Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №30963

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2042
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 10
1.1. Анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста в
отечественной и зарубежной науке 10
1.2. Трудности социализации детей дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья 13
1.3 Показатели успешной социализации детей дошкольного возраста 17
Выводы по главе I 21
Глава II. Прогнозирование как ресурс успешной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 23
2.1. Прогнозирование в исследованиях российских и зарубежных ученых ... 23
2.2. Способность к прогнозированию у детей с ограниченными
возможностями здоровья 29
2.3. Прогнозирование в социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья 31
Выводы по главе II 38
Глава III. Изучение взаимосвязи прогностической способности и показателей успешности социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 40
3.1. Организация и методы эмпирического исследования 40
3.2. Взаимосвязь прогностической способности и показателей успешности
социализации дошкольников с нарушениями речи 41
3.3. Взаимосвязь прогностической способности и показателей успешности
3.4. Взаимосвязь прогностической способности и показателей успешности
социализации дошкольников с нарушениями зрения 50
3.5. Взаимосвязь прогностической способности и показателей успешности
социализации дошкольников с двигательными нарушениями 54
3.6. Взаимосвязь прогностической способности и показателей успешности
социализации дошкольников с эмоциональными нарушениями 57
Выводы по главе Ш 60
Заключение 62
Список использованной литературы 66



Актуальность. Способность детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывая общепринятые в культуре правила и нормы поведения позволяет ребёнку адаптироваться к новым социальным условиям [4]. Ребенок взаимодействует с культурой постоянно, в этом взаимодействии и заключается успешность его социализации [104]. По мнению Л.С. Выготского необходимо учитывать роль культуры в социальной ситуации развития ребенка [25, 26]. Взаимодействие ребенка и правила создает определенную ситуацию, которая в психологии получила название нормативной ситуации. Как отмечают Л.Ф. Баянова и Т.Р. Мустафин, под культурной конгруэнтностью понимается «степень соответствия ребенка культуре как системе типичных для его возраста нормативных ситуаций» [9, 10].
Социальная ситуация развития определяет социальные взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми, среди которых главными являются взрослые. Отношения ребенка дошкольного возраста связаны с социализацией ребенка и трансляцией существующих в культуре правил от взрослых к детям. Чем более ребенок способен преодолеть натуральный эгоцентризм, подчиняя свое поведение культурным стандартам, тем более конгруэнтным культуре он выступает в социальном взаимодействии. Культурная конгруэнтность является показателем степени соответствия ребенка нормативной ситуации и определяется через оценку ребенка взрослым, что тоже объяснимо с точки зрения культурноисторической теории Л.С. Выготского [125]. В процессе интериоризации, культура наделяет ребенка средствами, которые позволяют ему познавать и изучать окружающий мир, выражать свои чувства, а также организовывать свое поведение [26].
П.И. Бархатова указывает, что культура поведения формируется с помощью присвоения общечеловеческих нравственных ценностей, моральноэтических норм поведения, эстетической культуры [8]. При этом значительное
место отводится взрослому, который в процессе взаимодействия с дошкольником способствует социализации ребенка и передаче правил, существующих в обществе [9].
Солнцева отмечает, что у детей с нарушениями зрения наблюдаются особенности, связанные с сенсорной сферой, которые ведут к ограничению возможности получения информации из окружающего мира, изменению способов коммуникации и средств общения, трудностям социальной адаптации и получения социального опыта [85]. Все это также может препятствовать усвоению правил в нормативной ситуации. Т.Ю. Шилина отмечает, что у дошкольников с нарушениями зрения может отмечаться низкий уровень развития составляющих социального развития: понимания нравственных норм, знания правил поведения, самооценки, ценностных ориентаций [95].
