ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания правового просвещения как технологии профилактики безнадзорности подростков 7
1.1. Характеристика и причины подростковой безнадзорности в России 7
1.2. Понятие, формы и методы правового просвещения подростков 22
1.3. Понятие и виды профилактики безнадзорности подростков 30
Глава 2. Опыт деятельности по правовому просвещению безнадзорных несовершеннолетних в центре социальной помощи семье и детям Алапаевского района 44
2.1. Анализ деятельности Центра социальной помощи семье и детям
Алапаевского района 44
2.2. Разработка и реализация программы правового просвещения
подростков как технологии профилактики безнадзорности 58
Заключение 70
Список источников и литературы 74
Приложения
Глава 1. Теоретические основания правового просвещения как технологии профилактики безнадзорности подростков 7
1.1. Характеристика и причины подростковой безнадзорности в России 7
1.2. Понятие, формы и методы правового просвещения подростков 22
1.3. Понятие и виды профилактики безнадзорности подростков 30
Глава 2. Опыт деятельности по правовому просвещению безнадзорных несовершеннолетних в центре социальной помощи семье и детям Алапаевского района 44
2.1. Анализ деятельности Центра социальной помощи семье и детям
Алапаевского района 44
2.2. Разработка и реализация программы правового просвещения
подростков как технологии профилактики безнадзорности 58
Заключение 70
Список источников и литературы 74
Приложения
Положение детей в любом государстве - это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост безнадзорности у подростков. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка «выталкивают» неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, сдавшие свои площади в аренду коммерческим фирмам.
В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства - человека, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между: провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях; между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России; потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей; высоким уровнем осознания и реализации, собственных прав и низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения; между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту безнадзорности и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Безнадзорность является одной из основных причин подростковых девиаций. Как следствие беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Проблема безнадзорности рассматривается современными авторами (Мирсагатова М.Н., Мухина В.С., Слуцкий Е.Г.) прежде всего применительно к молодежной среде. При этом, сам термин «безнадзорность» часто выступает как ряд положений с терминами «беспризорность» и «бродяжничество» и, более того, в неразрывной связке с последними (Глаголева А.В.). Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире. В этой связи все более востребованными оказываются социально-педагогические технологии работы с данной категорией подростков.
Система специализированных учреждений для несовершеннолетних вносит свой вклад в работу по профилактике безнадзорности и восстановлению семьи как социального института, однако возможности правового просвещения как средства профилактики безнадзорности подростков используются далеко не всегда.
Таким образом, складывается противоречие между необходимостью профилактики безнадзорности подростков и недостаточной изученностью возможностей правового просвещения как средства данной профилактики.
Проблема - как использовать правовое просвещение для профилактики безнадзорности подростков в Центре социальной помощи семье и детям.
Вышесказанное побудило нас выбрать для исследования тему «Правовое просвещение несовершеннолетних правонарушителей как технология профилактики безнадзорности в Центре социальной помощи семье и детям Алапаевского района».
Объект исследования - профилактика безнадзорности подростков.
Предметом выступает - формы и методы правового просвещения несовершеннолетних правонарушителей.
Цель работы - проанализировать деятельность по правовому просвещению несовершеннолетних правонарушителей, как технологии профилактики безнадзорности подростков в ^Центре социальной помощи семье и детям.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие, формы и методы правового просвещения подростков.
2. Охарактеризовать причины подростковой безнадзорности в России, понятие и виды ее профилактики.
воспитательную деятельность несовершеннолетними в Центре социальной помощи семье и детям.
4. Разработать жи реализовать о программу правового и просвещения несовершеннолетних как средство профилактики безнадзорности подростков.
В ходе работы были изучены и проанализированы такие нормативно-правовые источники, как: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Устав ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям», Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в «Российской Федерации», Федеральный закон от 24 «июня 1999 года 120-ФЗ "Об «основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретические (теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, обобщение), эмпирические (анализ документов, анкетирование, разработка программы по правовому просвещению).
База ^исследования -Центр социальной помощи семье и «детям Алапаевского района.
Структура «работы. Выпускная ^квалификационная работа ^состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства - человека, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между: провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях; между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России; потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей; высоким уровнем осознания и реализации, собственных прав и низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения; между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту безнадзорности и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Безнадзорность является одной из основных причин подростковых девиаций. Как следствие беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Проблема безнадзорности рассматривается современными авторами (Мирсагатова М.Н., Мухина В.С., Слуцкий Е.Г.) прежде всего применительно к молодежной среде. При этом, сам термин «безнадзорность» часто выступает как ряд положений с терминами «беспризорность» и «бродяжничество» и, более того, в неразрывной связке с последними (Глаголева А.В.). Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире. В этой связи все более востребованными оказываются социально-педагогические технологии работы с данной категорией подростков.
