Введение 3
Глава 1. Теоретические основания правового просвещения как технологии профилактики безнадзорности подростков 7
1.1. Характеристика и причины подростковой безнадзорности в России 7
1.2. Понятие, формы и методы правового просвещения подростков 22
1.3. Понятие и виды профилактики безнадзорности подростков 30
Глава 2. Опыт деятельности по правовому просвещению безнадзорных несовершеннолетних в центре социальной помощи семье и детям Алапаевского района 44
2.1. Анализ деятельности Центра социальной помощи семье и детям
Алапаевского района 44
2.2. Разработка и реализация программы правового просвещения
подростков как технологии профилактики безнадзорности 58
Заключение 70
Список источников и литературы 74
Приложения
Положение детей в любом государстве - это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост безнадзорности у подростков. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка «выталкивают» неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, сдавшие свои площади в аренду коммерческим фирмам.
В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства - человека, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между: провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях; между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России; потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей; высоким уровнем осознания и реализации, собственных прав и низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения; между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту безнадзорности и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Безнадзорность является одной из основных причин подростковых девиаций. Как следствие беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Проблема безнадзорности рассматривается современными авторами (Мирсагатова М.Н., Мухина В.С., Слуцкий Е.Г.) прежде всего применительно к молодежной среде. При этом, сам термин «безнадзорность» часто выступает как ряд положений с терминами «беспризорность» и «бродяжничество» и, более того, в неразрывной связке с последними (Глаголева А.В.). Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире. В этой связи все более востребованными оказываются социально-педагогические технологии работы с данной категорией подростков.
Система специализированных учреждений для несовершеннолетних вносит свой вклад в работу по профилактике безнадзорности и восстановлению семьи как социального института, однако возможности правового просвещения как средства профилактики безнадзорности подростков используются далеко не всегда.
Таким образом, складывается противоречие между необходимостью профилактики безнадзорности подростков и недостаточной изученностью возможностей правового просвещения как средства данной профилактики.
Проблема - как использовать правовое просвещение для профилактики безнадзорности подростков в Центре социальной помощи семье и детям.
Вышесказанное побудило нас выбрать для исследования тему «Правовое просвещение несовершеннолетних правонарушителей как технология профилактики безнадзорности в Центре социальной помощи семье и детям Алапаевского района».
Объект исследования - профилактика безнадзорности подростков.
Предметом выступает - формы и методы правового просвещения несовершеннолетних правонарушителей.
Цель работы - проанализировать деятельность по правовому просвещению несовершеннолетних правонарушителей, как технологии профилактики безнадзорности подростков в ^Центре социальной помощи семье и детям.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие, формы и методы правового просвещения подростков.
2. Охарактеризовать причины подростковой безнадзорности в России, понятие и виды ее профилактики.
воспитательную деятельность несовершеннолетними в Центре социальной помощи семье и детям.
4. Разработать жи реализовать о программу правового и просвещения несовершеннолетних как средство профилактики безнадзорности подростков.
В ходе работы были изучены и проанализированы такие нормативно-правовые источники, как: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Устав ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям», Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в «Российской Федерации», Федеральный закон от 24 «июня 1999 года 120-ФЗ "Об «основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретические (теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, обобщение), эмпирические (анализ документов, анкетирование, разработка программы по правовому просвещению).
База ^исследования -Центр социальной помощи семье и «детям Алапаевского района.
Структура «работы. Выпускная ^квалификационная работа ^состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В данном исследовании рассматривалось правовое просвещение как средство профилактики безнадзорности подростков. Фактически речь шла о первичной и вторичной профилактике, которая предполагает устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Необходимость правового просвещения очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые, так или иначе, используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.
Средствами правового просвещения выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств. В процессе правового просвещения важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.
Весь процесс современного правового просвещения должен быть направлен на достижение указанных целей, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.
В ходе теоретического анализа и синтеза литературы по теме исследования, мы выявили, что под безнадзорностью в отечественных нормативно-правовых документах понимается отсутствие надзора за кем- либо или чем-либо. Безнадзорный - в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Причинами безнадзорности детей и подростков в современной России являются и кризисные процессы в семье, социальная напряженность в обществе, трансформация функций образовательных учреждений и широкий криминогенный фон общественной жизни. Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают в преступные группировки. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.
Подростковый возраст - очень важный период в жизни человека, когда происходит его становление как личности, формирование его мировоззрения, самосознания. От того, насколько успешно будет проходить процесс социализации в этом возрасте, зависит будущее человека. Подростковый возраст называют переходным, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности. Подростковый возраст — «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Под профилактикой можно понимать использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Профилактика является наиболее действенным средством «борьбы» с безнадзорностью подростков, поэтому ее организация является одной из актуальнейших задач работы центров социальной помощи семье и детям.