Опасность непонимания норм и правил поведения и их несоблюдение детьми с расстройством аутистического спектра приводит к возникновению проблемного поведения [6, 116, 104], в том числе и агрессивного, которое часто встречается при данном расстройстве, и приводит к значительному нарушению социализации ребенка, обуславливая его вторичную изоляцию [32, 93]. Тогда как по мнению большинства специалистов, проблемное поведение является одним из базовых нарушений при аутизме, оно может проявляться в повторяющихся жестах и движениях, в поведении может выражаться в агрессии ребенка как по отношению к педагогу, так и по отношению к себе [57].
Трудности в понимании и усвоении норм и правил социального взаимодействия затрудняют адаптацию ребенка с отклонениями в развитии к новым социальным условиям, его социализацию в обществе. Показателем уровня ориентировки в социальной реальности может служить способность детей к прогнозированию событий будущего. По А.В. Запорожцу, наличие способности к предвосхищению свидетельствует о высоком уровне развития ориентировки в реальности, как ее познавательного, так и эмоциональноличностного компонентов [38, 39]. Интенсивное развитие прогностической способности в старшем дошкольном возрасте делает ее важным ресурсом позитивной социализации ребенка. Это особо значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих дефицит способности прогнозирования.
Цель исследования - выявить взаимосвязь прогностической способности и показателей успешной социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - прогностическая способность детей дошкольного возраста в ее взаимосвязи с успешной социализацией.
Гипотеза. Мы предположили, что у детей с ограниченными возможностями здоровья показатели успешной социализации будет значительно снижены по сравнению с их нормотипичными сверстниками. А дефицит способности прогнозирования может быть связан у детей с трудностями организации своей деятельности, с трудностями определения и малой вариативностью адекватных способов поведения в значимых ситуациях жизнедеятельности, а также с неумением оценивать последствия своих поступков и поведения окружающих.
Задачи исследования
1. Анализ проблемы социализации в работах российских и зарубежных ученых и выявление трудностей социализации у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
2. Выявить показатели успешной социализации детей дошкольного возраста.
3. Изучить способность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к прогнозированию как ресурс их успешной социализации детей.
4. Организация и эмпирическое изучение прогностической способности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
5. Изучение показателей успешной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
6. Выявление взаимосвязи прогностической способности и показателей успешности социализации у дошкольников с нарушениями речи, слуха, зрения, двигательными и эмоциональными нарушениями.
Методы исследования
Экспертная оценка поведения детей проводилась с помощью методики A. М. ^зьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения».
•Наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (А.Г. Самохвалова).
•Исследование специфики общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, социального и эмоционального интеллекта проводилось с помощью методики Н.Я. Семаго «Эмоциональные лица». (Оценка адекватности, точности и качества опознания эмоционального состояния) [79].
•Комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса): понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия; понимание состояния сверстника; представления о способах выражения своего отношения ко взрослому и к сверстнику) [19].
•Понимание дошкольником социальных норм и ценностей позвонила определить методика Л.Ф. Баяновой, Т.Р. Мустафина «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника». («Послушность, соответствие ожиданиям взрослого»; «Безопасность»; «Самообслуживание, гигиена»; «Самоконтроль») [10].
•Исследование особенностей прогностической деятельности проводилось с помощью методики "Угадайка", созданная Л. И. Переслени и B. Л. Подобедом [67].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Соблюдение правил безопасности является частью культуры современного ребёнка, что требует от него определенного соответствия, конгруэнтности культуре.
По мнению Обуховой Л.Ф. у дошкольника начинает наблюдаться преобладание контролируемых действий над импульсивными. Самоконтроль связан с возникновением соподчинения мотивов, во-вторых, - с началом развития произвольного поведения у детей, а значит ребенок дошкольного возраста способен осуществлять контроль над своим поведением в ситуации социального взаимодействия [Jacquez, F.; Vaughn, L.M.; Wagner, E. Youth as Partners, Participants or Passive Recipients: A Review of Children and Adolescents in Community-Based Participatory Research (CBPR). Am. J. Community Psychol. 2013, 51, 176-189].
Это положение подтверждается результатами нашего проведенного исследования. Дети без нарушений в развитии показали высокие результаты
Проведенное исследование позволяет утверждать, что у детей всех нозологических групп имеются трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации. Ограниченные возможности получения информации из окружающего мира затрудняют выработку средств коммуникации и общения со взрослыми и сверстниками.
