Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности

Работа №116149

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы97
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты развития оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности 10
1.1 Развитие оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим нарушение речи как психолого-педагогическая проблема исследования 10
1.2 Возможности изобразительной деятельности в развитии оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 22
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности 30
2.1 Выявление уровня развития оптико-моторной координации у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 30
2.2 Содержание и реализация работы по развитию оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности 45
2.3 Выявление динамики в уровне развития оптико-моторной координации у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 62
Заключение 74
Список используемой литературы 76
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 80
Приложение Б Количественные результаты констатирующего этапа эксперимента 81
Приложение В Количественные результаты контрольного этапа эксперимента 82
Приложение Г Перспективный план занятий детей 6-7 лет с ОНР по развитию оптико-моторной координации посредством изобразительной деятельности 83
Приложение Д Суммарные результаты контрольной и экспериментальной группы по 4 методикам на констатирующем и контрольном этапе исследования 97

Согласно статистике, в последнее время количество детей с речевыми нарушениями довольно стремительно растет. По данным Минобрнауки, в 2017 году среди детей младшего школьного и дошкольного возраста 58 % имели логопедические проблемы, тогда как в 2021 году этот показатель вырос до 61%.
Значительную часть среди всех речевых нарушений составляет общее недоразвитие речи (ОНР). Наличие проблем с развитием речи значительно снижает обучаемость и готовность ребенка к обучению в школе, а также является тормозящим фактором в плане развития графомоторных навыков. Поэтому на одну из первостепенно важных позиций в образовательной повестке дошкольных организаций выходит разработка методических программ и коррекционных методик, призванных помочь ребенку подготовиться к школьному периоду обучения и скорректировать имеющиеся нарушения в развитии речи.
Одной из базисных, архиважных составляющих в плане речевого, интеллектуального, психического развития ребенка дошкольного возраста и возраста начальной школы является развитие мелкой моторики рук, а также координации зрительного анализатора, посредством которого человек получает наибольшее количество информации, и двигательной нервной системы. В данном контексте подготовки к школе детей с речевыми нарушениями на первый план выходит развитие оптико-моторной координации, как основополагающего формирования, лежащего в основе обучения, как письму, так и чтению. Многими исследователями в области специальной психологии уделялось значительное внимание проблеме связи трудностей в обучении грамоте с нарушением развития невербальных психических процессов, в частности, оптико-пространственного восприятия и оптико-моторной координации. Б.Г. Ананьев, к примеру, подробно исследовал и описал проблему незрелости сложных форм зрительно-моторной координации у большинства детей с выраженной дисграфией. В ряду ученых, занимавшихся исследованием взаимосвязи речевых нарушений с оптико-моторной координацией так же работы Л.В. Венидиктовой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия и многих других.
На протяжении всего дошкольного возраста доминирующим видом деятельности ребенка является игра, как форма репрезентации окружающего мира, которая наиболее естественна и комфортна для ребенка. Изобразительная деятельность, как никакая другая, похожа на игру по своей сути и это обуславливает целесообразность ее использования в качестве средства развития оптико-моторной координации, и, следовательно, графо­моторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи в рамках подготовки к школе.
Многие ученые исследовали изобразительную деятельность, как средство коррекции речевых нарушений. В частности, проблемой роли изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, Ф.И. Шмит, А.В. Бакушинский и другие.
Т.С. Комарова, к примеру, связывала развитие графомоторных навыков детей с изобразительной деятельностью посредством повышения мотивации ребенка к обучению через возможность подачи материала в данной области преимущественно в игровой форме. Кроме того, она особо отмечает важность изобразительной деятельности (не только рисования, но и лепки, аппликации и другое) в контексте расширения сенсорного опыта и развития оптико-пространственного восприятия окружающего мира.
Современные условия жизни людей выдвигают проблему поиска более эффективной работы по развитию оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречия между необходимостью развития оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием в данном процессе изобразительной деятельности.
Выявленное противоречие помогло нам обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности изобразительной деятельности в развитии оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию работы по развитию оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - изобразительная деятельность как средство развития оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет возможно, если:
• составлена программа по изобразительной деятельности с использованием изобразительных приемов и техник, направленных на развитие показателей оптико-моторной координации;
• перспективный план программы содержит комплекс заданий, актуализирующих показатели оптико-моторной координации в процессе изобразительной деятельности;
• включены родители в совместную деятельность с дошкольной образовательной организацией с целью продолжения работы по развитию оптико-моторной координации детей в условиях семьи.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретический аспект проблемы развития оптико-моторной координации у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень развития оптико-моторной координации у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и применить программу развития оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности.
