Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №14613

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 29
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантного отношения у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Направления работы по формированию толерантного отношения у детей
старшего дошкольного возраста 39
2.3 Динамика сформированности толерантного отношения у детей старшего
дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

В последние годы в России развивается процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную
среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В Федеральном
законе «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.12 закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: «В целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (38).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися, не имеющих психофизических отклонений.
Однако, практика показывает, что дети, имеющие нормальный уровень развития, не готовы принять детей с ОВЗ. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ. Дошкольное образование и воспитание является начальным этапом в нравственном развитии ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и желание сотрудничества с ними, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем. Кроме того, дошкольник имеет пластичную нервную систему, он активно познает различные знания об окружающем мире, способы его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомится с социальными ролями. Поэтому именно дошкольному образованию и воспитанию должна быть отведена решающая роль в реализации задач формирования толерантного отношения (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).
В системе общечеловеческих ценностей толерантное отношение является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия..
Потребность общества в личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, поведению других людей ставит перед современным образованием задачу глубокого изучения и обобщения научно-педагогических и методических исследований по проблеме формирования толерантного отношения подрастающего поколения (21).
Проблема формирования толерантного отношения не является новой. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантного отношения в России, - А.Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия «толерантное отношение», В.Л. Лекторский, выделявший различные критерии толерантного отношения как этического феномена, В.В. Шалин, рассматривавший место толерантного отношения в системе либеральных ценностей.
За рубежом проблемами толерантного отношения занимаются П. Николсон, рассматривавший толерантное отношение как моральный идеал, М. Уолцер, предложивший выделять различные степени проявления толерантного отношения личности.
С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы формирования толерантного отношения связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс развития толерантного отношения у старших дошкольников еще не получил должного научного обоснования.
Анализ литературы показывает, что проблемами формирования толерантного отношения занимались многие ученые. Оно рассматривается как способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется потребностью общества в выпускнике дошкольной образовательной организации, способного проявлять толерантное отношение к другим детям.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений существуют затруднения в вопросах организации процесса формирования толерантного отношения у старших дошкольников: отсутствие диагностических материалов, определенных психолого-педагогических условий решения данной проблемы.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить следующие противоречия: между необходимостью выполнения
государственного образовательного стандарта по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и неготовностью участников образовательного процесса; между многочисленными исследованиями проблемы формирования толерантного отношения и недостатком педагогических технологий обеспечивающих формирование толерантного отношения у дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ. Решение этой проблемы составляет цель исследования
Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ может быть существенно повышена, если будет:
1) обогащение представлений о правилах поведения и способах общения и взаимодействия со сверстниками с ОВЗ, оказания им помощи и поддержки;
2) стимулирование толерантного поведения, появления способов помощи и поддержки сверстникам с ОВЗ;
3) выработка устойчивых положительных оценок по отношению к окружающим, независимо от особенностей психофизического развития (обсуждение проблемных ситуаций, специально созданных или полученных в ходе культурных практик, личный пример).
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить структуру и сущность понятия «толерантное отношение» у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
3. Охарактеризовать современное состояние проблемы формирования толерантного отношения у старших дошкольников в условиях дошкольного образования.
4. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
В работе используется следующий комплекс методов, направленных на решение поставленных задач: анализ научной литературы по проблеме исследования; методы сбора эмпирических данных: опросник «Изучение толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ; проективная методика «Я и мой друг в детском саду»; Тест
«Незаконченные истории»; метод проблемных ситуаций; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2016г.) - анализ научных публикаций по теме исследования, отработка понятий аппарата исследования, определение методов исследования.
Второй этап (октябрь 2016г. - январь 2017г.) - опытно практический. Проведение констатирующего этапа эксперимента (октябрь 2016г.). Проведение формирующего этапа эксперимента (октябрь 2016г. - апрель 2017г.). Проведение контрольного эксперимента (май 2017г.).
Третий этап - (май 2017г.) количественный и качественный анализ, практическая значимость результатов исследования; оформление выпускной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 60 г. Белгорода. Количество детей составляло - 20 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, библиографического списка, заключения, приложения. В работе имеются таблицы и рисунки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе исследования было установлено, что проблема формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ является актуальной. Дети, имеющие нормальный уровень развития, не готовы принять детей с ОВЗ, существует проблема негативного отношения к таким детям. В практике работы дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах организации процесса формирования толерантного отношения у старших дошкольников. Поэтому целью исследования было - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие «толерантное отношение», которое мы рассматриваем как проявление позитивной оценки и принятие другого человека, отсутствие предубежденности в оценке внутренних особенностей, возможностей и поведения детей с разным уровнем психофизического развития, умение устанавливать доброжелательные отношения и сотрудничество в разных видах деятельности.
3. В рамках констатирующего эксперимента были определены критерии и показатели сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ, определены соответствующие диагностические методики, которые позволили выявить уровень сформированности толерантного отношения к детям с ОВЗ. В результате была выявлена проблема: низкий уровень сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
4. Определены и экспериментально проверены следующие психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ: осуществление поэтапно организованной работы по формированию у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ (первый этап - информационно-познавательный, второй этап - эмоционально-оценочный, третий этап - поведенческий).
5. Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность заявленных психолого-педагогических условий и положительную динамику в формировании у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.