Применительно к социализации детей при различных вариантах дизонтогенеза исследователи отмечают специфические особенности усвоения и воспроизводства социальных связей и отношений. Слабовидящие дети испытывали трудности во взаимодействие со сверстниками, поскольку существуют ограничения в их поведении, которые вызваны трудностями в получении информации через зрение. Дети с нарушениями зрения демонстрируют игровое поведение, которое носит преимущественно индивидуально-поисковый характер, а не стремятся вовлечься в коллективные игры. В исследовании выявлено, что дети с нарушениями в развитии испытывают трудности в социальном взаимодействии, их поведение не всегда соответствует ожиданиям взрослых, часто нарушают нормы и правил взаимодействия в ситуации взаимодействия со сверстниками, что отражается на социализации детей. Кроме того, самоконтроль у детей с нарушениями зрения наблюдается не во всех ситуация, они не всегда могут выполнять правила социального взаимодействия и контролировать свои действия.
В современных исследованиях подчеркивается значение доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста, поскольку на их основе формируются представления о правилах взаимоотношений, умения находить адекватные способы выражения отношения к сверстникам, которые при определенных условиях воспитания перерастают в реально действующие мотивы и побуждают детей к социально ценному поведению по отношению к окружающим, ребенок усваивает культурные правила и нормы. Данное исследование подтвердило, что у детей с нарушениями в развитии способность к самоконтролю в социальном взаимодействии заметно снижена и ниже, чем у их нормотипично развивающихся сверстников.
В эмпирическом исследовании было выявлено, что у детей без нарушений в развитии показатели по всем факторам методики, отражающим уровень культурной конгруэнтности, соответствия социальным нормам и правилам, значительно выше, чем у их сверстников с нарушениями речи, слуха, зрения, двигательными и эмоциональными нарушениями. Самые высокие результаты дети с нормативным развитием получили по показателю «Послушность», что отражает конгруэнтность поведения детей ожиданиям взрослых относительно типичных правил взаимодействия в нормативной ситуации. Дети, как правило, демонстрируют честность, уважение ко взрослому, дети также организуют свое поведение в соответствии с требованиями и ожиданиями взрослого. Высокие показатели по показателю «Самоконтроль» отражают соответствие поведения детей правилам, предусматривающим внимательное выполнение заданий, аккуратность, самоконтроль эмоциональных реакций, внимательность и сдержанность.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что у детей всех нозологических групп имеются трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации. Ограниченные возможности получения информации из окружающего мира затрудняют выработку средств коммуникации и общения со взрослыми и сверстниками. Дети с нарушениями в развитии труднее овладевают навыками ухода за своими вещами и режимными моментами, не всегда соблюдают правила безопасности в социальном взаимодействии с чужими людьми и поведении, у них ограничено взаимодействие со взрослыми.
Дошкольники с нарушениями слуха испытывают трудности в контроле над своим поведением в нормативной ситуации. Дети с расстройством аутистического спектра не всегда понимают и избегают опасные ситуации. У детей с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи и у детей с двигательными нарушениями значительно сниженной оказалась ориентация на взаимодействие со взрослым и соответствие ожиданиям взрослого. Дети с тяжелыми нарушениями речи не всегда воспринимают запреты взрослого, как источник собственной безопасности, что в свою очередь приводит к нарушениям в поведении. У всех групп обследуемых детей с отклонениями в развитии показатели по фактору «безопасность» значительно ниже, чем у детей без отклонений в развитии.
Эмпирическое исследование подтвердило наличие тесных корреляционных связей показателей прогнозирования: скорость формирования прогноза, сформированность прогноза, успешность восприятия и стратегии прогнозирования с показателями методик, отражающих соответствие ребенка нормативным правилам, с показателями коммуникативного взаимодействия ребенка в условиях свободной, организованной деятельности и в режимных моментам во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Тесная взаимосвязь была выявлена между прогнозированием и личностными и поведенческим особенностями поведения детей.
