Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1 Рынок производства мыла………………………………………… 5
1.1 Теоретические основы бизнес-планирования……………………..... 5
1.2 Анализ рынка производства мыла в России………………………... 17
Глава 2 Бизнес-план организации производства натурального мыла.. 26
2.1 Резюме проекта……………………………………………………….. 26
2.2 Маркетинг проекта ………………………………………………....... 26
2.3 Организационный план ……………………………………………… 30
2.4 Финансовый план ……………………………………………………. 34
2.5 Анализ рисков………………………………………………………… 43
Заключение……………………………………………………………………. 47
Список литературы…………………………………………………………... 50
Приложение…………………………………………………………………… 55
Актуальность темы исследования. Мыло на протяжении многих десятков лет успешно выдерживает конкуренцию с различными дорогостоящими косметическими и гигиеническими средствами. Изначально оно использовалось исключительно для очищения рук и тела, однако сегодня к гигиенической функции мыла добавились и некоторые другие. Сегодня мыло
используется для лечения, для чувствительной кожи, снятия напряжения, как
продукт ароматерапии, для борьбы со старением кожи и т.д. В эпоху массового производства высоко ценится все то, что сделано из натуральных ингредиентов. Вследствие чего набирает силу новая для российского рынка категория - натуральное мыло, которое производится на основе органических
компонентов без синтетических ингредиентов.
Актуальность открытия бизнеса производства натурального мыла состоит в том, что на рынке данная «ниша» является незанятой, бизнес изготовления продукции по специальным рецептам из натуральных ингредиентов
имеет высокую степень конкуренции, так как сейчас потребители предпочитают использовать гигиенические средства из максимально полезных компонентов, а подобных предложений среди промышленных производителей
очень мало.
Объектом исследования являются организации, ориентированные на
производство и реализацию натурального мыла в условиях конкурентного
рынка.
Предметом исследования являются организационные и социальноэкономические отношения и процессы, влияющие на подготовку и обоснование бизнес-модели производства натурального мыла в формате малого предприятия.
Целью данной работы является разработка бизнес-плана производства натурального мыла для субъекта малого предпринимательства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Провести анализ теоретических основ бизнес-планирования;
2. Проанализировать рынок производства мыла в России;
3. Разработать бизнес-план по производству натурального мыла;
4. Составить маркетинговый и организационный планы проекта;
5. Оценить эффективность, риски бизнес-плана;
6. Предложить меры по снижению выявленных рисков.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме бизнес-планирования,
таких как: Зудбинова Т.Ю., Бронникова Т.С., Стрекалова Н.Д., Торосян Е. К.,
Новиков М.В., Бронникова Т.С., Форд Б., Борнстайн Д., Пруэтт П. и другие.
Материалы работ данных авторов были использованы для написания работы.
Материалы параграфа 1.2 - анализ рынка производства мыла в России, сформированы из маркетинговых исследований группы «КОМКОН-Фарма», исследований маркетингового агентства ROIF Expert, а также бизнес-сайтов.
Эмпирическая база исследования. Для написания выпускной квалификационной работы были использованы научные статьи, учебные пособия,
материалы, содержащие данные о бизнес-планировании, для анализа рынка
мыла Росси применялись данные предоставленные интернет-ресурсами, а
также материалы интернет-журналов и интернет-блогов.
Методы исследования: системный, функциональный и маркетинговый
подходы, аналитический, графический и статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для реализации производства по
производству натурального мыла
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает
введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Подводя итог выпускной квалификационной работы, в соответствии с
задачами, можно сделать выводы:
1. Проанализированы теоретические аспекты бизнес-планирования.
Планирование представляет собой процесс выработки действий по достижению поставленной цели, который применяется для конкретизации совокупности параметров желаемого результата и комплекса мероприятий,
способствующих его достижению, посредством предвидения будущей ситуации. Планирование является основой развития фирмы, проявляется реальная
возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков, сохранить гибкость управления. Процесс планирования делится на этапы: формулировка миссии, прогнозирование, целеполагание, проектирование, бюджетирование, формирование процедур, оформление плана, определение ответственных исполнителей. Итогом процесса планирование считается система
планов, т.е. бизнес-план.
Бизнес- план определяется как программа деятельности и/или развития
бизнеса хозяйствующего субъекта, где разрабатываются стратегия и тактика,
направленные на достижение целей организации, и основанная на потребностях рынка и возможностях получения необходимых производственных ресурсов. Бизнес- план обычно содержит около 10 разделов. Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы: резюме,
описание бизнеса, продукты и услуги, анализ рынка, маркетинговый план,
производственный план, организационный план, финансовый план, оценка
рисков, приложение. Однако последовательность действий по бизнеспланированию не идентична представленной нумерации разделов бизнесплана, поскольку охватывает подготовительный этап и подготовку к его презентации потенциальным инвесторами иным адресатам. В разделе представлен алгоритм составления бизнес-плана.