Система специализированных учреждений для несовершеннолетних вносит свой вклад в работу по профилактике безнадзорности и восстановлению семьи как социального института, однако возможности правового просвещения как средства профилактики безнадзорности подростков используются далеко не всегда.
Таким образом, складывается противоречие между необходимостью профилактики безнадзорности подростков и недостаточной изученностью возможностей правового просвещения как средства данной профилактики.
Проблема - как использовать правовое просвещение для профилактики безнадзорности подростков в Центре социальной помощи семье и детям.
Вышесказанное побудило нас выбрать для исследования тему «Правовое просвещение несовершеннолетних правонарушителей как технология профилактики безнадзорности в Центре социальной помощи семье и детям Алапаевского района».
Объект исследования - профилактика безнадзорности подростков.
Предметом выступает - формы и методы правового просвещения несовершеннолетних правонарушителей.
Цель работы - проанализировать деятельность по правовому просвещению несовершеннолетних правонарушителей, как технологии профилактики безнадзорности подростков в ^Центре социальной помощи семье и детям.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие, формы и методы правового просвещения подростков.
2. Охарактеризовать причины подростковой безнадзорности в России, понятие и виды ее профилактики.
воспитательную деятельность несовершеннолетними в Центре социальной помощи семье и детям.
4. Разработать жи реализовать о программу правового и просвещения несовершеннолетних как средство профилактики безнадзорности подростков.
В ходе работы были изучены и проанализированы такие нормативно-правовые источники, как: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Устав ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям», Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в «Российской Федерации», Федеральный закон от 24 «июня 1999 года 120-ФЗ "Об «основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретические (теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, обобщение), эмпирические (анализ документов, анкетирование, разработка программы по правовому просвещению).
База ^исследования -Центр социальной помощи семье и «детям Алапаевского района.
Структура «работы. Выпускная ^квалификационная работа ^состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В данном исследовании рассматривалось правовое просвещение как средство профилактики безнадзорности подростков. Фактически речь шла о первичной и вторичной профилактике, которая предполагает устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Необходимость правового просвещения очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые, так или иначе, используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.
Средствами правового просвещения выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств. В процессе правового просвещения важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.
Весь процесс современного правового просвещения должен быть направлен на достижение указанных целей, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.
В ходе теоретического анализа и синтеза литературы по теме исследования, мы выявили, что под безнадзорностью в отечественных нормативно-правовых документах понимается отсутствие надзора за кем- либо или чем-либо. Безнадзорный - в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Причинами безнадзорности детей и подростков в современной России являются и кризисные процессы в семье, социальная напряженность в обществе, трансформация функций образовательных учреждений и широкий криминогенный фон общественной жизни. Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают в преступные группировки. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.
Подростковый возраст - очень важный период в жизни человека, когда происходит его становление как личности, формирование его мировоззрения, самосознания. От того, насколько успешно будет проходить процесс социализации в этом возрасте, зависит будущее человека. Подростковый возраст называют переходным, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности. Подростковый возраст — «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Под профилактикой можно понимать использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Профилактика является наиболее действенным средством «борьбы» с безнадзорностью подростков, поэтому ее организация является одной из актуальнейших задач работы центров социальной помощи семье и детям.
Среди средств профилактики безнадзорности можно выделить правовое просвещение. Правовое просвещение следует понимать как целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
В исследовании мы пришли к выводу, что проблема безнадзорности актуальна для современного подростка. Её решение требует комплексности, систематичности в деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Социально-педагогическая деятельность с безнадзорными подростками имеет две основные составляющие: выявление подростков данной категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с подростками.
Каждая из выделенных составляющих должна основываться на проведении профилактической работы, одним из средств которой является правовое просвещение подростков. С этой целью была разработана и в период с января 2017 г. по декабрь 2017 г. реализована программа «Надежда». В ее реализации было задействовано 26 подростков. Следует отметить, что семьи, участвовавшие в реализации программы «Надежда» поставлены на учет в Центре социальной помощи семье и детям пос. Махнево за ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей, в частности, подростки в силу различных причин являлись безнадзорными.