Проведенное исследование позволяет утверждать необходимость проведения специальных коррекционно-развивающих занятий на выработку успешного социального поведения у детей с нарушениями в развитии, развитие способностей детей к предвосхищению ситуаций будущего.



1. Абидова, Н.З. Анализ проблемы развития речи и общения у детей с нарушениями зрения [Текст] / З.Н. Абидова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014. - 6 (3). - С. 29-34.
2. Авдулова, Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи [Текст] / Т.П. Авдулова // Психологические исследования. - 2013. - 6 (31). - С.
9. Режим доступа: http://psystudy.ru, свободный (Дата обращения: 28.08.2018г).
3. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис... канд. псих. наук // А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004. -128 с.
4. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 3. - С. 489 -504.
5. Ахметзянова, А.И. Особенности вероятностного прогнозирования дошкольников, страдающих недоразвитием речи [Текст] / А.И. Ахметзянова // Материалы 9 Всероссийской научно - практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания». - Казань - Йошкар-Ола, 2003. - С. 31-33.
6. Ахметзянова, А.И. Моделирование прогностической компетентности как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2018. - Т.11. - №1. - С.68-74.
7. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность как ресурс социализации младшего школьника с дефицитарным развитием: ключевые характеристики модели [Текст] / А.И.Ахметзянова, А.Т.Курбанова //
Материалы Международной научно-методической конференции «Тенденции и перспективы развития современной психологической науки и практики». - Алматы: К,азакуниверситет^ 2017. - С. 131-134. Режим доступа:
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/117687?show=full, свободный. (дата обращения: 10.04.2019 г.).
8. Бархатова, П.И. Воспитание культуры поведения [Текст] / П.И. Бархатова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С. 18 - 25.
9. Баянова, Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 128 с.
10. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Филология и культура. - Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2015. - №3(41). - С. 325-332.
11. Белова, Н.Ю. Социально - педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в инклюзивных группах [Текст]: автореф. дис... канд. педагог., наук / Н. Ю. Белова.- Москва: МГПУ, 2012. - 25с..
12. Белозорова, Л.А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников [Текст]. - Москва, 2011. - 123 с.
13. Белопольская, Н.Л. Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [Текст]: в сб. Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы 1 Всеросс.конф. (17-18 октября 2011) . - М.: МГППУ, 2011. - С.23-28.
14. Беседина, С.А. Формирование представлений у дошкольников с функциональными нарушениями зрения об эмоциях [Текст] / Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Политология и социология. - 2015. - №2. - С.40-45.
15. Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания [Текст] / Б. П.
Битинас. - М. : ТОО "АРТ+N", 1996. - 135 с.
16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
17. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 266 с.
18. Вахобжонова, З.Б. Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / З.Б. Вахобжонова // Научные стремления. -2012. - №2. - С. 5 - 8
19. Веракса, Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва: Мозаика-Синтез,2010.- 231 с.
20. Веракса, Н.Е. О двух способах предвосхищения изменений ситуации у детей [Текст] / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб. науч. тр. / под ред. И.Л. Баскаковой и др. - М.: МГПИ, 1980. - С. 93 - 104.
21. Викторова, Е.С. Особенности социальной антиципации у детей
дошкольного возраста с нормально развивающейся речью и с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Викторова // Педагогическая газета - электронное периодическое издание. - 2013. - режим доступа
http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=24103. (Дата обращения: 28.05.2019 г.).
22. Викторова, Е.С. Формирование социальных антиципирующих моделей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования [Текст] / Е.С. Викторова // VIII Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум - 2016». - 2016. - (https://scienceforum.ru/2016/article/2016020332).
23. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка [Текст] / Б.З. Вульфов // Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996. - 652 с.
24. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте [Текст]. - Москва: Педагогика, 1982. - 24 с.
25. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2005. - 1136 с.
26. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Под ред. М.Г.Ярошевского. Вступительная статья М.Г.Ярошевского. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
27. Гаврилушкина, О.П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Культурноисторическая психология. - 2006. - № 1. - С. 40-47.
28. Г алактионова, Г.М. Характеристика социокультурной адаптации и социокультурной интеграции детей с сенсорными нарушениями [Текст] / Г.М. Галактионова // Социально-гуманитарные знания: Научно-образовательное издание. - Уфа. - 2006. - №10. - С. 151-157.
29. Гинецинский, В.И. Предмет психологии: дидактический аспект [Текст] / В.И.Гинецинский. - М.: Логос, 1994. - 214 с.
30. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
31. Головчиц, Л.А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития [Текст]: монография / Л.А.Головчиц. - Москва.: МПГУ, 2015.-180 с.
32. Гринина, Е.С. Современные подходы к коррекции расстройств аутистического спектра [Текст] // Инклюзия в образовании. - №2 (2). - 2016. -С. 159-174.
33. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана-граф, 2015. -184с.
34. Дармодехин, С.В. Опыт научной разработки Национальной
стратегии развития воспитания [Текст] / С.В.Дармодехин // Известия Российской академии образования. - 2015. - № 1(33). - С. 64-80.
35. Денисова, О.А., Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - 4(3). - С.97-101.
36. Джелоухова, В.И. Проблема социализации детей с нарушенным зрением [Текст] / В.И. Джелоухова, Т.П. Колодяжная // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/v/36186, свободный. (Дата обращения: 5.04.2019г.).
37. Жадаева, Е.Л. Исследование влияния ситуационных фактов на эмоциональное предвосхищение у детей дошкольного возраста при решении познавательных заданий [Текст] / Е.Л. Жадаева // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 36 — 44.
38. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах [Текст]. - Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 316 с.
39. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С. 59-73.
40. Захарова, Т.В. Индивидуализация процесса изучения и формирования социальных эмоций как фактор успешной социализации дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] /Т.В. Захарова, А.А. Моисеева // Вестник ЧГУ. - 2015. - № 7 (68). - С.102-106.
41. Иванова, Н.Н. Социализация и социальная адаптация детей с когнитивными нарушениями в системе дополнительного образования [Текст]: монография / Н.Н. Иванова. - Тамбов, 2004.- 108с.
42. Ильчиков, М.З. Социология воспитания [Текст] / Б.З. Ильчиков,
Б.А. Смирнов. - М.: Ин-т междунар. права и экономики, 1996. - 114 с.
43. Калюжин, П.В. Психолого-педагогические особенности развития механизма эмоционального предвосхищения результата у дошкольников [Текст] / П.В. Калюжин, Т.Ю. Сироткина // Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, философии: материалы III Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 21 апреля 2014 г.). - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - C. 78-95.
44. Капитоненко, Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития [Текст]: автор. дис. канд. пед.наук. - Москва, 2009. - 27 с.
45. Каракулова, Е.В. Коррекция системного недоразвития речи с учетом формирования эмоциональной сферы у дошкольников [Текст]: учеб.- метод. пособие. - Екатеринбург, 2012. - 74 с.
46. Киянченко, Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1999. - 172 с.
47. Ковригина, Л.В. Нарушение речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.В. Ковригина, Е.М. Романова // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства. - 2012. - С. 186 - 189.
48. Козловская, Е.Л. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности [Текст] / Козловская Е.Л. // Научно - методический электронный журнал Концепт. -2013. - №3. -С. 1881-1885.
49. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1975. - С. 763-776.
50. Колобаева, Е.Ю. Театрализованная деятельность как один из
способов социализации детей с ОВЗ [Текст] / Е.Ю. Колобаева, А.А.Фомина//
Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно- методический и прикладной аспекты: Сб. науч.-метод. материалов - М.: Издательство «Спутник+», 2014. - 335с.
51. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника [Текст] / Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 53-58.
52. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
53. Кочетов, А.И. Теория формирования личности [Текст]: в 2 ч. ч. 2 : Социализация, воспитание и перевоспитание личности / А.И. Кочетов.- Мн.: НИО, 1998. - 229 с.