2. Проведен анализ рынка производства мыла в России. Мыло на протяжении многих десятков лет успешно выдерживает конкуренцию с различными дорогостоящими косметическими и гигиеническими
средствами. На российском рынке мыла выделяют 4 сегмента: мыло промышленного производства, натуральное мыло, мягкое мыло, мыло без мыла.
Основным видом туалетного мыла, производимым в РФ, является мыло туалетное твердое на жировой основе. Лидирующие предприятияпроизводители исследуемого рынка в России расположены в 5-ти федеральных округах (Приволжском, Северо-Западном, Центральном, Уральском и
Южном). Однако в настоящее время сохраняется ситуация олигополии иностранных корпораций. Рынок мыльной продукции продолжают делить между
собой крупнейшие игроки зарубежного рынка (Procter & Gamble, Henkel,
«Нэфис Косметикс»). Тем не менее, сегмент натурального мыла сейчас набирает обороты, спрос с каждым годом только растет. Продукция, изготовленная по специальным рецептам из натуральных ингредиентов является конкурентным преимуществом, так как потребители сейчас предпочитают использовать гигиенические средства из максимально полезных компонентов, а подобных предложений среди промышленных производителей очень мало. На
сегодняшний день, по оценкам экспертов, насыщенность этого сегмента
рынка составляет всего лишь 40%. По прогнозам темпы увеличения спроса
на натуральное мыло составляют не менее 15% в год.
3. Разработан бизнес-план организации производства натурального мыла.
Будет создана организация «ИП Швоева», занимающаяся производством натурального мыла с дальнейшей его реализацией. Ассортимент производства будет представлен двенадцатью видами мыла и, в дальнейшем, будет расширяться.
В разделе маркетинговый план была определена потребность, выявлена
степень удовлетворенности/неудовлетворенности/ недостаточной удовлетворенности потребности, проанализированы предполагаемые конкуренты бизнес-проекта; посредством анкетирования: проведено сегментирование потребителей, составлен «портрет потребителя», определены потребительские
привычки.
В разделе организационный план:
1. Разработана организационная структура бизнес-проекта;
2. Определены основные блоки работ проекта.
В разделе финансовый план
1. Рассчитаны капитальные вложения, необходимые для запуска проекта,
а также определены источники финансирования;
2. Рассчитаны переменные и постоянные издержки производства натурального мыла в месяц;
3. Просчитана точка безубыточности в натуральном выражении (3 кг.) и в
денежном выражении (109500 рублей);
4. Исходя из результатов анкетирования, было определено примерное количество покупателей в день и предполагаемая выручка в месяц.
По данным таблицы расчета эффективности можно сказать, что бизнеспроект «производство натурального мыла» будет достаточно эффективным,
потому что NPV больше нуля, а значит проект окупится через 1,3 месяцев,
следовательно, проект стоит того, чтобы его разрабатывали и внедряли.
О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : федеральный закон
Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) //
Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. О безопасности парфюмерно-косметической продукции [Электронный
ресурс] : технический регламент Таможенного Союза от 23 сентября 2011
года № 799 (с изменениями на 2 декабря 2015 года) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса [Текст] / Р. Абрамс. – Москва : Альпина Паблишер, 2014. – 496 с.
4. Абрамс, Р. Бизнес-план за один день: правильно и быстро [Текст] : учебное пособие / Р. Абрамс, Дж. Валлон. – Санкт-Петербург : Питер, 2015 -
187 с.
5. Абрамс, Р. Как составить наилучший бизнес-план для любой отрасли и
сферы деятельности [Текст] : пер. с англ. / Р. Абрамс. – Санкт-Петербург :
Соврем. бизнес-технологии, 2017. - 536 с.
6. Анализ рынка бытовой химии в России [Электронный ресурс] / Онлайнслужба распространения пресс-релизов B2Blogger.com. 2015. – Режим
доступа: http://b2blogger.com/pressroom/196975.html
7. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса [Текст] / Э.А. Арустамов. – Москва :
Дашков и К, 2015. – 232 с.
8. Афитов, Э. А. Планирование на предприятии [Текст] : учебник / Э.А.
Афитов. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 344 с.
9. Бабич, Т. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] :
учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. – Ммосква : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 336 с.51
10.Барроу, П. Бизнес-план, который работает [Текст] : пер. с англ. / П. Барроу; с предисл. Р. Брэнсона. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2017. - 281
с.
11.Бронникова, Т.С. разработка бизнес-плана проекта [Текст] : учебное пособие / Т.С. Бронникова. – Москва : АЛЬФА-М: ИНФА-М, 2015. – 224 с.
12.Буров, В. П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика [Текст] / В.П. Буров,
А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. – Москва : НИЦ Инфра-М, 2015. – 192 с.
13.Бутов, Г.Н. Планирование на предприятии [Текст] : учебное пособие /
Г.Н. Бутов. – Казань : КФ ВГАВТ, 2014. - 86 с.
14.Бухалков, М. И. Планирование на предприятии [Текст] / М.И. Бухалков. –
Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 411 с.
15.Горячкин, Д. Пениться по-европейски [Электронный ресурс] / Д. Горячкин // Экономика и жизнь. – 2011. – №43 (9409). – Режим доступа:
https://www.eg-online.ru/article/150029/
16.Грузинов, В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия [Текст] : учебник.