Среди средств профилактики безнадзорности можно выделить правовое просвещение. Правовое просвещение следует понимать как целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
В исследовании мы пришли к выводу, что проблема безнадзорности актуальна для современного подростка. Её решение требует комплексности, систематичности в деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Социально-педагогическая деятельность с безнадзорными подростками имеет две основные составляющие: выявление подростков данной категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с подростками.
Каждая из выделенных составляющих должна основываться на проведении профилактической работы, одним из средств которой является правовое просвещение подростков. С этой целью была разработана и в период с января 2017 г. по декабрь 2017 г. реализована программа «Надежда». В ее реализации было задействовано 26 подростков. Следует отметить, что семьи, участвовавшие в реализации программы «Надежда» поставлены на учет в Центре социальной помощи семье и детям пос. Махнево за ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей, в частности, подростки в силу различных причин являлись безнадзорными.
Первичная диагностика, проводившаяся среди подростков посредством анкетного опроса, анализа документов (личные дела, отчеты о проделанной работе) и наблюдения показали низкий уровень правовых знаний у респондентов. Мероприятия, предусмотренные программой «Надежда», проводились как в индивидуальной, так и в групповой формах. Методами, используемыми в рамках данных форм, являлись в первом случае - беседа, консультация, во втором - собрания, лектории, игры, правовой брейн-ринг, правовой практикум, агитационная акция.
После реализации программы «Надежда» среди ее участников было проведено повторное анкетирование, показавшее повышение уровня правовой просвещенности подростков. Кроме того, подростки стали больше доверять взрослым. В частности родителям. Данные анкетирования подтверждаются также результатами наблюдения и анализа документов.
Вышесказанное свидетельствует о том, что разработанная и реализованная в Центре социальной помощи семьи и детям программа «Надежда» результативна. Гипотеза, что профилактика безнадзорности подростков в Центре социальной помощи семье и детям будет успешной при условии применения правового просвещения, как самих подростков, так и их родителей, подтверждена.
1. Азаров Ю.П., Беспризорность и детская преступность - наши беды/ Ю.П. Азаров // Воспитание школьников. - № 7. - 2002. - 63 с.
2. Антонов А.И., Несовершеннолетние преступники: кто они?/ А.И. Антонов // Социс. - 2003.- 91 с.
3. Беличева С.А., Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, Б.М. Фокин. - М., 2003. - 85 с.
4. Васильчиков В.М., Бродяжничество, бездомность и организация социально-медицинского обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий / В.М. Васильчиков, Л.М. Зябрева, Л.Я. Чикарина // Российский журнал социальной работы. - 1998. - № 2. -73 с.
5. Гоголева А.В., Социально-психологическая характеристика побега, бегства, ухода ребенка из дома / А.В. Гоголева // Мир психологии. - 2003. - № 4. - 229 с.
6. Дивицына Н.Ф., Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н.Ф. Дивицина. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 22 с.
7. Дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах. Дети, лишенные родительского попечения / Ежегодный государственный доклад «О положении детей в российской федерации. 1996 год» / под ред. Г.Н. Кареловой. - М.: Синергия, 1997. - 85 с.
8. Дети России на пороге XXI века / Независимый доклад Российского Детского фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации / Дитя человеческое. - 2000. - №4. - С.5-6
9. Детство: краткий словарь-справочник. - М.: ИНФРА, 1999. - 147 с.
10. Дулинови Л.Т., Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления / Л.Т. Дулинови, А.Л. Маршак, Е.И. Холостова. - М., 2000. - 125 с.
11. Зубкова Т.С., Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М., 2004. - 224 с.
12. Конвенция о правах ребенка.
13. Курбатова В.И., Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатова. - Ростов н/Д., 2003. - 480 с.
14. Максимов Л.Н., Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы // Нескучный Сад. - 2003. - № 1. - 37 с.
15. Мардахаев Л.В., Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. - М., 2002. - 368 с.
16. Мирошниченко Л.Д., Организация антинаркотической работы с подростками / Л.Д. Мирошниченко // Педагогика. - 2000. - № 9. - 27 с.
17. Мирсагатова М.Н., Роль и место специализированных социально-реабилитационных учреждений в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально- дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997. - 94 с.
18. Мухина В.С., К проблеме социального развития ребенка/ В.С. Мухина // Психологический журнал. - 1990. - № 4. - 7 с.
19. Мухина В.С., Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. -19 с.
20. Нечаева А.М., Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) / А.М. Нечаева. - М., 2000. - 87 с.
21. Нечаева А.М., Детская беспризорность - опасное социальное явление / А.М. Нечаева // Государство и право. - 2001. - № 6. - 64
22. Павленок П.Д., Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФА-М, 2009. - 272 с.
23. Пищулин Н.П., Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности / Н. П. Пищулин // Московский комсомолец. - 2004. - № 3.