54. Левшин, Л.А. Логика педагогического процесса [Текст] / Л.А. Левшин. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
55. Леханова, О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием [Текст] / О.Л. Леханова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2008. - №3. - С. 157 - 165.
56. Мальковская, Т.Н. Воспитание социальной активности старших подростков [Текст] / Т.Н. Мальковская. - Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1973. - 172 с.
57. Мальтинская, Н.А. Формирование учебного поведения у детей с РАС [Текст] / Н.А. Мальтинская // Вестник педагогических инноваций. - № 2 (42). - 2016. - С.67-74.
58. Маратканова, Е.В. Развитие навыков распознавания эмоций детьми дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Маратканова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - 8-4. С. 118-125.
59. Милованова, Н.Ю. Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации [Текст] / Н.Ю. Милованова // Вестник ТГУ. - 2013. - №1. - с. 108-113. Режим доступа: (https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-sotsialnoe-vospitanie-i-sotsialnaya- adaptatsiya-lichnosti-v-kontekste-sotsializatsii, свободный. (Дата обращения:
28.04.2019 г.).
60. Моисеева, С.У. Средства становления коммуникативных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Моисеева С.У. // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2016. - С. 136 - 138.
61. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик - М., Изд-во «Академия», 2004. - 304 с.
62. Неверова, А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей
дошкольного возраста [Текст] / А.А.Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102-106. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/, свободный. (Дата
обращения: 27.03.2019 г.).
63. Никитина, А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников с нарушением зрения [Текст]: автореф. дис.. канд. педагог, наук /А.В. Никитина. - Санкт-Петербург: РГПУ имени А. И. Герцена, 2004. -10 с.
64. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С.Л. Новоселова // Детский сад от А до Я. - 2003.- № 6. - С. 4-13.
65. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 460 с.
66. Пащенко, А.К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников [Текст] / А.К. Пащенко // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С. 48-54.
67. Переслени, Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития [Текст] /Л.И.Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. - 1982. - № 6. - С. 11-17.
68. Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи [Текст] / В.Петшак // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 18-24.
69. Подзорова, Е.Л. Эмоциональное предвосхищение результатов решения познавательных задач в дошкольном возрасте [Текст]: дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2008. - 193 с.
70. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Подъяков. - М.: Педагогика, 1977. - С. 147-161
71. Пронина, А.Н. Феномен переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2010. - №4. - С.176-182.
72. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]: монография / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
73. Регуш, Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию [Текст] / Л.А. Регуш // Психологический журнал. - 1981.- 2(5). - С.106-115.
74. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2004. - 288 с.
75. Речитская, Е.Г. Готовность слабослышащих детей школьного возраста к обучению в школе [Текст] / Е.Г. Речитская. - Москва: Владос, 2000. - 192 с.
76. Рзаева, Г.Н. Формирование гуманности в младшем школьном возрасте [Текст] / Г.Н. Рзаева. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1996. - 65 с.
77. Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности [Текст] / Л.И. Рувинский. - М.: Мысль, 1984.- 140 с.
78. Саблева, А.С. Коррекционно-развивающая среда как фактор преодоления трудностей социализации детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: автореф. дис..канд. педагог, наук / А.С. Саблева.- Ярославль: ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 2007.-17с.
79. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст] / Н.Я. Семаго. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 384 с.
80. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст]: дисс. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук. - М., 1997. - 118 с.
81. Серкина, К.А. Специфика формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Серкина К.А. // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2018. -С. 317 - 319.
82. Сизова, О.Б. Жестовая и речевая коммуникация у детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Сизова О.Б. // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2015. - № 13. - С.154 - 167
83. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
84. Смолонская, А.Н. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] /А.Н Смолонская // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - № 3. - С.6-15.
85. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушениями зрения: детская тифлопсихология [Текст] / Л.И. Солнцева. - М. : Классике Стиль, 2006. - 256 с.