Практикум / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – Москва : Финансы и статистика, 2015. — 336 с.
17.Доля моющих средств в объеме производства бытовой химии [Электронный ресурс] / Интернет-портал РБК Исследования рынков. 2015. – Режим
доступа:
http://marketing.rbc.ru/news_research/03/11/2015/562949998012296.shtml
18.Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии [Текст] / И. А.
Дубровин. – Москва : Дашков и К, 2014. – 432 с.
19.Зудбинова, Т.Ю. Бизнес-планирование: лучший способ предотвратить
ошибки [Текст] / Т.Ю. Зудбинова. – Ростова-на-Дону : Феникс, 2014. –
237 с.
20.Ильин, А. И. Планирование на предприятии [Текст] : учебное пособие /
А.И. Ильин. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 668 с.52
21.Интернет-ресурс Города Росси.рф. Сведения о г. Белгороде. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--
p1ai/sity_id.php?id=49
22.Компания Reckitt Benckiser: Россия является лучшим местом для европейских инвестиций [Электронный ресурс] / Интернет-проект «Сделано у
нас». 2011. – Режим доступа: http://www.sdelanounas.ru/blogs/5764/
23.Кредитный калькулятор Сбербанк 2017. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.kreditnyi-calculator.ru
24.Ломакин, И. Анализ рынка бытовой химии в России [Электронный ресурс] / И. Ломакин // Интернет-ресурс Re-port.ru. 2014. – Режим доступа:
http://re-port.ru/research/analiz_rynka_bytovoi_himii_v_rossii/
25.Ломакин, И. Анализ рынка бытовой химии в России [Электронный ресурс] / И. Ломакин // Интернет-канал «Бизнес сайт». 2015. – Режим доступа: http://www.sitebs.ru/blogs/24975.html
26.Маркетинговое исследование и анализ российского рынка бытовой химии
[Электронный ресурс] : Агентство маркетинговых исследований «Маркет
Аналитика», 2010 г. – Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&ved=
0ahUKEwjOwSerNHQAhVHlSwKHRlsBUkQFghCMAY&url=http%3A%2F
%2Fwww.marketanalitika.ru%2Freport%2Fdownload%2F59.html&usg=AFQj
CNFwI7qrHrQo8hgx6qW7UPgmpH6GA&bvm=bv.139782543,d.bGs
27.Морошкин, В.А. Бизнес-планирование [Текст] / В.А. Морошкин, В.П. Буров. – Москва : ФОРУМ, 2015. – 192 с.
28.Обзор российского рынка мыла [Электронный ресурс] / Информационный портал межрегионального делового сотрудничества. – Режим доступа: http://www.imcn.ru/content/document_r_57ED7A16-4028-4C82-A9B4-
C7FBFC517DB0.html
29.Объем российского рынка туалетного мыла показал снижение в 2013 году
[Электронный ресурс] / Ведущее российское отраслевое СМИ в области53
рекламы, маркетинга и PR – Sostav.ru. 2015. – Режим доступа:
http://www.sostav.ru/blogs/32702/16310
30.Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – Москва :
ИНФОТЕХ, 2014. – 874 с.
31.Онлайн Калькулятор. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://allcalc.ru/node/100
32.Орлова, Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок [Текст] / Е.Р. Орлова. — Москва : Омега-Л, 2013. — 168 c.
33.Орлова, П.И. Бизнес-планирование [Текст] : учебник для бакалавров/
П.И. Орлова. – Москва : ИТК Дашков и К, 2016. — 288 c.
34.Официальный сайт инновационного цента «Бирюч». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biruch.ru/innovacionnyj-centr-biryuchsposobstvuet-razvitiyu-importozameshheniya-na-vnutrennem-rynke/
35.Попадюк, Т.Г. Бизнес-планировани [Текст] / Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. – Москва : НИЦ Инфра-М, 2015. – 296 с.
36.Попова, В.М Бизнес-планирование [Текст] / В.М Попова, С.И. Ляпунова,
С.Г. Млодика. – Москва : Финансы и статистика, 2014. – 816 с.
37.Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – Москва :
ИНФРА-М, 2016. – 512 с. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/
38.Романова, М. В. Бизнес-планирование [Текст] / М. В. Романова. –
Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 240 с.
39.Смирнов, В. Обзор рынка мыла [Электронный ресурс] / В. Смирнов //
Маркетинг журнал – 4p.ru (раздел обзор рынков). – Режим доступа:
http://4p.ru/main/research/4383/?sphrase_id=2411040
40.Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: учебное пособие [Текст] / Н.Д.
Стрекалова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 352 с.
41.Стрелкова, Л. В. Внутрифирменное планирование [Текст] / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 367 с.54
42.Торосян, Е.К. Бизнес-планирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. К. Торосян, Л. П. Сажнева, А. В. Варзунов. – Санкт-Петербург
: Университет ИТМО, 2015. – 90 с. – Режим доступа:
http://books.ifmo.ru/file/pdf/1721.pdf