24. Поддубная Т.Н., Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации: учеб. пособие / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - Ростов н/Д., 2005. - 243 с.
25. Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности, несовершеннолетних на 2002 год» // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 12. - 9 с.
26. Постановление Правительства от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»: / Работник социальной службы. - 2001. - № 2. - 130 с.
27. Постановление Правительства от13.03.2004 № 154 «Об
утверждении Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних (на 2008-2009гг)»: / Работник социальной службы. - 2002. - № 3. - 87 с.
28. Постановление Правительства от13.03.2002 № 154 «О
дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних»: // Работник социальной службы. - 2002. - № 2. - 85 с.
29. Постановление Правительства от 25.08.2002 № 625 «О федеральной целевой программе Дети сироты (на 2003-2006 гг.)» : / СЗ РФ. - № 37. - ст. 3712.
30. Постановление Правительства от 13.03.2002 № 292-р «О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2003-2006 г. г)»: / СЗ РФ. - № 41. - ст. 3984.
31. Постановление Правительства РФ от июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
32. Предупреждение социального сиротства, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков // Социальная работа. - 2002. -№ 2. - 7 с.
33. Президентская программа «Дети России». - М., 1999
34. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации работы по выполнению постановления правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год»: // Вестник образования. - 2002. - № 11. - 34 с.
35. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности» // Вестник образования. - 2002. - № 5. - 71 с.
36. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О создании оперативного штаба по профилактике детской беспризорности и безнадзорности» // Вестник образования. - 2002. - № 5. -74 с.
37. Реабилитация социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / сост. Г.М. Иващенко, В.Ч. Бушуева при участии В.И. Ширинского.- М.: НИИ семьи и воспитания, 1998. - 237 с.
38. Рекомендации по результатам парламентских слушаний «Детская безнадзорность и беспризорность как один // Парламентская газета - 26.12.2001.
39. Ремшмидт Х., Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт - М., 1994. - 354 с.
40. Рожков А.Ю., Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие / А.Ю. Рожков / Вопросы истории. - 2000. - № 1. - 60 с.
41. Садков Е.В., Маргинальность и преступность / Е.В. Садков // Социс. - 2000. - № 3. - 47 с.
42. Семейный кодекс РФ. - М.: «Приор», 2002. - 64 с.
43. Словарь справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. - М.; 1997. - 397 с.
44. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 354 с.
45. Слуцкий Е.Г., Беспризорность в России: вновь грозная угроза / Е.Г. Слуцкий // Социологическое исследование. - 1998. - № 3. - 121 с.
46. Смид Р., Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид - пер. с англ. - М.: Генезис, 1999. - 285 с.
47. Смолякова Т., Проблема перестала быть беспризорной/ Т. Смолякова // Российская газета. - 2002. - 16 янв.
48. Сморгунова Н.Ф., Предупреждение беспризорности среди детей и подростков России (20-90-е г.г.20 в.) / Н. Ф. Сморгунова: Автореф. Дис. канд. пед. наук. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.
49. Снайдер Д., Курс выживания для подростков / Д. Снайдер, - Екатеринбург, 1992. - 243 с.
50. Состояние и основные направления профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: Ежегодный государственный доклад «О положении детей в российской Федерации. 1997 год.» / под.ред. Г.Н. Кареловой. - М.: Синергия, 1998. - 59 с.
51. Табайков А.А., Преступная субкультура / А.А. Табайков // Социс.
- 2004. - № 5. - 93 с.
52. Теория и методика социальной работы / под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, 2004. - Ч. 2. - 161 с.
53. Терехина В., Для специализированных социальных учреждений / В. Терехина. - 2002. № 1. - 33 с.
54. Указ Президента РФ 14 сентября 1995 г. N 942 «Об утверждении Основных направлений государственной, социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» / СЗ РФ - 1995. №36 - Ст. 2376.
55. Устав ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям».
56. Фалькович Т.А., Подростки XXI века. Психолого-педаггическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. - 2005. - 96 с.
57. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями от 20.07.2000 г., 22.08.2004 г.). Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ - 1999. №25 - Ст. 1278.
58. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ - 1995. № 40 - Ст.3468.
59. Федеральный закон от 24 июня 1999 года 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» // СЗ РФ - 1999. - № 25 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [Текст] ФЗ от 24.06.99. № 120 - ФЗ - Справочно-правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НИИ «Гарант-сервис». - Последнее обновление 23.03.2003.
60. Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» : ФЗ - Собрание Законодательства РФ. - 1998.
- № 31 - ст. 3802.
61. Федеральный Закон РФ от 21.12.1996. № 159 «О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» : ФЗ - СЗ РФ. - 2003. - № 2. - ст. 160.
62. Фирсов М.В., Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М., 2001. - 432 с.
63. Холостова Е.И., Технологии социальной работы: / Е.И. Холостова.
- М.: ИНФРА - М., 2002. - 340 с.