86. Толмачева, А.А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания [Текст]: автореф. дисс...канд.пед.наук./ - Екатеринбург, 2006. - 24 с.
87. Фатихова, Л.Ф. Социальный и эмоциональный интеллект детей с интеллектуальными нарушениями: подходы к изучению и коррекции [Текст]: монография. / Л.Ф. Фатихова. - Уфа: Изд-во БашГУ, 2017. - 116 с.
88. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html,
свободный. (Дата обращения: 27.02.2019 г.).
89. Федоренко, Ю.В. Особенности эмоционального развития детей
старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст]:
дисс... .канд.псих.наук // Ю.В. Федоренко. - Нижний Новгород, 2010. - 200 с
90. Фельдштейн, Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления [Текст]: хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Д.И. Фельдштейн - М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МЭДОК», 2006. - С. 123-134.
91. Фришман, И.И. Социализация ребенка как многоаспектное явление [Текст] / И. И. Фришман // Методика работы педагога дополнительного образования. - М.: Академия, 2001.-С.7-54
92. Холодова, О.Л. Особенности решения задач на предвосхищение с разной степенью неопределенности у старших дошкольников [Текст] / О.Л. Холодова // От истоков к современности: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. - Изд-во: Когито-Центр (Москва), 2015. - С. 295-296.
93. Черенева, Е.А. Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра: монография [Текст] / Е.А. Черенева, Е.А. Володенкова // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 172 с.
94. Швецова, Р.Ф. Преемственность в формировании планирования и
прогнозирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Р.Ф. Швецова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного университета, 2016. - С. 3253 - 3255.
95. Шилина, Т.Ю. Социализация детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Т.Ю. Шилина // Актуальные вопросы социальной работы с различными категориями населения: сборник статей IV
международной научно-практической конференции с международным участием, Киров. - 2017. - С. 232-234.
96. Шипицына, Л.М., Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М.Шипицына. - Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2003. - 272 с.
97. Шиян, И.Б. Предвосхищающий образ в структуре
диалектического мышления дошкольников [Текст] / И.Б. Шиян // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С. 57-66.
98. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / А.М.Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.
99. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника [Текст] / Д.Б.Эльконин // Избр. психол. труды. - М.: Просвещение, 1989. - 560 с.
100. Эльконинова, Л.И. Особенности предвидения изменений предметов и явлений у дошкольников [Текст]: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Москва, 1987. - 24 с.
101. Эльконинова, Л.И. Средства антиципации у дошкольников [Текст] / Л.И. Эльконинова // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. - М.: Просвещение, 1985. - С. 200-203.
102. Atance, C.M., Meltzoff, A.N. My future self: Young children's ability to anticipate and explain future states // Cognitive Development Vol. 20. - 2005. Р. - 341-361.
103. Atance, C.M., Jackson, L.K. The development and coherence of future- oriented behaviors during the preschool years // Journal of experimental child psychology. 2009. - Vol. 102. - Issue 4. Р. - 379-391.
104. Akhmetzyanova, A.I. Anticipatory-prognostic mechanism of sociopsychological adaptation in disruptive behavior // The European proceedings of social & behavioural sciences. - 2018. - 44. - P.508-515.
105. Bayanova, L.F., Tsivilskaya, E.A., Bayramyan, R. M., Chulyukin, K.S. A cultural congruence test for primary school students // Psychology in Russia. - 2016 - Vol. 9 - № 4 - Р. 94-105.
106. Bloom, E., Heath, N. Recognition, expression, and understanding facial expressions of emotion in adolescents with nonverbal and general learning disabilities // Journal of Learning Disabilities. - 2010. - 43 (2). - Р. 180-192.
107. Brewer, R., Biotti, F., Catmur, C., Press, C., Happe, F., Cook, R. Bird G., Can Neurotypical Individuals Read Autistic Facial Expressions? Atypical Production of Emotional Facial Expressions in Autism Spectrum Disorders // Autism research. - 2016. - 9(2). -Р. 262-271.