Первичная диагностика, проводившаяся среди подростков посредством анкетного опроса, анализа документов (личные дела, отчеты о проделанной работе) и наблюдения показали низкий уровень правовых знаний у респондентов. Мероприятия, предусмотренные программой «Надежда», проводились как в индивидуальной, так и в групповой формах. Методами, используемыми в рамках данных форм, являлись в первом случае - беседа, консультация, во втором - собрания, лектории, игры, правовой брейн-ринг, правовой практикум, агитационная акция.
После реализации программы «Надежда» среди ее участников было проведено повторное анкетирование, показавшее повышение уровня правовой просвещенности подростков. Кроме того, подростки стали больше доверять взрослым. В частности родителям. Данные анкетирования подтверждаются также результатами наблюдения и анализа документов.
Вышесказанное свидетельствует о том, что разработанная и реализованная в Центре социальной помощи семьи и детям программа «Надежда» результативна. Гипотеза, что профилактика безнадзорности подростков в Центре социальной помощи семье и детям будет успешной при условии применения правового просвещения, как самих подростков, так и их родителей, подтверждена.
Средствами правового просвещения выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств. В процессе правового просвещения важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.
Весь процесс современного правового просвещения должен быть направлен на достижение указанных целей, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.
В ходе теоретического анализа и синтеза литературы по теме исследования, мы выявили, что под безнадзорностью в отечественных нормативно-правовых документах понимается отсутствие надзора за кем- либо или чем-либо. Безнадзорный - в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Причинами безнадзорности детей и подростков в современной России являются и кризисные процессы в семье, социальная напряженность в обществе, трансформация функций образовательных учреждений и широкий криминогенный фон общественной жизни. Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают в преступные группировки. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.
Подростковый возраст - очень важный период в жизни человека, когда происходит его становление как личности, формирование его мировоззрения, самосознания. От того, насколько успешно будет проходить процесс социализации в этом возрасте, зависит будущее человека. Подростковый возраст называют переходным, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности. Подростковый возраст — «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Под профилактикой можно понимать использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Профилактика является наиболее действенным средством «борьбы» с безнадзорностью подростков, поэтому ее организация является одной из актуальнейших задач работы центров социальной помощи семье и детям.
Среди средств профилактики безнадзорности можно выделить правовое просвещение. Правовое просвещение следует понимать как целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
В исследовании мы пришли к выводу, что проблема безнадзорности актуальна для современного подростка. Её решение требует комплексности, систематичности в деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Социально-педагогическая деятельность с безнадзорными подростками имеет две основные составляющие: выявление подростков данной категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с подростками.
Каждая из выделенных составляющих должна основываться на проведении профилактической работы, одним из средств которой является правовое просвещение подростков. С этой целью была разработана и в период с января 2017 г. по декабрь 2017 г. реализована программа «Надежда». В ее реализации было задействовано 26 подростков. Следует отметить, что семьи, участвовавшие в реализации программы «Надежда» поставлены на учет в Центре социальной помощи семье и детям пос. Махнево за ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей, в частности, подростки в силу различных причин являлись безнадзорными.
Первичная диагностика, проводившаяся среди подростков посредством анкетного опроса, анализа документов (личные дела, отчеты о проделанной работе) и наблюдения показали низкий уровень правовых знаний у респондентов. Мероприятия, предусмотренные программой «Надежда», проводились как в индивидуальной, так и в групповой формах. Методами, используемыми в рамках данных форм, являлись в первом случае - беседа, консультация, во втором - собрания, лектории, игры, правовой брейн-ринг, правовой практикум, агитационная акция.
После реализации программы «Надежда» среди ее участников было проведено повторное анкетирование, показавшее повышение уровня правовой просвещенности подростков. Кроме того, подростки стали больше доверять взрослым. В частности родителям. Данные анкетирования подтверждаются также результатами наблюдения и анализа документов.
Вышесказанное свидетельствует о том, что разработанная и реализованная в Центре социальной помощи семьи и детям программа «Надежда» результативна. Гипотеза, что профилактика безнадзорности подростков в Центре социальной помощи семье и детям будет успешной при условии применения правового просвещения, как самих подростков, так и их родителей, подтверждена.
Подобные работы
- Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как системообразующий фактор эффективной социальной помощи семье и детям
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Организация вторичной профилактической работы в общеобразовательных учреждениях с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Административно-правовой статус центров временного содержания несовершеннолетних - правонарушителей
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Особенности правового статуса несовершеннолетних в
уголовном праве России
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016



