ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ 6
1.1. Понятие и признаки земельного правонарушения 6
1.2. Специфика административной ответственности за нарушение земельного
законодательства 15
1.3. Понятие мелиорации земель и особенности ее регулирования 20
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ 31
2.1. Проблемы законодательства, регулирующего привлечение к
административной ответственности за земельные правонарушения и пути их решения 31
2.2. Развитие законодательства в области мелиорации земель и направления
его совершенствования 39
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ МЕЛИОРАЦИИ
ЗЕМЕЛЬ 48
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия для России, как и для других стран мира, характерны тенденции возрастания масштабов деградации земель, их опустынивания, нарушения в результате воздействия природных явлений, осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые сопровождаются обострением проблемы продовольственной безопасности. Одним из наиболее эффективных средств, направленных на минимизацию указанных тенденций, является мелиорация земель.
Мелиорация земель имеет многоаспектный характер, поскольку по поводу ее проведения возникает множество правоотношений: правоотношения, связанные с использованием и охраной мелиорируемых и мелиорированных земель, защитных лесных насаждений, водных объектов; строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим перевооружением мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений; установлением вещных прав на такие системы и сооружения; государственным управлением в сфере мелиорации земель и иные. Однако наиболее проблемными и требующими скорейшего разрешения являются вопросы, затрагивающие определение правового режима названных земель, систем и сооружений, а также государственное управление в этой сфере. Административные правонарушения в мелиорации земель являются достаточно частым явлением, однако исследования в данной сфере практически отсутствуют.
Целью дипломной работы является изучение административных правонарушений в мелиорации земель.
Данная цель обусловливает выполнение следующих задач:
- изучить понятие и признаки земельного правонарушения;
- исследовать специфику административной ответственности за нарушение земельного законодательства;
- охарактеризовать понятие мелиорации земель и особенности ее регулирования;
- выявить проблемы законодательства, регулирующего привлечение к административной ответственности за земельные правонарушения и пути их решения;
- описать развитие законодательства в области мелиорации земель и направления его совершенствования;
- провести анализ судебной практики о применении административной ответственности за нарушения в сфере мелиорации земель.
Объектом работы являются административные правонарушение в мелиорации земель, а предметом - административная ответственность за данные правонарушения.
Правовые вопросы мелиорации земель разрабатывались
преимущественно в советский период. Они были предметом анализа в трудах таких ученых, как В.П. Балезин, Л.И. Дембо, Ю.Г. Жариков, И.А. Иконицкая, Т.Г. Калиниченко, О.С. Колбасов, Н.И. Титова и др. Весомый вклад в развитие Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 37-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы».
Теоретическая и практическая значимость работы. Содержащиеся в дипломной работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для проведения дальнейших научных исследований в области административного регулирования мелиорации земель; совершенствования правоприменительной деятельности органов власти; в правотворческой деятельности для устранения пробелов и противоречий в действующем законодательстве.
Структура работы представлена введением, 4 главами, логически разделенными на параграфы, заключением и списком использованных источников.
Мелиорация земель имеет многоаспектный характер, поскольку по поводу ее проведения возникает множество правоотношений: правоотношения, связанные с использованием и охраной мелиорируемых и мелиорированных земель, защитных лесных насаждений, водных объектов; строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим перевооружением мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений; установлением вещных прав на такие системы и сооружения; государственным управлением в сфере мелиорации земель и иные.
Земельное правонарушение - это общественно-опасное, виновное действие или бездействие, посягающее общественные отношения в области управления, использования и охраны земель, причиняющее вред настоящим и создающее реальную угрозу причинения вреда последующим поколениям.
Административная ответственность - вид правовой ответственности. Суть ее в том, что лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное нормой права, подвергается конкретному административному наказанию.
В настоящее время разрабатываются правила осуществления культуртехнических и мелиоративных работ в области агролесомелиорации, фитомелиорации, эксплуатации мелиоративных систем; учета
мелиорированных земель; паспортизации мелиообъектов.
Основными проблемами, в области ответственности за
административные правонарушения в сфере мелиорации земель являются:
1) не определен государственный орган, осуществляющий надзор за состоянием мелиорированных земель.
2) Отсутствует ответственность за незаконное сооружение водозаборных сооружений (насосных станций, сифонов и т.д.) в целях хищения воды из каналов.
3) Отсутствие производственного контроля за мелиорированными землями их правообладателями.
4) Мелиорированные земли не относятся ни к категории земель, ни к виду разрешенного использования.
В качестве мероприятий по совершенствованию законодательства, нами были предложены следующие рекомендации:
1) Целесообразно перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, установленный п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ, дополнить мелиорированными землями.
2) Пункт 2 статьи 73 ЗК РФ конкретизировать о необходимости представления лицом, использующим земельный участок, отчета об использовании мелиоративных земель.
3) Внести соответствующие изменения и дополнения в ст.ст. 23.15, 28.3 КоАП РФ. Россельхознадзор осуществляет функции по контролю и надзору земель сельскохозяйственного назначения, но у него отсутствуют законодательно закрепленные за ним функции и полномочия по надзору в области мелиорации земель.
4) Ст.10.10. ч.3 после слов «трубопроводов» дополнить «ГТС», после слов «граждан» дополнить «а равно ИП, КФХ».
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения имеют право начальник Департамента мелиорации и начальники подведомственных организаций. В соответствии с п.5 «Положения о государственном земельном надзоре» надзор за соблюдением обеспечения плодородия мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальные органы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 янв.
2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
3. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
4. Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 03.06.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
6. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147,
7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 14.05.2018) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1. Ст.1.
8. О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
9. О мелиорации земель: Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 142.
10. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (в ред. 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.
11. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 361-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 17. Ст. 1462.
12. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16.07.1998 № 101- ФЗ (в ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.
13. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст.
133.
14. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (в ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4344.
15. Кодекс Томской области об административных правонарушениях: Закон от 26 дек. 2008 г. № 295-ОЗ (в ред. от 3 марта 2017 г.) // Собрание законодательства Томской области. 2009. № 1...71