1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [Текст] / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. - М. : Смысл, 1998. - 246 с.
2. Ашиков, В.И. «Азбука мира»: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей ст. дошк. возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С. 28-33.
3. Байбаков, А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. - метод. пос. для педагогов и студентов [Текст] / А.М. Байбаков. - Волгоград : Изд - во ВГИПК РО, 2002. - 12 с.
4. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - М.: Наука, 1986. - 60с.
5. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / И.М. Бгажнокова. - М.: Педагогика, 2007. - 247 с.
6. Бондырева, С.К. Формирование межэтнической толерантности в подростковом возрасте [Текст] / С.К. Бондырева // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стереотип. - М.: Изд-во Моск. Психолого - социального ин - та, 2002. - С. 33-52.
7. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.О. Галицких. - М.: Академический проект, 2004. - 240 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 [Текст] / В.И. Даль. - М.: Рус. Яз., 1998. - 556 с.
9. Декларация принципов толерантности [Текст]: офиц. текст. - Париж: Грааль, 1995. - 12 с.
10. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
11. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики: учебно-методическое пособие [Текст] / Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева. - Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. - 110 с.
12. Ильинская, Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности [Текст] / Е.А. Ильинская // Рецензируемый научный журнал «Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена». - 2009. - № 102. - С. 187 - 190.
13. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб. : Издательство НИМИ, 2003. - 186 с.
14. Капустина, Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Н.Г. Капустина. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. - 86 с.
15. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования [Текст] / Е.Ю. Клепцова. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.
16. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 3-12.
17. Конышева, Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры драматизации [Текст] / Е.А. Конышева // Вестник Пермского государственного гуманитарно - педагогического университета. - 2013. - №2. - С. 65-69.
18. Кузнецова, Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук : защищена 2006 / Ю.В. Кузнецова. - Астрахань, 2006. - 152 с.
19. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме [Текст] / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11.
20. Лопухова, Ю.В. Толерантность в контексте глобализации [Текст] / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11.
21. Мириманова, М.С. Толерантность как система воспитания [Текст] / М.С. Мириманова // Развитие личности. - 2002. - № 2. - 154 с.
22. Можейкина, Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: защищена 30.10.2007 / Л.Б. Можейкина. - Иркутск: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2006. - 24 с.
23. Надель-Червинская, М.А. Большой толковый словарь иностранных слов. Т. 3 [Текст] / М.А. Надель - Червинская, П.П. Червинский. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1995. - 195 с.
24. Непочатых, Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : защищена 25.12.2004 / Е.П. Непочатых. - Курск, 2004. - 184 с.
25. Овсянникова, О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук : защищена 2003 / О.А. Овсянникова.- Екатеринбург, 2003. - 28с.
26. Петрицкий, В.А. Толерантность - универсальный этический принцип [Текст] / В.А. Петрицкий // Известия СП лесотехнической академии. - СПб. - 1993. - С. 80-85.
27. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / М.А. Писаревская. - Краснодар : Краснодарский ЦНТИ, 2013. - 132 с.
28. Политическая энциклопедия [Текст]. - М.: Мысль, 1997. - 496 с.
29. Ребер, А.С. Большой толковый психологический словарь [Текст] / А.С. Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 559 с.
30. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования [Текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 3. - С. 65-72.
31. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика [Текст] / А.С. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
32. Словарь иностранных слов и выражений [Текст]. - М.: Мысль, 1998. - 605 с.
33. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
34. Спицына, О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Спицына. - Казань, 2006. - 28 с.
35. Степанов, П.В. Толерантный человек: как его воспитать? [Текст] / П.В. Степанов // Народное образование. - 2001. - № 6. - С. 152-156.
36. Толковый словарь русского языка: в 4 т. [Текст] / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. словари, 1994. - 598 с.
37. Уэйн, К. Образование и толерантность [Текст] / К. Уэйн // Высшее образование в Европе. - 1997. - № 2. - С. 14- 28.
38. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : офиц. текст. - М.: Кремль, 2012.
39. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Просвещение, 1997. - 574 с.
40. Хеффе, О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире [Текст] / О. Хеффе // Философские науки. - 1991. - № 12. - С. 16-28.
41. Чекина, Л.Ф. Психолого-педагогическая диагностика нравственного развития детей и подростков: учебное пособие [Текст] / Л.Ф. Чекина. - Тольятти : Кассандра, 2013. - 170 с.
42. Ефимова, Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе [Электронный ресурс] / Д.В Ефимова // Сборники конференций ниц социосфера. - 2014.№34. URL:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F CyberLenmka.ru%2article%2F n%
2Fvospitaniemezhnatsionalnoytolerantnostivsemieivuze.pdf&name=vospitanie- mezhnatsionalnoy-tolerantnosti-vsemieivuze.pdf&lang =ru&c=575c400d2dbb (Дата обращения: 20.10.2014).
43. Шабалина, А.А. Формирование у старших дошкольников терпимого,
толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А.А Шабалина // Социальная сеть работников образования, 2013. - URL: http: 2013/05/17/ formirovanie-u-starshikh-
doshkolnikov-terpimogo-otnosheniya-k. (Дата обращения: 11.10.2014).
44. Энциклопедия кругосвет: универсальная научно-популярная онлайн- энциклопедия [Электронный ресурс] : [web-сайт] ; ред. А.В. Добровольский, 19972016.URL: http://www. krugosvet. rn/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLER ANTNOST.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