4. Оценить динамику в уровне развития оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований о взаимосвязи интеллектуального, речевого развития и развития мелкой моторики рук (Л.В. Антакова-Фомина, Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова;
• учение о роли перцептивных действий рецепторных аппаратов в формировании образа предмета (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец);
• подход к классификации игровых упражнений для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста (Е.В. Карпова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ЧОООУ «Православная гимназия во имя свят. Филарета Московского» города Лобня Московской области, дошкольная группа. В исследовании принимали участие 14 детей, имеющих ОНР разной степени в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработана программа по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по развитию у них оптико-моторной координации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования изобразительной деятельности в процессе развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи оптико-моторной координации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленное содержание работы по развитию оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 13 рисунками, 13 таблицами. Текст работы изложен на 79 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа научной психолого-педагогической литературы было установлено, что процесс оптико-моторной координации у детей является важнейшей составляющей в комплексе развития графомоторных навыков и речи, в целом. Это образование напрямую определяет качество и скорость овладения речью, в особенности, в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются расстройства из группы ОНР, что очень важно в рамках подготовки к школьному обучению.
Исследование имеет теоретическую и практическую части. Теоретический раздел включал в себя изучение и анализ проблемы развития оптико-моторной координации у детей 6-7 лет с ОНР посредством изобразительной деятельности. Анализ проблемы позволил сделать следующие выводы:
• развитие оптико-моторной координации оказывает непосредственное влияние на способности ребенка к синтезу и анализу, поэтому оптико-моторная координация является основой любых процессов обучения детей расстройств группы ОНР;
• изобразительная деятельность, развивая мелкую моторику рук, тонкие движения кисти и пальцев, наглядно-образное мышление и семиотическую функцию, в целом, прямо и весьма значимо влияет в позитивном ключе на развитие оптико-моторной координации, что делает занятия по изобразительной деятельности важной составляющей подготовки дошкольников к обучению в школе, в особенности для детей с общим недоразвитием речи.
Эксперимент включал в себя три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный. Анализ результатов проведения констатирующего эксперимента показал, что в обеих группах дети с ОНР имеют низкий уровень развития оптико-моторной координации.
На формирующем этапе эксперимента с детьми 6-7 лет экспериментальной группы с ОНР осуществлялась работа по развитию оптико-моторной координации посредством изобразительной деятельности, включающая создание и реализацию программы по развитию оптико-моторной координации посредством изобразительной деятельности. Программа строилась на основных принципах обучения детей дошкольного возраста; перспективный план программы содержал комплекс заданий, актуализирующих показатели оптико-моторной координации в процессе изобразительной деятельности; включались родители в совместную деятельность с дошкольной образовательной организацией с целью продолжения работы по развитию оптико-моторной координации детей в условиях семьи.
Контрольный этап эксперимента, осуществлялся по тем же диагностическим методикам, что и констатирующий этап. Положительная динамика прослеживается по всем показателям развития оптико-моторной координации детей экспериментальной группы с ОНР и значительно интенсивнее выражена, чем динамика в контрольной группе, в которой дополнительной формирующей работы не проводилось.
Таким образом, гипотеза исследования, что развитие оптико-моторной координации детей 6-7 лет с ОНР посредством изобразительной деятельности возможно, подтверждена. Задачи решены, а цель исследования достигнута.


1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб. : Питер, 2001. 260 с.
2. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений : избр. психол. тр. / под ред. В. П. Зинченко. 2-е изд. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2004. 687 с.
3. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
4. Бетелева Т. Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия: онтогенетические исследования. М. : Наука, 1983. 175 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 2007. 352 с.
6. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. М. : [б.и.], 1992.
7. Гирилюк Т. Н., Старкова И. В. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых. Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2016. С. 228-231.
8. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / под ред. Л. И. Беляковой. М. : МГПИ, 1985. С. 41-48.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Академический Проект, 2000. 184 с.
10 Двейрина О. А. Координационные способности: определение, понятия, классификация форм проявления // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 1. С. 35-38. с. 35.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. 2-е изд. СПб. : Питер, 2018. 464 с.
12. Караванова Л. Ж. Психология: учебное пособие. М. : Дашков и К°, 2014. 263 с.
13. Карнаухова Я. Б. Развитие изобразительной и речевой знаково-символических систем в детском возрасте: сопоставительный аспект // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 6 (108). С. 188-194. с. 188
14. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М. : АПН РСФСР, 1959. 304 с.
15. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. 158 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