотике, психологии, но до сих пор многие её аспекты остаются чуть ли не полностью неизученными. Более того, такая сложность и разветвлённость проблемы в известном смысле отпугивает исследователей, о чём косвенно свидетельствует ограниченное число публикаций и теоретического, и тем более экспериментального характера.
Актуальность познания сущности знаковой деятельности, роли знака в процессах «очеловечивания человека», связей знаковой деятельности с мышлением и творчеством не подлежит сомнению и с каждым годом становится всё отчётливее и напряжённое.
Содержанием знаково-символической деятельности дошкольников является освоение и использование знаковых средств для моделирования реальной действительности и экспериментирования, оперирования знаковыми моделями в процессе творческого познания мира. Выбор такого объекта связан с представлениями о том, что именно в дошкольном возрасте нагляднее всего видны основные «узлы» формирования знаково-символической деятельности. Именно в этом возрасте, как известно, формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического мышления, первые формы креативности и т.д.
Проблема целенаправленного формирования знаково-символической деятельности применительно к детям, имеющим общее недоразвитие речи, до настоящего времени не ставилась, хотя на протяжении ряда лет предпринимались попытки использования знаково-символических средств в качестве эффективного методического приема, облегчающего усвоение детьми с нарушениями речи определенных знаний, умений и навыков (Н.Е. Новгородская, Т.А. Ткаченко, И.И. Цвелева, В.В. Юртайкин и др.).
Таким образом, значимость и недостаточная изученность проблемы формирования основ знаково-символической деятельности у детей с общим недоразвитием речи указывают на необходимость ее научно-теоретической и практической разработки, что и определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: знаково – символическая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности знакового опосредования символической деятельности у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Цель исследования: выявить особенности замещения как основы знаково-символической деятельности у старших дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические аспекты проблемы знаково – символической деятельности в философской, психолого – педагогической литературе;
• Систематизировать научные основания формирования знаково – символической деятельности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста;
• Исследовать замещение у детей 5-6 лет с ОНР как систему единой знаково – символической деятельности;
• Разработать психолого-педагогическую модель развития знаково-символической деятельности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способность к знаково-символическому опосредствованию отличается рядом особенностей.
Научная новизна исследования определяется тем, что получены новые научные данные о специфике замещения у дошкольников с ОНР.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации научно - методических подходов к проблеме знаково – символической деятельности, в теоретическом обосновании принципов и содержания формирования замещения у детей с общим недорозвитием речи а также в расширении научных представлений о развитии знакового опосредования у дошкольников в речевыми нарушениями и нормой речевого развития, что вносит вклад в понимание закономерностей детского развития.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана психолого- педагогическая модель формирования знаково – символической деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, которая может обеспечить повышение качества коррекционно-развивающей работы, позволяя определить научно обоснованные пути совершенствования содержания, методов работы с рассматриваемой категорией детей.
Данная работа реализуется на общетеоретической платформе, изложенной в работах Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова и других, считающих знаково-символическую деятельность идеальной, умственной, формирующейся во внешней деятельности ребёнка и имеющей как результат развития выход в самостоятельную творческую, креативную деятельность, порождающую новые идеи, образы, знаковые системы в материальном или идеальном планах.
Теоретико-методологическую основу работы составили следующие положения:
• Учение Л.С. Выготского о символической деятельности как главном средстве социализации ребенка, согласно которому качественное своеобразие развития психики определяется усвоением культурных форм поведения, а основным содержанием этих форм являются знаковые процессы;
• На общефилософском уровне: понимание знака как определенной стороны, аспекта человеческого отношения к объективной реальности, как элемента, занимающего определенное место в сложной структуре человеческой деятельности, средства ориентирования в объективном мире и управления человеком собственным поведением (Г.Гегель, К.Маркс, Л.А.Абрамян, А.А.Ветров, А.М.Коршунов, Л,С.Резников, Л.В.Уваров и др.);
• На общенаучном уровне: фундаментальные положения отечественной и зарубежной науки о порождении, функционировании и структуре возможного в деятельности человека (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, З.Фрейд и др.); концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
• На конкретно-научном уровне: теория поэтапного формирования умственных действий, идеи оптимизации и гуманизации педагогического образования, принципы связи теории и практики, единства познавательной и практической деятельности, активности личности в обучении (П.Я.Гальперин, М.В.Гамезо, Г.А.Глотова, Р.И.Говорова, Н.Г.Салмина и др.).
Ключевыми понятиями, используемыми в работе, стали следующие: знак, символ, знаковые системы и средства, знаково-символическая деятельность, замещение, моделирование, умственное экспериментирование, воображение, творчество, психическое развитие, человеческая субъективность, событие.
Методы исследования: теоретические методы: анализ и синтез данных научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: констатирующий эксперимент.
Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Базой исследования является: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 г. Мурманск.
Выборку составили: 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет с ОНР и 20 детей с нормальным речевым развитием.
Этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017 г.г.) было изучено состояние проблемы исследования в психолого-педагогической теории и практике, определены задачи и методы исследования, теоретически обоснована методика констатирующего эксперимента.
На втором этапе был организован и проведен констатирующий эксперимент (2016-2017 г.г.). В нем приняли участие 40 дошкольников: из них 20 дошкольников с общим недоразвитием речи, 20 их сверстников с нормальным речевым развитием.
Третий этап (2017-2018 г.г.) включал экспериментальное обучение и оценку его эффективности.
Четвертый этап исследования (2017-2018) включал анализ и обобщение полученных результатов, оформление основных выводов, написание и оформление диссертационного исследования.
Структура и объем диссертации: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования представлены: на IX международной научно-практической конференции "Студенческий научный форум 2017" (Москва 2017), Сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 томах - 2017 (Чебоксары 2017).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство авторов отмечают связь развития знаково-символической функции с тремя основными видами деятельности – речь, изобразительная и игровая деятельность [10]. Каждому виду деятельности соответствует определенные средства знаков-символической системы:
- речь – язык (слово),
- изобразительная деятельность – графические средства,
- игра – предметы-заместители.
С возрастом виды знаково-символической деятельности усложняются, становятся более разнообразными и комбинированными: понятия (знаки), поступки, предметные действия, художественные образы, пространственные (квазипространственные) схемы, модели, символы в узком понимании, семантические коды (оценки), метафоры и др.
Дошкольный возраст сопровождается преодолением «феномена стекла» (например, ребенок учится различать цифру и число, слово и его значение). Эксперименты Н.Г.Морозовой и Л.С. Выготского выявили неспособность ребенка произвольно поменять название предмета, сохраняя его значение (например, корову не может назвать кошкой). Такое явление получило название «феномена стекла» [10].
В дошкольном возрасте происходит становление знаково-символической деятельности – моделирования. Модель представляет собой наглядное отображение структуры и существенных характеристик отображаемого объекта. Благодаря этому она решает задачу связи конкретных чувственных образов и абстрактных понятий в сознании ребенка, выступает культурной формой и обеспечивает переход от эмпирических представлений о реальности к научным. Использование моделей как средства познания способствует развитию обобщений и освоению абстрактных понятий, накопленных человечеством. Овладение ребенком моделированием требует специально организованного развивающего обучения. Показателем развития знаково-символической функции является формирование абстрактных и обобщенных научных понятий.
Таким образом, в психологии сложилась определенная система взглядов на понимание знаково-символической деятельности.
Во-первых, образование знаково-символических средств замещения предметов действительности;
во-вторых, произвольное использование знаково-символических форм;
в-третьих, формирование знаково-символической деятельности происходит на начальных этапах в тесном сотрудничестве со взрослым, имеющим тенденцию к угасанию (скаффолдинг);
в-четвертых, знаково-символические формы и средства проходят развитие от обозначения чувственно-конретного содержания к обобщенно-абстрактному,
в-пятых, становление и развитие форм знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте, особенно для детей с онр, является предпосылкой овладения письменной речью, которая рассматривается как вторичная по отношению к устной.
Результаты исследования констатирующего эксперимента позволяют сказать, что у детей с общим недоразвитием речи уровень исследованных показателей ниже, чем у детей с нормой. У большинства обследуемых детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи развитие знаково-символической деятельности не соответствует норме, что характеризуется наличием большого количества ошибок.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. – 2013.- 15 января.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.- 32с.
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) // Российская газета. – 2013. – 15 сентября.
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. – 2013. - 25 октября.
• Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550 // Российская газета. – 2013. - 25 октября.
• Амельченко,ˎ Т.В.ˎ Социально-ориентированнаяˎ педагогическаяˎ ситуацияˎ какˎ средствоˎ профессиональногоˎ становленияˎ будущегоˎ специалистаˎ [Текст] /ˎ Т.В.ˎ Амельченкоˎ //ˎ Вестникˎ Бурятскогоˎ государственногоˎ университета.ˎ -ˎ 2015.ˎ -ˎ №ˎ 15.ˎ -ˎ С.ˎ 87ˎ –ˎ 92.
• Амельченко,ˎ Т.В.ˎ Стратегияˎ обученияˎ анализуˎ социально-педагогическихˎ ситуацийˎ вˎ формированииˎ профессиональнойˎ компетентностиˎ будущегоˎ социальногоˎ педагогаˎ [Текст] /ˎ Т.В.ˎ Амельченкоˎ //ˎ Вестникˎ Бурятскогоˎ государственногоˎ университета.ˎ -ˎ 2014.ˎ -ˎ №ˎ 15.ˎ -ˎ С.ˎ 138ˎ -ˎ 143.
• Батюта, М.Б. Возрастная психология[Текст]: Учебное пособие / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
• Безрукова, Е.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований в период обучения грамоте [Текст] / Е.И. Безрукова // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 5. - С.35–43.
• Белановская, О.В. Знаково-символическая деятельность как фактор формирования личностной субъективности [Текст] / О.В. Белановская // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2015. – №1(17). – С. 40-48.
• Белановская, О.В. Проблемы генезиса знаково-символической деятельности/О.В.Белановская // Психологический журнал. – 2009. – № 4. – С. 11–17.
• Белая, К.Ю. Модель образовательной программы ДОУ[Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Наука, 2011. - 237 с.
• Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленко // Психол. Журнал.- 2016. - т.16. - №5. - С.49-58.
• Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология[Текст]: Учебное пособие / А.К. Болотова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2015. - 526 c.
• Бордовская, Н.В. Психология и педагогика[Текст]: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
• Будякова Т.П. Знаково-символическая деятельность и её генез: Учебное пособие. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. — 48 с.
• Васильева, М.А. Основная образовательная программа От рождения до школы [Текст] / М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 224 с.
• Вульфов, Б.З. Психология и педагогика[Текст]: Учебник для бакалавров / Б.З. Вульфов. - М.: Юрайт, 2015. - 724 c.
• Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт-К, 2014. – 556 с.
• Гаврилушкина О.П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект / О.П. Гаврилушкина // Культурно-истор. психология. – 2006. – № 1. – С. 40–47.
• Гориц, Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников [Текст] / Ю.М. Гориц. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2016. - 134 с.
• Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш, В.Е. Клочко. - М.: Владос-Пр., 2013. - 264 c.
• Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты [Текст] / Р.А. Дунилова, Л.Г. Бобрикова // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 3. - С.5–11.
• Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников [Текст] / О.Л. Зверева. – М.: НИИ школьных технологий, 2017. – 81 с.
• Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.
• Кочетова, Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений [Текст] / Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование.- 2016. - №3. - С. 77-87.
• Красовская, Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. В. Красовская, А. Н. Данилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 80-82.
• Курпас, Л. Понимание и переживание эмоций [Текст] / Л. Курпас // Школьный психолог. - 2016.- № 11.- С.18-20.
• Майер, А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ [Текст]: Методическое пособие / А.А. Майер, О.И. Давыдова. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2015 - 154 с.
• Мандель, Б.Р. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
• Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
• Павленко, Н.Н. Психология и педагогика[Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Павленко. - М.: КноРус, 2016. - 496 c.
• Парамонова,ˎ Л.А.ˎ Качествоˎ современногоˎ дошкольногоˎ образования:сˎ старшегоˎ воспитателяˎ дошкольногоˎ учрежденияˎ [Текст] /ˎ Л.А.ˎ Парамонова.ˎ –ˎ М.:ˎ МЦФЭР,ˎ 2017.ˎ –ˎ 340ˎ с.
• Пастюк, О.В. Психология и педагогика[Текст]: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
• Попова,ˎ Е.В.ˎ Предметно-развивающаяˎ средаˎ вˎ ДОУˎ какˎ пространствоˎ дляˎ социальногоˎ развитияˎ дошкольниковˎ [Текст] /ˎ Е.В.ˎ Поповаˎ //ˎ Проблемыˎ иˎ перспективыˎ развитияˎ образования:ˎ материалыˎ VIIˎ междунар.ˎ науч.ˎ конф.ˎ –ˎˎ 2015.ˎ –ˎ 100с.
• Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения [Текст] / С.Д. Поляков. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 191 с.
• Рудакова, А.В. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности [Текст] / А.В. Рудакова // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1003-1005.
• Покровская, Л.П. Модели объектов и их назначение: моделируем сказку[Текст] / Л.П. Покровская // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. № 1. - С.76–80.
• Сальникова, С.В. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика [Текст] / С.В. Сальникова, М.О. Ткаченко // Эксперимент и инновации в школе. - 2016. - № 2. - С.16–23.
• Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 2000.— 288 с.
• Сапогова, Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-симво лическойдеятельности дошкольника / Е.Е.Сапогова // Вопросы психологии. –2000. – № 5–6.–С.26–31.
• Сергеева, Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий [Текст] / Л.В. Сергеева // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 1. - С.28–31.
• Сиденко, А.С. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС [Текст] / А.С. Сиденко, Е.А. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. - 2016. - № 1. - С.40–48.
• Сиденко, Е.А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста) [Текст] / Е.А. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 4. - С.15–20.
• Сиденко, Е.А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения [Текст] / Е.А. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 4. - С.35–48.
• Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов [Текст] / С.И. Самыгин, Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.
• Ситникова, О.С. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ситникова // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 633-634.
• Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.: МПСИ, 2015.-224 с.
• Сохин, Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками [Текст] / Ф.А. Сохин. //Подготовка детей к школе в детском саду. – М.: Владос, 2016.-160 с.
• Федорова, С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение[Текст]: учеб. пособие / С.Н. Федорова. - М.: ФОРУМ, 2016. — 176 с.
• Федина, Н.В. О концептуальных подходах к разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Н.В. Федина. - М.: Академия, 2017. - Том № 1. - 296 с.
• Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М: Владос. 2014. – 205 с.
• Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Дефектология. — 2014. — № 4. –С.45-54.
• Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
• Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
• Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
• Шибирова, Н.В. Модель проектирования урока в развивающем обучении [Текст] / Н.В. Шибирова // Эксперимент и инновации в школе. - 2016. - № 2. - С.23–29
• Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 348 с.
• Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
• Российское образование Федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php
• Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school.edu.ru
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcpro.ru
• ФГОС дошкольного образования. - [Электронный ресурс] . – Режим доступа :http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html














Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