108. Busby, J., Suddendorf, T. Recalling yesterday and predicting tomorrow // Cognitive Development. 2005. - Vol. 20. - Р. 362 - 372.
109. Corsaro, W.A. Interpretive reproduction in the «Scuola Materna». // European Journal of Psychology of Education. - 1993. - 8, Р. 357-374.
110. Denham, S .A. Dealing with feelings: How children negotiate the worlds of emotions and social relationships // Cognition, Brain, Behavior. - 2007. - 11(1),Р. 1-48.
111. Gautam, S., Bulley, A., von Hippel, W., Suddendorf, T. Affective forecasting bias in preschool children // Journal of Experimental Child Psychology. - 2017. - Vol. 159. - Р. 175-184.
112. Guralnick, M.J. Early intervention approaches to enhance the peer- related social competence of young children with developmental delays: A historical perspective // Infants & Young Children. - 2010. - 23. - Р. 73-83.
113. Jacquez, F.; Vaughn, L.M.; Wagner, E. Youth as Partners, Participants or Passive Recipients: A Review of Children and Adolescents in Community-Based Participatory Research (CBPR) // Am. J. Community Psychol. - 2013. - 51. Р. 176189.
114. Krupa, N., Anantharam, K., Sanker, M., Datta, S., Sagar, G.M., Recognition of emotions in autistic children using physiological signals // Health and technology. - 2016. - 5 (46). - Р.24-29.
115. Mirabile, SP, Oertwig, D, Halberstadt, AG. (2018) Parent emotion socialization and children’s socioemotional adjustment: when is supportiveness no
longer supportive? // Social Development. - 27. - Р. 466-481.
116. Rozental, S.G., Akhmetzyanova, A.I., Artemyeva, T.V. Predicting Future Behaviors among Disabled Children: An Empirical Study on Schoolchildren // Journal of History Culture and Art Research. - 2018. - 7(4). - Р. 124-131.
117. Reutera, T., Embersona, L., Rombergb, A., Lew-Williamsa, C. Individual differences in nonverbal prediction and vocabulary size in infancy. // Cognition Issue. - 2018. - 176. - Р. 215-219.
118. Sourn-Bissaoui, S. Le, Aguert, M., Girard, P., Chevreui, C.L., Laval,
L. V., Emotional speech comprechension in children and adolescents with autism spectrum disorders // J. Com. Disord. - 2013. - 48. Р. 309-320.
119. Soichiro, M., Junichi, Y., Eleuda, N., Masakazu, H., Kenji S. Facilitating Social Play for Children with PDDs: Effects of Paired Robotic Devices [Текст] // Frontiers Media SA in Frontiers in Psychology Frontiers in Psychology. - 2017. - Volume 8. -Р. 10-29.
120. Suddendorf, T. The Emergence of episodic foresight and its consequences // Child development perspectives. - 2017. - Vol. 11 (3). - Р. 191-195.
121. Suddendorf, T., Nielsen М., von Gehlen R. Children’s capacity to remember a novel problem and to secure its future solution // Developmental Science. - 2011. - 14 (1). - Р. 26 - 33.
122. Suddendorf, T., Redshaw, J. The development of mental scenario building and episodic foresight // Annals of the New York Academy of Sciences. 2013. - Vol. 1296 (1). Р. 135-153.
123. Trevisan, D.A., Birmingham, E. Are emotion recognition abilities related to everyday social functioning in ASD? A meta-analysis // Research in autism spectrum disorders. - 2016. - 32. - Р. 24-42.
124. Thevenow-Harrison, J.T., W. Kalish, Ch. Learning from nonrepresentative instances: children’s sample and population predictions // Journal of experimental child psychology. - 2016. - Issue 152. Р. 335-342.
125. Veraksa, A., Almazova, O., Bukhalenkova, D., Bayanova, L., Popova, R. Features of executive functions development in Moscow and Kazan preschoolers
//European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2018 - no. XLIII. P.79
126. Wing, L., Gould, J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 1979. - 9. - Р. 11-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